Learner resistance

Организация курсов и школ английского языка, ИП. Обсуждение вопросов взаимодействия с учениками и родителями. Технические вопросы оснащения кабинета и дистанционного преподавания. Поддержание физического и психологического здоровья преподавателя.

Модераторы: JamesTheBond, mikka

WorkingAnt
Сообщения: 2240
Зарегистрирован: 26 фев 2019, 16:47
Благодарил (а): 7030 раз
Поблагодарили: 1984 раза

#1

Сообщение WorkingAnt »

Привет всем!

В соседней ветке была затронута интересная тема относительно learner resistance. Захотелось узнать побольше о вашем опыте, уважаемые коллеги, о том, как вы взаимодействуете с такими учениками.
Свеженький пример - десятиклассница, лицей при Высшей школе экономики. Задача была вроде как подтянуть английский (девочка позиционировалась как Advanced, в лицее идут по Gateway Advanced) параллельно со школьным учебником. Взяли Solutions Advanced, потому как продвинутый же. Ессно, оказалось, что она неровный Аппер с боооольшими амбициями, мама сообщила, что в девятом классе девочка была одной из лучших учениц. Когда перешла в лицей, ситуация изменилась. Девочка-перфекционистка, по словам мамы.
В общем, первые 2 занятия все шло терпимо, но потом начался этот самый resistance. Типа "а что, hair - это неисчисляемое? Что за фигня?!"

Интересно, что к концу занятия resistance убывает, а на следующем занятии - опять. И так по кругу. Я, конечно, рада, что в конце урока ситуация выравнивается, но много уходит эмоциональных сил на нее.

Ниже уровень брать не вариант, договоренность на Advanced.
Моя догадка в том, что у девочки затронуто самолюбие, она не хочет ошибаться, поскольку раньше была отличницей.

А как вы думаете?
За это сообщение автора WorkingAnt поблагодарил:
JU78
PavelKiev
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 27 июл 2021, 12:23
Благодарил (а): 76 раз
Поблагодарили: 95 раз

#2

Сообщение PavelKiev »

WorkingAnt, Вроде нужно подбадривать, больше хвалить за правильные ответы, к месту употреблённые новые лексические единицы, а между делом корректировать, мягко, но настойчиво. Это по теории. На практике я ни разу не справлялся с учениками с затронутым самолюбием, и мы расставались. У меня это были взрослые люди, для которых я не был авторитетом. Даже больше, мне казалось, им психологически комфортно чувствовать своё доминирование, чувствовать, что они лучше меня знают как и что делать.
За это сообщение автора PavelKiev поблагодарили (всего 4):
WorkingAnt, JU78, Tory, kara_akkosh
melina
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 28 авг 2021, 13:33
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 51 раз

#3

Сообщение melina »

Девочка еще подросток, и скорее всего, в вас она видит родителя (происходит психологический перенос).
Важно показать, что вы не родитель, а скорее помощник, инструктор, тренер - хвалить там, где получается,
стараться быть помягче, когда указываете на ошибки. Если она реагирует "что за фигня?", скажите что-то вроде "ну, такие правила. Английский нелогичен" (даже если логика есть).

Такие ученики довольно активно занимаются сами, можете давать ей побольше заданий на дом, а уроки проводить в формате "flipped learning".
За это сообщение автора melina поблагодарили (всего 2):
WorkingAnt, cherkas
JU78
Сообщения: 1025
Зарегистрирован: 21 ноя 2018, 00:53
Благодарил (а): 692 раза
Поблагодарили: 806 раз

#4

Сообщение JU78 »

У меня была такая ученица. Спелый upper, грамматика с заныром в advanced. И тоже глупые вопросы вплоть до "а разве you are, а не you is". У меня ощущение, что во-первых, у апперов наступает стадия отупения-опупения от долгого мусоления языка, а во-вторых, видимо, бывает такой типаж (я в психологии не очень, это к Нюрасику). Мы с этой девочкой встречались потом во внеурочной обстановке, и та же манера всё подвергать сомнению. Я сначала с ней жутко уставала, но отказаться не могла - шли к ЕГЭ. И я решила расслабиться - не вдумываться в её вопросы, отвечать "да, вот такая вот фигня". Сдали ЕГЭ на 91, и я рада, что она ушла. Потом просилась на разговорный курс, не взяла, хотя уже и привыкла к специфике работы с ней. Мой комфорт мне важнее.
За это сообщение автора JU78 поблагодарили (всего 2):
cherkas, WorkingAnt
Аватара пользователя
Juliemiracle
Сообщения: 4482
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 18:25
Благодарил (а): 1174 раза
Поблагодарили: 2565 раз

#5

Сообщение Juliemiracle »

WorkingAnt,
я стараюсь мягко донести идею, что язык в каком-то смысле определяет мышление, поэтому очень много несовпадений. Что все мы разные и это прекрасно. Что это интересно - находить и подмечать такие отличия и, может даже, подумать, почему так. У таких людей часто развито въедливое любопытство, и им это бывает интересно, а также смещает фокус с негатива на solving puzzles.
Короче, такой смягченный вариант гипотезы лингв. относительности Сэпира-Уорфа :)
За это сообщение автора Juliemiracle поблагодарили (всего 2):
Marygold, WorkingAnt
Аватара пользователя
kara_akkosh
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 07 фев 2022, 03:46
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 52 раза

#6

Сообщение kara_akkosh »

Ввиду сложившейся у меня ситуации с resistant учеником (описала всё подробно в соседней теме), я много думала на эту тему. И вот, к чему мои размышления привели.

Мне кажется, что learner resistance - это слово, которым мы обозначаем отсутствие уважения к преподавателю, отсутствие такта у ученика, его затронутое самолюбие и комплексы, с которыми они не могут справляться. Это не медицинский диагноз, с которым нужно и можно научиться работать, когда ученик в силу физических или психических особенностей ведет себя необычно. Это - совокупность особенностей личности, которые выплескиваются на нас, ведь учитель по определению не может поставить зарвавшегося человека на место, а должен быть гибким, хвалящим, поощряющим, мотивирующим и вот это всё.

Я для себя сделала вывод, что, перефразируя известную фразу про то, что учитель придет, когда будет готов ученик - ученик тоже должен быть готов к обучению, готов впитывать знания, довериться преподавателю. Иначе rapport не сложится и смысла затеваться нет. Если человек не готов учиться, то на все наши "вот такие закономерности языка" он только подумает: "Ага, даже объяснить не может".

В случае с моим учеником на каждом занятии он находит то, в чем усомниться, заподозрить меня в том, что я ему еще это не объясняла, отметить, что "а эту тему вы пропустили" и т.д.

И я подумала: вот он же смотрит этих блогеров по итальянскому языку с миллионом подписчиков и им доверяет, говорит мне, что "человек, живущий в Италии и преподающий там в университете не может ошибаться". То есть там у него сомнений не возникает. Выходит, ему просто нужен такой преподаватель - звезда, с авторитетом, подтвержденным миллионом подписчиков или чем-то еще. А не я с тысячей подписчиков и из России, даже не из столицы :)

Но ведь меня выбирал он, я не просилась к нему в преподаватели. Значит, у него либо нет денег, либо жалко их тратить на "звезду". А вымещать комплексы и раздражение на мне - не жалко, нормально.

Ну и зачем надо учиться работать с такими кадрами? Думаю, лучше учиться тому, как отсеивать их еще на подлете и окружать себя приятными учениками :)

Собственно, конкретно я приняла решение закончить этот абонемент и попрощаться. И на душе очень радостно!)
За это сообщение автора kara_akkosh поблагодарили (всего 6):
Toes, WorkingAnt, Marygold, Belka_Teacher, Melting Ice, olgerda
Libra
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 16:49
Благодарил (а): 1594 раза
Поблагодарили: 1264 раза

#7

Сообщение Libra »

kara_akkosh пишет: 18 фев 2022, 06:15 Собственно, конкретно я приняла решение закончить этот абонемент и попрощаться. И на душе очень радостно!)
Вот это абсолютно правильное решение. Человеку мешают какие-то психологические проблемы, он не готов сейчас учить язык в таком состоянии, ведь между учителем и учеником должно быть доверие (как и между врачом и пациентом). И дело не в неуважение к вам, а в неуважении к самому себе и инфантильном поведении.
За это сообщение автора Libra поблагодарили (всего 4):
kara_akkosh, Juliemiracle, WorkingAnt, Andrea
Аватара пользователя
kara_akkosh
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 07 фев 2022, 03:46
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 52 раза

#8

Сообщение kara_akkosh »

Libra, думаю, ему мог бы помочь другой преподаватель - чьему авторитету он мог бы доверять. Я не говорю, что это будет более квалифицированный преподаватель, потому что проблема не в отсутствии у меня квалификации или знаний для обучения бегиннера, а в его личном отношении. Возможно, это еще и "комплекс власти", когда он привык по работе и в жизни нарушать чужие границы и ему без разницы, на жену обидеться и говорить с недовольным видом, или на преподавателя.

Но осознать это и осознанно подойти к решению своего вопроса ученик может только сам, это не моя зона ответственности.
Аватара пользователя
kara_akkosh
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 07 фев 2022, 03:46
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 52 раза

#9

Сообщение kara_akkosh »

PavelKiev пишет: 17 фев 2022, 16:15 Даже больше, мне казалось, им психологически комфортно чувствовать своё доминирование, чувствовать, что они лучше меня знают как и что делать.
Думаю, что преподаватели часто "заигрываются" в мягкость, некритичность и готовность подстраиваться под обучающегося. Возможно, если learner resistant ученик встречается школьному педагогу, то есть смысл приноровиться к нему, найти подход и т.д., потому что отказаться от этого ученика, убрать из класса нельзя.

Но если мы работаем сами на себя, то почему за наш счет кто-то должен чувствовать себя комфортнее?

И учителю, и ученику должно быть комфортно друг с другом. Причем в этой паре учитель язык уже выучил, а ученик к нему за этим пришел. И то, что он платит за занятия, не значит, что эти 45-60-90 минут он может распоряжаться нами, нашим временем, нашим настроением, нашей самооценкой.

Спасибо за Ваш комментарий! Думаю, об этом нужно говорить: что зачастую и смысла браться за таких учеников и решать их психологические проблемы параллельно с языковыми нет смысла.
За это сообщение автора kara_akkosh поблагодарили (всего 2):
WorkingAnt, Andrea
Libra
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 16:49
Благодарил (а): 1594 раза
Поблагодарили: 1264 раза

#10

Сообщение Libra »

kara_akkosh пишет: 18 фев 2022, 08:09 думаю, ему мог бы помочь другой преподаватель - чьему авторитету он мог бы доверять
Дело в том, что он не ушел к другому преподавателю. Он продолжал платить вам.
kara_akkosh пишет: 18 фев 2022, 08:00 учитель по определению не может поставить зарвавшегося человека на место
Очень даже может, но этот ученик не будет заниматься с таким преподавателем. Люди не всегда идут на занятия английским потому, что им нужен английский. Этому нужно самоутверждение за ваш счёт. Он его получал и за это платил, если бы вы его не устраивали как специалист, он бы с вами распрощался
За это сообщение автора Libra поблагодарили (всего 4):
kara_akkosh, WorkingAnt, Belka_Teacher, Andrea
Аватара пользователя
kara_akkosh
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 07 фев 2022, 03:46
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 52 раза

#11

Сообщение kara_akkosh »

Libra пишет: 18 фев 2022, 08:44 Этому нужно самоутверждение за ваш счёт. Он его получал и за это платил, если бы вы его не устраивали как специалист, он бы с вами распрощался
Да, я об этом тоже подумала. Мой мастер по маникюру рассказала недавно про похожего клиента: ходит к ней уже давно и каждый раз очень придирчиво осматривает маникюр, каждый миллиметр, постоянно чем-то недовольна. И я тоже считаю, что если тебе нужно невероятно высокое качество или просто качество, которое не дает конкретный мастер - то найти другого не проблема, можно хоть каждую неделю менять.

Выходит, это просто такие вампиры, токсичные клиенты.
За это сообщение автора kara_akkosh поблагодарили (всего 2):
Libra, WorkingAnt
Аватара пользователя
Juliemiracle
Сообщения: 4482
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 18:25
Благодарил (а): 1174 раза
Поблагодарили: 2565 раз

#12

Сообщение Juliemiracle »

kara_akkosh,
уточню, что, на мой взгляд, проблема learner resistant students - trust issues, как сказала [mention]Libra[/mention]. А проявляться это будет в зависимости от личности человека. Мне попадались такие студенты, и ваш - это одна из более крайних форм проявления. Есть вполне нетоксчичные, но постоянно сомневающиеся, или у которых изначальное неприятие ин. языка, как другой системы, но это выплескивалось на язык, а не на меня. Ваш, конечно, один из самых неприятных представителей класса.
За это сообщение автора Juliemiracle поблагодарил:
kara_akkosh
Аватара пользователя
kara_akkosh
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 07 фев 2022, 03:46
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 52 раза

#13

Сообщение kara_akkosh »

Juliemiracle, я поймала себя на мысли, что, если не знать, что такое случается, вполне можно и сомневаться: а может, студент нормальный, просто у меня что-то с восприятием? Ну, не так понял то, что увидел на ютубе... Но из совокупности этих мелочей складывается это неприятное чувство, остающееся после уроков.
Аватара пользователя
kara_akkosh
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 07 фев 2022, 03:46
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 52 раза

#14

Сообщение kara_akkosh »

Juliemiracle пишет: 18 фев 2022, 10:16 у которых изначальное неприятие ин. языка, как другой системы, но это выплескивалось на язык, а не на меня.
Такие, кстати, тоже встречаются. Но тут всё ясно: человеку сложно освоить другой язык, часто это монолингвы, которые в школе что-то там учили и больше не возвращались к языку. Способности тоже у всех разные. Они могут и над собой посмеяться, и язык поругать - мол, зачем понапридумывали всего) Но и они, и я понимаем, что тут только работа над языком поможет. И помогает, потому что в основном эти люди доверяются мне и делают то, что я говорю - выполняют д/з, слушают подкасты, читают, готовят мини-рассказы про новости. Никогда не было претензий, что это я им какую-то фигню даю)
Andrea
Сообщения: 4970
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3964 раза
Поблагодарили: 1393 раза

#15

Сообщение Andrea »

Неприглядная со стороны учеников, но имеющая место в работе преподавателя проблема. Я хочу и готова понять всех, но только не тогда, когда готовы проехаться по ЛИЧНОСТИ преподавателя катком в силу мягкости и податливости последнего. Это самый мерзкий тип учеников из всех возможных.

Доверять первому встречному ученику надо меньше, а также не проявлять с такими излишнюю гибкость и мягкость. Жертвенности ученики не оценят, об этом уже на форуме говорено-переговорено. Но, как говорится, век живи - век учись. Эту реплику я, кстати, преподношу ученикам - по сабжу. Не боюсь сказать, что где-то сама что-то впервые узнала и т.п. Т.е, во-первых, остаюсь на одной с ними позиции не-носителя. А во-вторых, у меня в принципе нет короны по поводу владения собственно языком. Это моя профессия, и естественно быть в ней профессионалом. К собственно знанию языка прилагается много других факторов, навыков, скиллов и т.д. - во-вторых. Соответственно, преподавателем меня делает многое, психологическая компетенция в числе прочего, а не только мой C1+.
За это сообщение автора Andrea поблагодарил:
kara_akkosh
Аватара пользователя
kara_akkosh
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 07 фев 2022, 03:46
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 52 раза

#16

Сообщение kara_akkosh »

Andrea пишет: 19 фев 2022, 07:38 Т.е, во-первых, остаюсь на одной с ними позиции не-носителя. А во-вторых, у меня в принципе нет короны по поводу владения собственно языком.
100%. Я иногда могу и вместе с учеником слово посмотреть. И говорю, что мы и на русском не все слова знаем и правильно употребляем.
Но тут важно, мне кажется, в каком контексте ученик делится какой-то добытой информацией с преподавателем: или чтобы поделиться и подискутировать, или чтобы урезонить учителя, показать ему, что тот некомпетентен.
Andrea
Сообщения: 4970
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3964 раза
Поблагодарили: 1393 раза

#17

Сообщение Andrea »

kara_akkosh пишет: 19 фев 2022, 07:48 Но тут важно, мне кажется, в каком контексте ученик делится какой-то добытой информацией с преподавателем: или чтобы поделиться и подискутировать, или чтобы урезонить учителя, показать ему, что тот некомпетентен.
Ну, это недопустимое.

В плане лексики я допускаю незнание преподавателем каких-то чанков или оборотов вне учебника. Хотя было совсем не айс, когда ученик-beginner средних лет стал умничать передо мной водой без газа. Не знала на тот момент. Было видно, что он торжествовал) (Впрочем, если это знания, добытые им в заграничной поездке, я могу его понять.:) Какое-то время прозанимались после этого. Он не скрывал, кст, что параллельно с другим преподавателем (либо на курсах) занимается, но говорил, что прекращать занятия со мной не намерен.

Но это я была молода и наивна. Сейчас, повидав достаточное количество повидавших мир более меня учеников, не имеющих даже мысли как-то самоутвердиться за счёт этого, понимаю, что нормальные зрелые, в достаточной мере развитые люди так не делают.
Аватара пользователя
kara_akkosh
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 07 фев 2022, 03:46
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 52 раза

#18

Сообщение kara_akkosh »

Andrea пишет: 19 фев 2022, 14:35 Сейчас, повидав достаточное количество повидавших мир более меня учеников, не имеющих даже мысли как-то самоутвердиться за счёт этого, понимаю, что нормальные зрелые, в достаточной мере развитые люди так не делают.
Как ученица, могу привести только свой пример. Я обычно у преподавателя спрашиваю так: "А я слышала такое-то слово, можно ли его использовать в этом случае?" Или "А почему здесь сказали/написали именно так?"

А не "Посмотрите, там на ютубе вот так сказали, там-то не могут ошибаться, не то что вы")))
За это сообщение автора kara_akkosh поблагодарил:
Andrea
Libra
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 16:49
Благодарил (а): 1594 раза
Поблагодарили: 1264 раза

#19

Сообщение Libra »

Зрелая личность не будет идеализировать преподавателя. Если это неноситель языка, то глупо ожидать, что он будет знать абсолютно любое слово, которое прийдёт на ум ученику. Это просто человек, который учит язык чуть дольше/интенсивнее, чем он сам и умеет преподавать.
Andrea
Сообщения: 4970
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3964 раза
Поблагодарили: 1393 раза

#20

Сообщение Andrea »

Libra пишет: 19 фев 2022, 14:58 Зрелая личность не будет идеализировать преподавателя.
Ну, идеализация в описываемом случае - полярная крайность. Хотя, в случае ТС, как раз тот случай, когда до неё один шаг, по-моему. Достаточно вовремя знать, что такое still))
Andrea
Сообщения: 4970
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3964 раза
Поблагодарили: 1393 раза

#21

Сообщение Andrea »

kara_akkosh пишет: 19 фев 2022, 14:52 А не "Посмотрите, там на ютубе вот так сказали, там-то не могут ошибаться, не то что вы")))
Не, ну, это нонсенс, конечо. В моём случае, ученик высмеивал преп-а, заявившего ему, не моргнув ни глазом, что вода без газа - уотер-ноу-гэз)) То есть, он, наоборот, не то, чтобы ждал, что я непременно это должна знать, а, скорее, оценил, что я не корчу из себя "всезнайку". Но от занятий со вторым преподом не отказывался, впрочем. Возможно, "измерял" выпускников двух разных ВУЗ-ов (не исключаю:))
Аватара пользователя
kara_akkosh
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 07 фев 2022, 03:46
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 52 раза

#22

Сообщение kara_akkosh »

Andrea пишет: 19 фев 2022, 15:37 В моём случае, ученик высмеивал преп-а, заявившего ему, не моргнув ни глазом, что вода без газа - уотер-ноу-гэз))
Я думаю, в случае несоответствия уровня преподавателя ожидаемому стоит просто попрощаться и найти устраивающего. Наверное, тот преподаватель сказал что-то вроде water with no gas?

Могу еще поделиться вот, чем. Я ради интереса изучаю татарский язык. И однажды я сказала носителю словосочетание, которое он не знал :) Так что бывает и такое.

Но изводить преподавателя и устраивать ему проверки из урока в урок - это точно не нормально.
Libra
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 16:49
Благодарил (а): 1594 раза
Поблагодарили: 1264 раза

#23

Сообщение Libra »

Andrea пишет: 19 фев 2022, 15:32 идеализация в описываемом случае - полярная крайность.
Ожидать, что препод будет знать все слова, и есть идеализация, это ведь описывает [mention]kara_akkosh[/mention] ?
Аватара пользователя
kara_akkosh
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 07 фев 2022, 03:46
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 52 раза

#24

Сообщение kara_akkosh »

Libra пишет: 19 фев 2022, 15:49 это ведь описывает @kara_akkosh ?
нет, у меня другой случай)
За это сообщение автора kara_akkosh поблагодарил:
Libra
Libra
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 16:49
Благодарил (а): 1594 раза
Поблагодарили: 1264 раза

#25

Сообщение Libra »

kara_akkosh пишет: 19 фев 2022, 15:53
Libra пишет: 19 фев 2022, 15:49 это ведь описывает @kara_akkosh ?
нет, у меня другой случай)
Пардон, потерялась, имела в виду ситуацию с водой без газа))
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Организационные вопросы преподавания»