Общая классификация согласных и гласных звуков речи
Модератор: Aksamitka
Лингвистам, логопедам, речевым тренерам, сурдопедагогам Международная Фонетическая Ассоциация (МФА) не предлагает общей классификации согласных и гласных звуков речи. Хотя есть исследователи, которые разработали свои варианты таких классификаций.
Я предлагаю ознакомиться с одной из таких классификаций звуков речи по 6 типам и 5 зонам артикуляции.
Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. - 108 с. С. 65-75.
Я предлагаю ознакомиться с одной из таких классификаций звуков речи по 6 типам и 5 зонам артикуляции.
Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. - 108 с. С. 65-75.
6 типов звуков речи по 5 зонам артикуляции от самой наружной к самой внутренней зоне в ротовом отделе речевого аппарата:
*
Производимые с голосовым тоном (непарные по признаку глухой-звонкий)
Сомкнутые (сонорные) согласные: М - Н - Л - Р - R (французский)
Разомкнутые (гласные): У - О - А - Э - Ы
*
Производимые с голосовым тоном (парные по признаку глухой-звонкий)
Щелевые звонкие согласные одновременного щелевого сближения и щелевого раздвижения: В - З- Й=Ь (палатализатор-йота) - Ж - звонкий парный к Х
Взрывные глухие согласные взрывного размыкания из плотного смыкания: Б - звонкий парный к Ц - Д - J - Г
*
Производимые без голосового тона (парные по признаку глухой-звонкий)
Щелевые глухие согласные одновременного щелевого сближения и щелевого раздвижения: Ф - С- Ъ (беззвучие-смысловик) - Ш - Х
Взрывные глухие согласные взрывного размыкания из плотного смыкания: П - Ц - Т - Ч (твёрдый) - К
Всего 29 звуков-знаков, имеющих собственное звучание и один звук-знак речи-мышления беззвучие-смысловик-догадчик Ъ.
И = ьЫ = йЫ
Другие палатализованные (мягкие) гласные, аналогичные И: Ю, Ё, Я, Е. В словах устной речи после согласных никакой йоты перед ними нет.
*
Производимые с голосовым тоном (непарные по признаку глухой-звонкий)
Сомкнутые (сонорные) согласные: М - Н - Л - Р - R (французский)
Разомкнутые (гласные): У - О - А - Э - Ы
*
Производимые с голосовым тоном (парные по признаку глухой-звонкий)
Щелевые звонкие согласные одновременного щелевого сближения и щелевого раздвижения: В - З- Й=Ь (палатализатор-йота) - Ж - звонкий парный к Х
Взрывные глухие согласные взрывного размыкания из плотного смыкания: Б - звонкий парный к Ц - Д - J - Г
*
Производимые без голосового тона (парные по признаку глухой-звонкий)
Щелевые глухие согласные одновременного щелевого сближения и щелевого раздвижения: Ф - С- Ъ (беззвучие-смысловик) - Ш - Х
Взрывные глухие согласные взрывного размыкания из плотного смыкания: П - Ц - Т - Ч (твёрдый) - К
Всего 29 звуков-знаков, имеющих собственное звучание и один звук-знак речи-мышления беззвучие-смысловик-догадчик Ъ.
И = ьЫ = йЫ
Другие палатализованные (мягкие) гласные, аналогичные И: Ю, Ё, Я, Е. В словах устной речи после согласных никакой йоты перед ними нет.
В стенах Института Языкознания РАН я немного общался с академиком РАН Андреем Анатольевичем Зализняком (29 апреля 1935 г - 24 декабря 2017 г.) - мировым специалистом в германской фонетике ит фонологии. Так этот высококлассный лингвист Андрей Анатольевич Зализняк не нашёл в представленной мною общей классификации согласных и гласных звуков вречи не нашёл для себя ничего принципиально нового, то есть не выявил никаких существенных научных лингвистических ошибок и заблуждений. Лишь по теме "типа аффрикатных" согласных он хотел наставить меня на путь "праведной" фонетики. Зализняк утверждал, что аффрикаты вовсе не взрывной тип согласных звуков речи, а самостоятельный тип согласных. И он тщетно многократно пытался произнести немецкий аффрикат "ПФ", как единый речевой звук, на разложимый на два последовательные речевых звука.
Зализняк утверждал, что якобы аффрикат "Ц" аналогичен аффрикату "ПФ".
Многие, если не все лингвисты верят и в другие "аффрикаты", типа африканских "МБ", "НГ"...
Зализняк утверждал, что якобы аффрикат "Ц" аналогичен аффрикату "ПФ".
Многие, если не все лингвисты верят и в другие "аффрикаты", типа африканских "МБ", "НГ"...
Дополнительные параметры по теме классификации гласных звуков речи.
Лингвисты профессионалы в фонетике и фонологии убеждены в том, что у гласных "фонем" нет явного места артикуляции, различают гласные по рядам: переднего, среднего и заднего ряда. Видимо, им хочется,но не получается выявлять места сближения частей верхнего и нижнего участков ротового отдела речевого аппарата при артикуляции гласных "фонем". Без пользы применяли какие-то логопедические инструменты, рентгеновские просвечивания черепа людей при производстве гласных звуков речи. И как-то не акцентировали внимание на внешних проявлениях на лице людей и на положении челюстей, при произношении гласных звуков речи.
А ведь гляди на себя в зеркало и легко увидишь различия при производстве всех пяти гласных звуко вречи.
При последовательном произношении гласных звуко вречи У - О - А - Э - Ы уголки губ наблюдаем в позициях от максимального сужения до максимального расширения: 1- 2 - 3 - 4 - 5.
Степень ширины пространства между губами от наименьшей к максимальной и опять к наименьшей: 1 - 2 - 3 - 2 - 1.
Степень опускания нижней челюсти от наименьшей к наибольшей и опять к наименьшей: 1 - 2 - 3 - 2 - 1.
*
Здесь у меня не получалось привести иллюстрацию - Таблицу общей классификации согласных и гласных звуков речи-мышления. А ведь какое у человека мировоззрение, такова личность человека, так от высказывается и так поступает или воздерживается от этого. Адекватно или не адекватно ситуации бытия. Мировоззрение во многом формируется вербальной информацией, общением устной речью, письменностью и дополнительно мимикой, жестами, позами, интонацией. Нас делает человеком, разумной личностью устная речь, письменность и мышление цепочками мысленных образов звуков устной речи, обозначающие, описывающие и причинно-следственным алгоритмом объясняющие реальность и выдумки. А если имеются ошибки в представлениях о звуках речи, значит письменность искажённо отражает устную речь и мысли людей. И мыслят люди такими искажёнными мысленными знаками.
Лингвисты профессионалы в фонетике и фонологии убеждены в том, что у гласных "фонем" нет явного места артикуляции, различают гласные по рядам: переднего, среднего и заднего ряда. Видимо, им хочется,но не получается выявлять места сближения частей верхнего и нижнего участков ротового отдела речевого аппарата при артикуляции гласных "фонем". Без пользы применяли какие-то логопедические инструменты, рентгеновские просвечивания черепа людей при производстве гласных звуков речи. И как-то не акцентировали внимание на внешних проявлениях на лице людей и на положении челюстей, при произношении гласных звуков речи.
А ведь гляди на себя в зеркало и легко увидишь различия при производстве всех пяти гласных звуко вречи.
При последовательном произношении гласных звуко вречи У - О - А - Э - Ы уголки губ наблюдаем в позициях от максимального сужения до максимального расширения: 1- 2 - 3 - 4 - 5.
Степень ширины пространства между губами от наименьшей к максимальной и опять к наименьшей: 1 - 2 - 3 - 2 - 1.
Степень опускания нижней челюсти от наименьшей к наибольшей и опять к наименьшей: 1 - 2 - 3 - 2 - 1.
*
Здесь у меня не получалось привести иллюстрацию - Таблицу общей классификации согласных и гласных звуков речи-мышления. А ведь какое у человека мировоззрение, такова личность человека, так от высказывается и так поступает или воздерживается от этого. Адекватно или не адекватно ситуации бытия. Мировоззрение во многом формируется вербальной информацией, общением устной речью, письменностью и дополнительно мимикой, жестами, позами, интонацией. Нас делает человеком, разумной личностью устная речь, письменность и мышление цепочками мысленных образов звуков устной речи, обозначающие, описывающие и причинно-следственным алгоритмом объясняющие реальность и выдумки. А если имеются ошибки в представлениях о звуках речи, значит письменность искажённо отражает устную речь и мысли людей. И мыслят люди такими искажёнными мысленными знаками.
Лингвисты считают, что в русском языке нет мягких аффрикатов (а на самом деле взрывных) согласных ЦЬ и его звонкого парного. Тогда как Ч всегда произносят палатализовано Чь.
А на самом деле, палатализованные ЦЬ и его звонкий парный взрывные согласные мы каждодневно произносим. Но верим в то, что это палатализованные Ть и Дь. Тогда как настоящие палатализованные Ть и Дь называем иностранным акцентом.
Буквой Щ обозначается палатализованный щелевой глухой согласный Шь. То есть, буква Щ лишняя в русской кириллице.
Одну из букв Й или Ь надо тоже убрать из русской кириллицы. Потому что звонкий щелевой звук-знак речи палатализатор-йота не имеет собственного звучания после согласного и (или) перед гласным звуком устной речи. И имеет звучание йотой посл гласного и как отдельно произносимый звук речи.
А ещё лучше вообще провести реформу русского языка. Вместо кириллицы ввести алфавит Симметрица (Межзвёздный) интуитивно понятный унифицированный алфавит. В котором тип графической формы однозначно отображает тип артикуляции, а вариант графической формы однозначно отображает место артикуляции отображаемого звука -знака речи-мышления. Всё равно, в некотором будущем человечеству придётся перейти на единую систему письменности. Лучше перейти на идеальный алфавит Симметрица, чем на какой-либо архаичный буквенный алфавит или, что ещё много-многократно хуже - иероглифическую систему письма.
А на самом деле, палатализованные ЦЬ и его звонкий парный взрывные согласные мы каждодневно произносим. Но верим в то, что это палатализованные Ть и Дь. Тогда как настоящие палатализованные Ть и Дь называем иностранным акцентом.
Буквой Щ обозначается палатализованный щелевой глухой согласный Шь. То есть, буква Щ лишняя в русской кириллице.
Одну из букв Й или Ь надо тоже убрать из русской кириллицы. Потому что звонкий щелевой звук-знак речи палатализатор-йота не имеет собственного звучания после согласного и (или) перед гласным звуком устной речи. И имеет звучание йотой посл гласного и как отдельно произносимый звук речи.
А ещё лучше вообще провести реформу русского языка. Вместо кириллицы ввести алфавит Симметрица (Межзвёздный) интуитивно понятный унифицированный алфавит. В котором тип графической формы однозначно отображает тип артикуляции, а вариант графической формы однозначно отображает место артикуляции отображаемого звука -знака речи-мышления. Всё равно, в некотором будущем человечеству придётся перейти на единую систему письменности. Лучше перейти на идеальный алфавит Симметрица, чем на какой-либо архаичный буквенный алфавит или, что ещё много-многократно хуже - иероглифическую систему письма.
Кстати, форма букв Симметрицы обозначающих взрывные согласные П и Б, К и Г - это уголки, подобные Г и его симметричные отражения по горизонтали и по вертикали. А форма букв Т и Д это как будто бы положенная набок Т и его горизонтальное отражение.
Всего в Симметрице 12 базовых графических знаков. А соответствующие их горизонтальные и (или) вертикальные зеркальные отражения отображают все 30 согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления, отражаемых в ячейках Общей классификации согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления, называемой Матрица Относительности Артикуляции Звуков Речи (МОАЗР).
Следовательно обучение письму и чтению будет очень лёгким, фактически, с нуля можно обучиться распознавать значение всех 30 букв Симметрицы в течение нескольких часов, максимум не дольше чем в течение 2-3 учебных дней.
Всего в Симметрице 12 базовых графических знаков. А соответствующие их горизонтальные и (или) вертикальные зеркальные отражения отображают все 30 согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления, отражаемых в ячейках Общей классификации согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления, называемой Матрица Относительности Артикуляции Звуков Речи (МОАЗР).
Следовательно обучение письму и чтению будет очень лёгким, фактически, с нуля можно обучиться распознавать значение всех 30 букв Симметрицы в течение нескольких часов, максимум не дольше чем в течение 2-3 учебных дней.
- JamesTheBond
- Сообщения: 4991
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
- Благодарил (а): 600 раз
- Поблагодарили: 871 раз
Переиздать всех русских и иностранных авторов на новом алфавите - задача будет не только лёгкая и исключительно лёгкая!JamesTheBond пишет: ↑08 июн 2022, 12:14 Переиздать всех русских авторов на новом алфавите - задача будет нелегкая. :)
Ведь перевод оцифрованных в электронную форму текстов, оформленных в любую буквенную систему письма и в любую иероглифическую систему письма, будет очень простым механизмом. Автоматического переформатирования буквенных и иероглифических текстов в тексты на буквах алфавита Симметрица.
Несколько более сложной будет проблема перепечатывания рельефно-точечных текстов на традиционном архаичном шрифте Брайля в рельефно-точечные тексты на шрифте Симметрица для незрячих и слабо видящих людей. Потребуются десятки тысяч тонн специальной бумаги. И соответствующее оборудование.
- JamesTheBond
- Сообщения: 4991
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
- Благодарил (а): 600 раз
- Поблагодарили: 871 раз
Я имел в виду не электронный перевод, а именно переиздание – ведь есть люди, которые до сих пор читают книги. Но легкая – так и ладно.makeyev пишет: ↑08 июн 2022, 12:36 Переиздать всех русских и иностранных авторов на новом алфавите - задача будет не только лёгкая и исключительно лёгкая!
Ведь перевод оцифрованных в электронную форму текстов, оформленных в любую буквенную систему письма и в любую иероглифическую систему письма, будет очень простым механизмом.
А можно глянуть на пару абзацев, скажем, Пушкина или Лермонтова на новом алфавите?
Компьютерные программы с лёгкостью осуществят операции по переформатированию электронных текстов с архаичных буквенных и иероглифических текстов в тексты, составленных из букв совершенного алфавита Симметрица. Алгоритм таких преобразований легко можно подготовить а программисты воплотят в соответствующие компьютерные коды.
Привожу матрицу МОАЗР, отображением звуков речи буквами латиницы, кириллицы, симметрицы и знаками международной транскрипции, также приведена клавиатура Симметрица:
Адрес в интернете на эту научную публикацию: http://internauka.org/archive2/phil/3(30).pdfmakeyev пишет: ↑08 июн 2022, 01:09 Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. - 108 с. С. 65-75.
- JamesTheBond
- Сообщения: 4991
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
- Благодарил (а): 600 раз
- Поблагодарили: 871 раз
А можно глянуть на пару абзацев, скажем, Пушкина или Лермонтова на новом алфавите?
Я когда-то делал самодельный TTF код букв симметрицы и писал несколько строк на нём. Сейчас нет под рукой графических изображений этих опытов.JamesTheBond пишет: ↑08 июн 2022, 13:28 А можно глянуть на пару абзацев, скажем, Пушкина или Лермонтова на новом алфавите?
Правила просты: как звучит, так и записывать, как записано,так и озвучивать. Только надо в государстве принять закон о устной форме государственного языка и его отображения в письменности. Преимущество за общеупотребительную и (или) научно обоснованную устную форму устной речи на государственном языке.
Беззвучие-смысловик Ъ это и пробел и знаки препинания, и тональные окраски речи, и смысловое содержание слов, текстов, изображений, речевых и неречевых звуков, запахов. вкусов, тактильных ощущений и т.д. Именно беззвучие-смысловик-догадчик Ъ формирует разум у детей и реализуется в речь подбором звуков речи в отрезки их цепочек, несущих смысл; поступки...
Привожу модели возможных учебных материалов для обучения грамоте на буквах симметрицы:
Эти учебные материалы для обучения буквам не только симметрицы, но и латиницы, кириллицы, греческому алфавиту; отчасти, слогового алфавита иврита, катакана-хирагана японии, алфавиту арабского письма, хангылю корейского языка...
гласные звуки речи (не фонемы) производятся не сближением, а наоборот, раздвижением зональных мест верхних и нижних участков ротового отдела речевого аппарата.makeyev пишет: ↑08 июн 2022, 10:18 гляди на себя в зеркало и легко увидишь различия при производстве всех пяти гласных звуко вречи.
При последовательном произношении гласных звуко вречи У - О - А - Э - Ы уголки губ наблюдаем в позициях от максимального сужения до максимального расширения: 1- 2 - 3 - 4 - 5.
Степень ширины пространства между губами от наименьшей к максимальной и опять к наименьшей: 1 - 2 - 3 - 2 - 1.
Степень опускания нижней челюсти от наименьшей к наибольшей и опять к наименьшей: 1 - 2 - 3 - 2 - 1.
И любой человек легко увидит у своего отражения в зеркале внешние проявления произношения конкретных гласных звуков речи. Это в дополнение к собственным тактильным ощущениям в ротовой полости.
Эти признаки отражены в иллюстрации к этой публикации.
В написании множества слов, записываемых русской кириллицей, непривычно, но правильно было бы применять вместо буквы Т, букву Ц, при передаче палатализованного взрывного глухого согласного второй зоны артикуляции, например:
Целефон (ЦЙЭЛЙЭФОН, ЦЬЭЛЬЭФОН). Й=Ь
Ведь в русском языке не употребляется настоящий палатализованный взрывной глухой согласный звук речи Ть третьей зоны артикуляции.
Ущербность латиницы английского языка в том, что в ней нет индивидуальных букв для отображения аж 9 звуков-знаков речи-мышления. В том числе нет буквы для отображения такого важного звука знака, как палатализатор-йота.
В русской кириллице нет индивидуальных букв для отображения 4 звуков-знаков речи-мышления. Притом, что кириллица русского языка содержит аж 33 буквы.
Латиница английского языка содержит 26 букв, и только 21 звук-знак речи-мышления отображается какой-либо одной индивидуальной буквой, или заимствованными буквами, отображающими ещё один, или два, или даже три других звука-знака речи-мышления.
Ведь абсурдно-путано отображать взрывной глухой звук-знак [k] любой из четырёх букв: K, C, Q, X. X отображает последовательность из [k] и или [k] и [z].
Межзубное искажение произношения щелевых глухого и щелевого звонкого [z] отображают последовательностью из двух букв: TH, предназначенных для отображения взрывного глухого согласного [t] и щелевого глухого согласного [h].
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 4 Ответы
- 776 Просмотры
-
Последнее сообщение gavenkoa
26 мар 2018, 14:12
-
- 25 Ответы
- 1572 Просмотры
-
Последнее сообщение Yety
27 апр 2018, 02:38
-
-
Модификация звуков в английском
AntonLogunovsb » 01 окт 2021, 11:26 » в форуме Фонетика и произношение - 6 Ответы
- 1671 Просмотры
-
Последнее сообщение cuneiform
28 июн 2023, 04:41
-
-
- 48 Ответы
- 3246 Просмотры
-
Последнее сообщение IlyaShalnov
08 май 2018, 14:12
-
-
Как быстро научиться переносить язык с альвеол между зубов для произношения звуков th
krutoichuvak » 20 мар 2024, 21:10 » в форуме Фонетика и произношение - 13 Ответы
- 713 Просмотры
-
Последнее сообщение Sam Beckett
25 мар 2024, 10:14
-
-
-
Научные факты сложности различения гласных
gavenkoa » 03 окт 2018, 00:54 » в форуме Фонетика и произношение - 2 Ответы
- 856 Просмотры
-
Последнее сообщение makeyev
08 июн 2022, 09:28
-
-
-
Теоретический вопрос о долготе и ударности гласных
ОльгаBaya » 20 сен 2020, 22:56 » в форуме Фонетика и произношение - 86 Ответы
- 4550 Просмотры
-
Последнее сообщение Yety
12 июн 2022, 23:36
-