Spelling through tactile perception (NOT Braille reading)

Коммуникативная и другие методики преподавания английского языка, преподавание разным возрастным категориям, обсуждение и выбор учебников, обмен опытом.

Модераторы: JamesTheBond, mikka

Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#1

Сообщение Andrea »

Всем добрый день. Перейду сразу к делу:
Меня саму данная тема интересует с т.з. того, как различные каналы восприятия способствуют усвоению языка вообще (анлийский, ESL) и спеллинга, в частности.
Прочитала, что Монтессори использовала данную методику для работы с умственно отсталыми детьми, и её подопечные показывали отличные результаты. У нас студенты, к счастью, без ограничений, но механизм работы нашего мозга, тем не менее, любопытен.

Итак, мой вопрос: Как вы оцениваете эффективность следующего задания для улучшения правописания у взрослых учеников:
С закрытыми глазами водить пальцем по слову, написанному шероховатыми буквами (самый простой вариант - наждачная бумага), затем, сняв повязку, написать "прочитанное" слово, не глядя на оригинал.

Стоит попробовать? Как вам кажется, это окажется на поверку эффективным в большинстве случаев или that depends? Я лично считаю, что каналов восприятия много не бывает, и дополнительный канал при изучении языков в отсутствие language immersion лишним не будет. (Я, кстати, предполагаю, что эффективность может зависеть от выполнения задания различными пальцами и оттого, пальцами какой руки водить по тексту, а именно, пальцами рабочей/нерабочей руки.) Было бы хорошо определить, что из этого наилучшим способом способcтсвует запоминанию правописания.

Бумага бывает разной текстуры (самая приятная на ощупь - бархатная), возможно, это будет задействовать разные нервные окончания (не уверена), и тогда использование разнообразных текстур будет будет усиливать эффект запоминания? Как считаете?

И ещё буду очень благодарна за литературу по теме "tactile perception in second language acquisition", если вам где-то встречалась.

[mention]September[/mention] ,
Очень хотелось бы видеть вас в этой ветке (и всех-всех-всех тоже, конечно!)
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#2

Сообщение Andrea »

И ещё вопрос по пособиям для спеллинга (от Pre-Interm. и выше):
Знаете ли вы какие-либо, которые сейчас доступны у нас? НО чтобы было много activities, (а не просто списки сложных слов.)
Я нашла отличные пособия, по уровням, ОООООЧЕНЬ много классных заданий, но учебники дорогие и не факт, что доставят в Россию. Плюс, они для американских школьников:

https://thecurriculumstore.com/180-days ... ade-ebook/
flicka
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 23:35
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 141 раз

#3

Сообщение flicka »

Я ничего не знаю об эффективности подобного сплсоба, я о его практичности. Сколько таких слов вы должны будете подготовить для ученика? Сколько времени вы на это потратите? Сколько времени эта штука займет на запоминание 1 слова? У Монтессори дети запоминали не спеллинг, а собственно написание букв, т.е., задача была конечная
За это сообщение автора flicka поблагодарили (всего 2):
Yety, Smartie
flicka
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 23:35
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 141 раз

#4

Сообщение flicka »

Повтор
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#5

Сообщение Andrea »

flicka пишет: 23 окт 2022, 18:40 Я ничего не знаю об эффективности подобного сплсоба, я о его практичности. Сколько таких слов вы должны будете подготовить для ученика? Сколько времени вы на это потратите? Сколько времени эта штука займет на запоминание 1 слова? У Монтессори дети запоминали не спеллинг, а собственно написание букв, т.е., задача была конечная
Если учесть, что при обучении языкам мы задействуем только аудио-визуальные средства- вероятно,опираясь на то, что при коммуникации нужны только они - то мы обнаруживаем, что остальные каналы просто не задействованы. Хотя запахи, например, оказывают очень сильное впечатление и НИКОГДА не забываются - обратите внимание на взаимосвязь с памятью.

По времени подготовки - ну, если сойдёмся в том, что метод, всё-таки, целесообразен, можно обсудить наименее трудозатратные пути подготовки (для busy teachers.)
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#6

Сообщение Andrea »

flicka пишет: 23 окт 2022, 18:40 Монтессори дети запоминали не спеллинг, а собственно написание букв, т.е., задача была конечная
flicka пишет: 23 окт 2022, 18:40 У Монтессори дети запоминали не спеллинг, а собственно написание букв, т.е., задача была конечная
Просто у Монтесссори восприятие сводилиось к одной букве. В случае со спеллингом, восприятие будет направлено на целое слово (или любую требуемую ЛЕ)
Aksamitka
Сообщения: 6474
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 773 раза
Поблагодарили: 3437 раз

#7

Сообщение Aksamitka »

Я не вижу полезности методики Монтессори для здорового взрослого человека. Для такого человека шероховатая поверхность не новость, поэтому никаких новых связей в мозгу не будет. Во-вторых, у взрослого здорового человека уже накопился большой багаж опыта, у него мозг уже создал миллиарды связей, и вот эта вот фигня на палочке - это просто фигня на палочке.
Я бы рекомендовала орфографический словарь, списывание с образца (если пишет по заданию из учебника), самопроверку.
За это сообщение автора Aksamitka поблагодарили (всего 7):
Yety, Smartie, Viverra, Marygold, flicka, nurasique, Tory
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#8

Сообщение Andrea »

Aksamitka пишет: 23 окт 2022, 21:04 Я не вижу полезности методики Монтессори для здорового взрослого человека. Для такого человека шероховатая поверхность не новость, поэтому никаких новых связей в мозгу не будет. Во-вторых, у взрослого здорового человека уже накопился большой багаж опыта, у него мозг уже создал миллиарды связей, и вот эта вот фигня на палочке - это просто фигня на палочке.
Я бы рекомендовала орфографический словарь, списывание с образца (если пишет по заданию из учебника), самопроверку.
Ну да, а о взрослых аудилах/визуалах/кинестетиках/дискретиках вы, конечно, ничего не слышали.
это просто фигня на палочке
Как всегда, прекрасны
Последний раз редактировалось Andrea 24 окт 2022, 07:38, всего редактировалось 1 раз.
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#9

Сообщение Andrea »

Aksamitka пишет: 23 окт 2022, 21:04 Я бы рекомендовала орфографический словарь, списывание с образца (если пишет по заданию из учебника), самопроверку.
Исчерпывающе. Даже классическая ВУЗовская методика предлагает больше. (Гораздо больше, замечу.)
Smartie
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 01:52
Благодарил (а): 245 раз
Поблагодарили: 1016 раз

#10

Сообщение Smartie »

Если это какое-то одно слово, над которым человек бьется и бьется, но никак не может запомнить, ну теоретически может быть, но это из серии "утопающий хватается за соломинку". Но даже в этом случае это должны быть единичные слова, а не вся лексика. Во взрослых учебниках значительно выше темп, чем в детских. И даже допустим, что учитель заморочится и найдет промышленный способ вырезать эти слова, но и у взрослого человека тоже ресурс времени ограничен.

У меня помогало для проблемных слов составлять их из заранее подготовленных наборов букв. Иногда я даже говорила, что это за слово (потому что устно обычно слова знали все), и тогда всплывали "лишние" буквы, о которых ученик не задумывался, а они есть почему-то в наборе. Но даже это я делала только для проблемных слов - это тоже очень трудоемко и очень много времени на уроке занимает.
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#11

Сообщение Andrea »

Smartie пишет: 24 окт 2022, 08:45 Если это какое-то одно слово, над которым человек бьется и бьется, но никак не может запомнить, ну теоретически может быть, но это из серии "утопающий хватается за соломинку".
Мне это не кажется "соломинкой". Напротив, этот способ может оказаться действеннным (и даже наиболее действенным), если ученик кинестет.

Поясню: речь не об исследовании новой формы восприятия как таковой, а об использовании ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО канала для восприятия письменной формы ЛЕ. Одной только зрительной и механической/мышечной (как при многократном прописывании) памяти недостаточно, кмк. Но могу ошибаться.
Smartie пишет: 24 окт 2022, 08:45 Но даже это я делала только для проблемных слов - это тоже очень трудоемко и очень много времени на уроке занимает.
Спеллинг - вообще очень сложный навык, он далеко не так прост, как привыкли думать, и ему вообще недостатчоно внимания уделяется в обычных учебниках, согласитесь. Пособия по спеллингу тоже не так популярны, как пособия по лексике и грамматике. Поэтому, вероятно, многие преопдаватели и думают, что делать с ним ничего "особенного/эдакого" не надо. Хотя по факту - повторю, навык сложнейший, особенно, если запущен/не сформирован/не работали над ним ранее.
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#12

Сообщение Andrea »

Smartie пишет: 24 окт 2022, 08:45 У меня помогало для проблемных слов составлять их из заранее подготовленных наборов букв. Иногда я даже говорила, что это за слово (потому что устно обычно слова знали все), и тогда всплывали "лишние" буквы, о которых ученик не задумывался, а они есть почему-то в наборе.
Классное задание. Я уже заморочилась тем, чтобы проводить его не только на бумаге/онлайн, а составлять из кубиков и др:))) (Всё для того же дополнительного tactile perception)
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#13

Сообщение Andrea »

Smartie пишет: 24 окт 2022, 08:45 И даже допустим, что учитель заморочится и найдет промышленный способ вырезать эти слова, но и у взрослого человека тоже ресурс времени ограничен.
У меня такое ощущение, что именно этот момент отпугивает людей (преподавателей). Безусловно, время - невосполняемый ресурс. Щадящие способы подготовки можно подобрать, чтобы не дольше, чем воркшит создать или распечатать.
Loligo
Сообщения: 272
Зарегистрирован: 02 фев 2020, 12:42
Благодарил (а): 232 раза
Поблагодарили: 110 раз

#14

Сообщение Loligo »

Что-то подобное видела при работе с дислектиками или просто детьми с трудностями с письмом, но в основном с буквами: на песке, на спине. А со словами не тактильно: на снегу палочкой, на асфальте мелом.
Знаю, что у самих англичан есть правила правописания, о которых у нас обычно не рассказывают. Например, если в начале слова слышим звук К, как определить писать С или К? Есть стишок: K takes i & E, C the other threе. Он сопровождается соответствующими картинками с Kite & Cat.
Также помогает моторная память. Я иногда, если не уверена в правописании, смотрю, как рука пойдет, а потом еще, конечно, оцениваю, насколько мне нравится написанное визуально).
За это сообщение автора Loligo поблагодарил:
Andrea
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#15

Сообщение Andrea »

Loligo,
Ну, на спине я им писать, конечно, не буду))) Хотя могу просить студентов записывать тик-токи, как это проделывают их дети/жёны/подруги))) и т.д.
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#16

Сообщение Andrea »

Loligo пишет: 24 окт 2022, 12:08 K takes i & E, C the other threе.
Супер!!!!
flicka
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 23:35
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 141 раз

#17

Сообщение flicka »

Andrea пишет: 24 окт 2022, 07:27
Aksamitka пишет: 23 окт 2022, 21:04 Я не вижу полезности методики Монтессори для здорового взрослого человека. Для такого человека шероховатая поверхность не новость, поэтому никаких новых связей в мозгу не будет. Во-вторых, у взрослого здорового человека уже накопился большой багаж опыта, у него мозг уже создал миллиарды связей, и вот эта вот фигня на палочке - это просто фигня на палочке.
Я бы рекомендовала орфографический словарь, списывание с образца (если пишет по заданию из учебника), самопроверку.
Ну да, а о взрослых аудилах/визуалах/кинестетиках/дискретиках вы, конечно, ничего не слышали.
А вы, вероятно, не слышали про то, что всю эту историю про аудиалов-кинестетиков давно разоблачили...
За это сообщение автора flicka поблагодарили (всего 2):
Yety, Marygold
Aksamitka
Сообщения: 6474
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 773 раза
Поблагодарили: 3437 раз

#18

Сообщение Aksamitka »

Andrea пишет: 24 окт 2022, 07:27 Ну да, а о взрослых аудилах/визуалах/кинестетиках/дискретиках вы, конечно, ничего не слышали.
Я много о чем слышала, а еще учила. И я знаю, чем отличается патопсихология от психологии нормы. И монографии по процессам восприятия читала и реферировала. И поэтому говорю со знанием дела.
За это сообщение автора Aksamitka поблагодарили (всего 2):
Yety, flicka
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#19

Сообщение Andrea »

Aksamitka пишет: 24 окт 2022, 23:28 А вы, вероятно, не слышали про то, что всю эту историю про аудиалов-кинестетиков давно разоблачили...
Какое многозначительное многоточие:)) Не подскажете, кто и когда?
За это сообщение автора Andrea поблагодарил:
flicka
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#20

Сообщение Andrea »

Andrea пишет: 25 окт 2022, 07:38 И я знаю, чем отличается патопсихология от психологии нормы.
Вы уверены, что в контексте темы это релевантно?
Aksamitka
Сообщения: 6474
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 773 раза
Поблагодарили: 3437 раз

#21

Сообщение Aksamitka »

Уверена.
nurasique
Сообщения: 1980
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 14:55
Благодарил (а): 862 раза
Поблагодарили: 2112 раз

#22

Сообщение nurasique »

Постараюсь кратко, насколько возможно.

Во-первых, хотелось бы конкретных примеров, как вы, Andrea, видите это? А то, может быть, нам представляется бесконечное вырезание из наждачной бумаги фразовых глаголов, а вы говорите совершенно о другом.

Конечно, в работе с детьми лет до 8-9 очень важно подключать кинестетику. Это и всякие action songs, Simon says, hide-and-seek, put the teddy on the sofa, угадывание букв-чисел-предметов с в волшебном мешочке, еда на вкус. Но делаем это мы не только с целью научить, но и сохранить мотивацию. Взрослым это не надо. Если я приду на урок французского, и меня заставят бегать-топать-хлопать, мне это вообще не понравится. Впрочем, французские сыры я с удовольствием поугадываю. Под бордо))))

Насчет аудиалов-визуалов и прочего. В нашем головном мозге есть зоны, отвечающие за слуховое восприятие и переработку информации (височные доли) и за зрительное (затылок). Теменная зона мозга отвечает за кинестетическое восприятие и в основном несет ответственность за восприятие боли. Также она вместе со зрительной зоной участвует в визуально-пространственном восприятии и переработке информации, то есть нахождение себя не на плоской картине, а в 3д-пространстве. Те, кто плохо паркуется как я, сразу поймут, что это такое.

По Пиаже до 2 лет у ребенка сенсорно-моторная фаза развития. Говоря человеческим языком, с помощью органов чувств он формирует первичные, пока еще не системные, конкретные представления о мире. Именно поэтому малыши пробуют на вкус песок в детской песочнице и облизывают дверные ручки)))) Постепенно у ребенка появляется речь - как результат работы сенсорной системы и по сути своей кожа как канал информации ему нужна уже меньше. Речь формируется разными зонами мозга, но что касается системы восприятия - это прежде всего слух, зрение и пространство.

Мы можем столкнуться с т.н. парциальным развитием мозга, когда те или иные зоны работают плохо. И здесь как раз вступает в силу компенсаторная функция. У слабослышащих обостряется зрение и осязание, у слабовидящих - слух. Чем сильнее дефект развития одного участка, тем сильнее компенсация.

Все это не исключает участие обоняние, вкуса и осязания в эмоциональном и эстетическом восприятии действительности. Кто-то любит концерты, кто-то выставки, кто-то мастер-классы. У кого-то с первой любовью ассоциируется песня "Руки Вверх", у кого-то шоколадка, которую подарил Он, а у кого-то - запах парфюма. Или осень - кто-то ВИДИТ эти листочки, кто-то СЛЫШИТ, как они шуршат, а для кого-то - это аромат немного прелой листвы. Все это, конечно, можно использовать в обучении, но все это скорее вторично.

Надо бы еще про блок программирования и контроля задвинуть, но уже совсем некогда!
За это сообщение автора nurasique поблагодарили (всего 2):
Andrea, Hunter
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#23

Сообщение Andrea »

Aksamitka пишет: 25 окт 2022, 08:09Уверена.
Bingo. Всех кинестетиков - в патопсихологию. Даёшь стандартного аудио-визульного студента, не требующего дополнительных усилий при обучении.
Последний раз редактировалось Andrea 25 окт 2022, 09:45, всего редактировалось 1 раз.
Andrea
Сообщения: 4997
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3977 раз
Поблагодарили: 1410 раз

#24

Сообщение Andrea »

nurasique пишет: 25 окт 2022, 09:14 Впрочем, французские сыры я с удовольствием поугадываю. Под бордо))))
Lol, я этот способ восприятия тоже не исключаю:)) Каку-то, помню, угощала студентов фруктовыми карамельками "Савинов", чтобы они угадывали вкус. Сейчас даже не помню, что именно мы с ними проходили, но вообще, тут столько всего для описания собственных ощущений можно использовать:
  • модальные глаголы на probability и deduction (и вообще, любые известные конструкции на эту тему) ,
  • простые probably/maybe/seem на 0+/A1,
  • не говоря уже о It tastes/feels/sounds etc. like... - постоянно встерчается эта конструкция в ученбиках (я ещё to me от себя добавляю.)
Мощный (или не очень) эмоциональный impact послужит стимулом к говорению - нет ничего слаще и важнее точного описания собственных ощущений и эмоций. Поправьте, если не права.

Если про детей, то они глаголы действия ещё и через TPR воспринимают. Ну, а со взрослыми, что, не нужно отрабатывать Pass me the dicitonary etc. в действии? Устраивать конценты, на которых они будут исполнять песни на языке? Miming на урооке? По-моему, всё вышеописанное зависит исключительно от желания (и умения, кстати) учителя зажигать.

И я -ж не веду речь про то, чтобы заменить всё привычное аудио-визульное на tactile, лишь говорю про дополнительный канал всоприятия. Повторюсь, разнообразить формы подачи материала необходимо, вряд ли какой-то дополнительный стимул может быть лишним. Хотя, естественно, нужен feedback от студентов.

Про трудоёмкость - давайте мастер-класс на эту тему замутим:)) С вас сыры и Бордо)
flicka
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 23:35
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 141 раз

#25

Сообщение flicka »

Andrea пишет: 25 окт 2022, 07:38
Aksamitka пишет: 24 окт 2022, 23:28 А вы, вероятно, не слышали про то, что всю эту историю про аудиалов-кинестетиков давно разоблачили...
Какое многозначительное многоточие:)) Не подскажете, кто и когда?
Ну, например:
https://www.psychologicalscience.org/ne ... s-say.html
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Основной педагогический форум»