Я нарочно не указываю автора этой цитаты, потому что подобные мнения я слышу очень часто от разных преподавателей, знакомых (хотя бы виртуально) или незнакомых.(Кстати, сейчас мне пришлось подробно разбираться с учебником Academy Stars 3 – и впечатления пока не очень хорошие. Особенно не радует то, что, предположительно, сможет в итоге освоить по нему ученик - по сравнению тем, как если бы в школе взяли Верещагину-3. При тех же 2 школьных уроках в неделю.)
И меня смущает такая постановка вопроса. Получается, дай любому ученику "сильный" учебник, и он сразу "выучит весь английский"? А если дать "слабый" учебник, то и темп будет ниже?
Давайте рассмотрим два условных кейса.
1.
Ученик способен запомнить 5 слов за урок.
Мы занимаемся с ним по "сильному" учебнику, где на странице 10 слов.
Запомнит ли ученик больше только потому, что мы предъявили ему больше?
Я думаю, что нет. Наоборот, он будет overwhelmed, и ему будет труднее прочно усвоить даже свои 5 слов. Потому что то время урока, которое он мог бы потратить на упражнения и игры с 5 словами, будет распределено на 10 слов. И при этом у ученика будет больше возможностей запутаться или засомневаться. А 5 слов он бы усвоил прочно.
Можем ли мы выбрать только 5 слов из 10 и работать над ними, а остальное считать пассивным запасом и exposure?
Не уверена. Раз уж мы взяли этот "сильный" учебник, то его программой предусмотрено, что ученик усвоит именно этот набор лексики. Все эти 10 слов (а не 5 выбранных нами) будут встречаться в текстах и упражнениях. А наш ученик каждый раз будет спотыкаться об "отказную" лексику, тратя время и силы на обход трудностей.
Возможно, он усвоит 6-7 слов вместо "своих" пяти или навязанных 10. Но ведь программа не стоит на месте, и с каждой новой темой ученик не усвоит 30-50% необходимой лексики. Как переходить на следующий уровень?
Или мы решаем, что все 10 слов нужны. Но ученик не может их запомнить за условную единицу времени. Поэтому этот условный урок/unit на придётся растянуть на подольше, добавив дополнительные упражнения на отработку (или graded readers, или что угодно).
Получается, что этот ученик освоит материал "сильного" учебника не за условные 9 месяцев, а за 12-18. В чём же тогда выгода, где же увеличение темпа и объёма усвоенного? Быстрого роста уровня не случится.
(продолжение в следующем посте)