Очень плохое восприятие на слух (poor listening skills)

Коммуникативная и другие методики преподавания английского языка, преподавание разным возрастным категориям, обсуждение и выбор учебников, обмен опытом.

Модераторы: JamesTheBond, mikka

melina
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 28 авг 2021, 13:33
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 51 раз

#1

Сообщение melina »

Здравствуйте, коллеги!

Столкнулась с проблемой впервые за много лет. У меня всегда были ученики, которым нужно было немного подтянуть listening, но все решалось за 3- максимум 6 месяцев при помощи несложных аудио-диктантов (esl.fast, аудио-материалы New English File Beginner, Elementary, плюс несложных песен (Beatles, Queen).

Но здесь я чувствую, что буксую. Занимаемся почти год, уровень Pre-Intermediate. С грамматикой, словарным запасом проблем нет. Но аудио- упражнения с уровнем Beginner того же New English File мы проходим с трудом - ученица просто не распознает слова (слышит dog вместо dark, help вместо happy, praise вместо place). Иногда она не сразу понимает, что я говорю. Вообще после третьего слова обычно перебивает или просит остановить аудио.

Я думала, что дело в акценте и поставила аудио из Business English Result, где разговаривал поляк (максимально приближенно к русскому акценту). Но и это аудио она поняла лишь в очень общих чертах.

Песни не слушает, подкасты/музыку даже на русском языке не воспринимает. Возраст - 40+. Я представить не могу, как можно не слышать таких простых слов, как cat, dog, help, happy, good, hat. Что делать? Перейти на детские песни? Будет ли результат?

Есть теория, что имеются нарушения слуха на родном языке и/или просто нет привычки слушать (она часто перебивает даже меня), и запускается "белый шум".
Opt
Сообщения: 5751
Зарегистрирован: 15 апр 2018, 15:03
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 401 раз

#2

Сообщение Opt »

melina пишет: 23 дек 2021, 16:26 Столкнулась с проблемой впервые за много лет. У меня всегда были ученики, которым нужно было немного подтянуть listening, но все решалось за 3- максимум 6 месяцев при помощи несложных аудио-диктантов
По шесть часов аудирования каждый день на протяжении полгода, минимум. Текстами по капле в день тут не обойдется.
melina пишет: 23 дек 2021, 16:26 . Я представить не могу, как можно не слышать таких простых слов, как cat, dog, help, happy, good, hat. Что делать?
Звуков не слышит. Сплошной белый шум. Что делать? Аудирование. Желательно с переводом на родной. Три повтора на английском и один на русском. Глоссика прекрасно с этим справляется. Опять же слушать часами ежедневно. А ещё лучше наличие транскрипции. Там можно посмотреть какие звуки произносятся, если собственное ухо не различает. У меня лично все эти проблемы были и даже хуже. Преодолел.
За это сообщение автора Opt поблагодарил:
melina
Brow
Сообщения: 371
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 12:27
Благодарил (а): 59 раз
Поблагодарили: 280 раз

#3

Сообщение Brow »

Ну я и после иняза ВУЗа носителей не сразу стал понимать :) Слушать нужно больше, благо сейчас все возможности есть (чего не было лет - надцать назад)
Взять New English File/ Слушаете диалог, выполняете задание. Например на 8 вопросов ученица сумела ответить на три. Открываете транскрипт, даёте её почитать, объясняете , если какие-то слова она не знает. Слушаете еще раз - ученица еще на три сумела ответить. Открываете транскрипт - показываете ей , где искать правильный ответ.
PS Никаких аудио-диктантов я в жизни не давал / Есть же пособия специально по аудированию на разные уровни.
PPS Детские песни для взрослых -хмммм :)
Aksamitka
Сообщения: 6438
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 761 раз
Поблагодарили: 3421 раз

#4

Сообщение Aksamitka »

Тугоухость? К которой не признается ученица.
Нарушение мозговой деятельности, связанной с распознаванием звуков и осмыслением их?
Не поможет ничего. В родной речи за счет чтения и невербального инпута ее мозг немного компенсирует недостаток.
Неспособность концентрировать внимание при устной работе?
В иноязычной речи ничего не поможет.
Да, вы еще не написали, что именно она не может делать, кроме того, как неверно расслышать слова. Она не может верно-неверно/подставить пропущенное слово/понять общий смысл (listening for gist)/понять детали (listening for details)?

Попробуйте потренироваться на аудио со 100% известной лексикой и грамматикой. Возьмите что-то из первых уровней детских пособий маленького объема. Найдет ли она текст верный, который на слух воспринимала? Можно сначала дать listen and read, a потом listen, then read. Если здесь есть хоть 1 ошибка - все, дальше не пройдете.
За это сообщение автора Aksamitka поблагодарили (всего 4):
Belka_Teacher, Devinette, victor, melina
mustang
Сообщения: 6070
Зарегистрирован: 23 май 2018, 06:17
Благодарил (а): 926 раз
Поблагодарили: 2040 раз

#5

Сообщение mustang »

Opt пишет: 23 дек 2021, 18:33 По шесть часов аудирования каждый день на протяжении полгода, минимум. Текстами по капле в день тут не обойдется.
Зачем тогда препод? Если по 6 часов в день фигачить? Препод для прокачки аудирования да и английского как такового даже с куда меньшими объемами не нужен, а с такими и подавно.

Но чтот как-то не верится, что чел в 40+ , привыкшая полагаться на преподавателя, найдет на это время и желание. Даже относительно свободной школоте и стьюдентам надо прям жаждать англицкого, чтобы слушать его сутками напролет, ну, а для взрослого человека, у которого англицкий на пиисятом месте, это вообще невыполнимая задача.
Devinette
Сообщения: 934
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 712 раз

#6

Сообщение Devinette »

У ученицы неверные ожидания, что она будет слышать всегда именно то и именно так, как кажется правильным ей. У неё в голове свой шаблон, либо неправильный, либо очень ограниченный в плане акцента. Плюс она наверняка не воспринимает connected speech.

Во-первых, чиним звуки. И на это время пока что выбираем один варинт английского. Если британский - берём Tree or Three, Ship or Sheep. Они хороши тем, что там упражнения на minimal pairs. Не знаю, какие пособия есть для американского

Во-вторых, меняем ожидания. Это больно, когда человек такой закостенелый. Один из "быстрых" вариантов, которым я пользуюсь, это Youglish. В отличие от словаря, речь живая и можно слушать целые фразы. В отличие от учебника, можно услышать нужную фразу на разные лады много раз.
Набираем, например, "I'm happy" или "Good dog!", выбираем нужный акцент и слушаем раз 20 подряд (если есть столько примеров, конечно).
Будет возмущение, что на видео все говорят всё "не так". Надо объяснить, что бесполезно спорить, и что отныне <эта фраза> звучит именно так, привыкайте.

В-третьих, опираемся на сильный навык. Работаем со скриптом. Слушаем и повторяем с текстом или без, shadowing.

Делаем упражнения-обманки, когда внешне заявляем, что это чтение (или грамматика, или лексика и т.п.), а "проверяем" упражнение с помощью аудирования.

Например, расставь диалог/текст по порядку, послушай и проверь. Поставь глагол в нужную форму, послушай и проверь (только форма должна быть для начала хорошо различимой на слух).

Так же угадайки: в диалоге из учебника убираем слова и предлагаем на выбор варианты, которые звучат совершенно по-разному: fat/thin, six/thirteen, cat/dog, cinema/library/beach. И пусть сначала прочитает диалог и попробует угадать, что там было по сюжету, а потом слушает и выбирает. И не будет отговорки, что перепутала dog и duck, потому что нет варианта duck, а есть только совершенно не похожие dog и mouse. Придётся психологически принять, что ответ - dog, а не что захотелось услышать.

При этом это не должны быть отдельные вопросы или куски предложений, а обязательно весь скрипт дословно перед глазами.

Такое же аудирования можно и с преподавателем делать, раз Вашу речь она тоже не воспринимает. Например, Вы начитываете команды
Listen and read
Listen and repeat
Listen and complete
Read and complete
Read and answer the questions
А ученица должна карточки разложить в нужном порядке.
То есть цель - свести вместе ожидания и реальность и вынудить выбрать правильный ответ, независимо от того, что там "кажется" и "слышится"
За это сообщение автора Devinette поблагодарили (всего 3):
cherkas, melina, Kirathebookworm
Opt
Сообщения: 5751
Зарегистрирован: 15 апр 2018, 15:03
Благодарил (а): 73 раза
Поблагодарили: 401 раз

#7

Сообщение Opt »

Brow пишет: 23 дек 2021, 20:09 То есть цель - свести вместе ожидания и реальность и вынудить выбрать правильный ответ, независимо от того, что там "кажется" и "слышится"
В случае с белым шумом там вообще ничего не слышится. А потому исправлять и корректировать нечего. Все равно, что исправлять шум дождя или речки. Ну если вы различаете в этих шумах нюансы, то вполне возможно.
Аватара пользователя
cherkas
Сообщения: 11670
Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
Благодарил (а): 4794 раза
Поблагодарили: 3838 раз

#8

Сообщение cherkas »

Просто больше слушать простое. У меня есть такой же чувак. Может, не настолько, но похожий. Дала ему ссылки слушать аудио на телефоне, приложения, он не слушает. Ну, его проблемы, значит. Он занимается в паре, у них интересно распределяются навыки: этот очень плохо слышит, но лучше знает грамматику и вокабуляр, а второй хуже по грамматике и лексике, но лучше слышит и лучше говорит.

Не музыкальный у них просто слух, что называется. Главное - не психовать.
Аватара пользователя
cherkas
Сообщения: 11670
Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
Благодарил (а): 4794 раза
Поблагодарили: 3838 раз

#9

Сообщение cherkas »

Devinette пишет: 24 дек 2021, 07:43 Во-вторых, меняем ожидания. Это больно, когда человек такой закостенелый.
Да, согласна, дело в ожиданиях. Причем, как мне кажется, и преподавателя.
melina пишет: 23 дек 2021, 16:26 Занимаемся почти год, уровень Pre-Intermediate.
Она не может ничего не слышать на этом уровне. Просто нереально. Если, конечно, она здорова.
melina
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 28 авг 2021, 13:33
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 51 раз

#10

Сообщение melina »

Brow пишет: 23 дек 2021, 20:09 Ну я и после иняза ВУЗа носителей не сразу стал понимать :) Слушать нужно больше, благо сейчас все возможности есть (чего не было лет - надцать назад)
Взять New English File/ Слушаете диалог, выполняете задание. Например на 8 вопросов ученица сумела ответить на три. Открываете транскрипт, даёте её почитать, объясняете , если какие-то слова она не знает. Слушаете еще раз - ученица еще на три сумела ответить. Открываете транскрипт - показываете ей , где искать правильный ответ.
Такие сложные диалоги я не даю уже. Понимаете, проблема в том, что она не слышит даже отдельных слов. Если я ставлю тот же English File, Beginner, Pronunciation, где спикер произносит по очереди слова "cat", "dog" , она их не слышит.
Последний раз редактировалось Aksamitka 24 дек 2021, 14:16, всего редактировалось 1 раз.
Причина: поправлена цитата
Аватара пользователя
cherkas
Сообщения: 11670
Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
Благодарил (а): 4794 раза
Поблагодарили: 3838 раз

#11

Сообщение cherkas »

melina пишет: 24 дек 2021, 12:16 где спикер произносит по очереди слова "cat", "dog" , она их не слышит.
это похоже на то, что мозг плохо обрабатывает информацию.
melina пишет: 23 дек 2021, 16:26 Перейти на детские песни? Будет ли результат?
Я бы перешла. С упражнениями, которые Devinette написала. Например, вставить слова в текст.
За это сообщение автора cherkas поблагодарил:
melina
melina
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 28 авг 2021, 13:33
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 51 раз

#12

Сообщение melina »

Aksamitka пишет: 23 дек 2021, 23:15 Тугоухость? К которой не признается ученица.
Нарушение мозговой деятельности, связанной с распознаванием звуков и осмыслением их?
Не поможет ничего. В родной речи за счет чтения и невербального инпута ее мозг немного компенсирует недостаток.
Неспособность концентрировать внимание при устной работе?
В иноязычной речи ничего не поможет.
Да, вы еще не написали, что именно она не может делать, кроме того, как неверно расслышать слова. Она не может верно-неверно/подставить пропущенное слово/понять общий смысл (listening for gist)/понять детали (listening for details)?

Попробуйте потренироваться на аудио со 100% известной лексикой и грамматикой. Возьмите что-то из первых уровней детских пособий маленького объема. Найдет ли она текст верный, который на слух воспринимала? Можно сначала дать listen and read, a потом listen, then read. Если здесь есть хоть 1 ошибка - все, дальше не пройдете.
Спасибо, попробую и так. Давала простые файлики из серии "Hi, my name is Ann", она может забыть, как ее там зовут. То ли Ann, то ли Kate. Есть теория, что она и в родном языке не очень хорошо слышит / не умеет слушать. На всякий случай дам ей файл на русском, чтобы понять, все ли она там слышит/запоминает, распознает.
melina
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 28 авг 2021, 13:33
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 51 раз

#13

Сообщение melina »

Devinette пишет: 24 дек 2021, 07:43 У ученицы неверные ожидания, что она будет слышать всегда именно то и именно так, как кажется правильным ей. У неё в голове свой шаблон, либо неправильный, либо очень ограниченный в плане акцента. Плюс она наверняка не воспринимает connected speech.
Это точно. Когда я подсказываю "спикер сказал this", она отвечает "а! зыс! ну так бы и сказал". Я в произношение пока не лезу, это еще сложнее в разы. Мне бы хотя бы добиться понимания на слух на 30% из 100%, или чтобы она хотя бы воспринимала диалоги A1.
Последний раз редактировалось Aksamitka 24 дек 2021, 14:17, всего редактировалось 1 раз.
Причина: поправлена цитата
Devinette
Сообщения: 934
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 712 раз

#14

Сообщение Devinette »

melina пишет: 24 дек 2021, 12:30 Я в произношение пока не лезу, это еще сложнее в разы. Мне бы хотя бы добиться понимания на слух на 30% из 100%, или чтобы она хотя бы воспринимала диалоги A1.
А именно в произношение и надо лезть обязательно. Хотя бы на уровне попыток и осознания. Потому что это слухопроизносительные навыки, одно без другого так и будет буксовать
За это сообщение автора Devinette поблагодарили (всего 3):
cherkas, Kantarello, Kirathebookworm
Devinette
Сообщения: 934
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 712 раз

#15

Сообщение Devinette »

melina пишет: 24 дек 2021, 12:30 ну так бы и сказал
Вот это как раз про неверные ожидания. В голове и в произношении неверный шаблон. И этот шаблон нужно искоренять.

Да, и введение любой новой лексики начинайте с устного опережения обязательно. Вот сначала на слух запомнить, хоть по картинкам, как с детьми. И только потом увидеть это. При аудировании опираться на текст. А вот при освоении нового - обязательно опираться на слух, как бы больно и противно ни было. Чтобы правильный образ слова заложить до того, как она выдумает себе "зыс"
За это сообщение автора Devinette поблагодарил:
cherkas
Аватара пользователя
cherkas
Сообщения: 11670
Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
Благодарил (а): 4794 раза
Поблагодарили: 3838 раз

#16

Сообщение cherkas »

Devinette пишет: 24 дек 2021, 12:48
melina пишет: 24 дек 2021, 12:30 Я в произношение пока не лезу, это еще сложнее в разы. Мне бы хотя бы добиться понимания на слух на 30% из 100%, или чтобы она хотя бы воспринимала диалоги A1.
А именно в произношение и надо лезть обязательно. Хотя бы на уровне попыток и осознания. Потому что это слухопроизносительные навыки, одно без другого так и будет буксовать
Абсолютно согласна. Если она неправильно произносит, как она может распознать. Или написать.
Devinette
Сообщения: 934
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 712 раз

#17

Сообщение Devinette »

melina пишет: 24 дек 2021, 12:23 все ли она там слышит/запоминает, распознает
У меня есть ученик с нарушением слуха. Живой голос распознаёт нууууу... нормально, а механический (аудиозапись) - очень, очень, очень плохо. Почти нет. Но! Задание "послушать и найти картинку" выполняет каким-то магическим образом. И задание "послушать и расставить текст по порядку". Именно что улавливает отдельные слова/звуки/чёртзнаетчто и догадывается, о чём текст. Может соотнести то, что услышал, с готовыми данными. А ведь у него серьёзная патология.
Я к тому, что было бы старание
За это сообщение автора Devinette поблагодарил:
cherkas
Devinette
Сообщения: 934
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 712 раз

#18

Сообщение Devinette »

Opt пишет: 24 дек 2021, 08:03 исправлять шум дождя или речки
Не надо угадывать, дождь это или речка. Надо послушать и выбрать из двух очевидных вариантов: это волны ритмично накатывают или дождь стучит в окно. Думаю, эти два звука слышащий человек различает.
Аватара пользователя
mikka
Сообщения: 5595
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 13:16
Благодарил (а): 839 раз
Поблагодарили: 730 раз

#19

Сообщение mikka »

Opt пишет: 24 дек 2021, 08:03
Brow пишет: 23 дек 2021, 20:09 То есть цель - свести вместе ожидания и реальность и вынудить выбрать правильный ответ, независимо от того, что там "кажется" и "слышится"
В случае с белым шумом там вообще ничего не слышится. А потому исправлять и корректировать нечего. Все равно, что исправлять шум дождя или речки. Ну если вы различаете в этих шумах нюансы, то вполне возможно.
А с этим белым шумом невозможно бороться, в некоторых случаях. Я тому пример.)))
Текс элементари, все понятно. А как аудио к нему, то белый шум был.
И я до сих пор не понимаю, какие именно звуки и как они там произносят. Ни на что это не влияет.
Слушать по 3 часа в день и писать скрипты!
Мозг сам научится понимать, без вашего участия.
Только акценты нужно миксовать, не циклиться на одном и не пытаться услышать звуки.
А еще канал daily dictation на youtybe)
Devinette
Сообщения: 934
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 712 раз

#20

Сообщение Devinette »

mikka пишет: 24 дек 2021, 13:45 И я до сих пор не понимаю, какие именно звуки и как они там произносят. Ни на что это не влияет.
Слушать по 3 часа в день и писать скрипты!
Вы не находите, что логика в этом сообщении слегка подкачала?
Если речь для вас - белый шум с непонятными звуками, вы по определению не сможете написать никакой скрипт.

И у преподавателей есть способы постепенно этот белый шум сделать более понятным
Аватара пользователя
mikka
Сообщения: 5595
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 13:16
Благодарил (а): 839 раз
Поблагодарили: 730 раз

#21

Сообщение mikka »

Devinette пишет: 24 дек 2021, 13:55
mikka пишет: 24 дек 2021, 13:45 И я до сих пор не понимаю, какие именно звуки и как они там произносят. Ни на что это не влияет.
Слушать по 3 часа в день и писать скрипты!
Вы не находите, что логика в этом сообщении слегка подкачала?
Если речь для вас - белый шум с непонятными звуками, вы по определению не сможете написать никакой скрипт.

И у преподавателей есть способы постепенно этот белый шум сделать более понятным
Нет, это мой опыт. У преподавателей нет ничего полезного. Нужно просто слушать и слушать, как написал Опт.
Через неделю я начала что то распознавать из шума.

Бесполезны для меня были уроки по произношению, я не слышала разницу между звуками, и до сих пор не слышу. Но это не мешает понимать и писать скрипт.
Аватара пользователя
mikka
Сообщения: 5595
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 13:16
Благодарил (а): 839 раз
Поблагодарили: 730 раз

#22

Сообщение mikka »

И сравнивать аудио и текст тоже для меня совершенно бесполезное занятие.(
Я не схватываю по звукам, что и как произносится.
Вот сейчас мучаюсь с испанским.

Нет, только если мозг сам каким то макаром допер, что там вот эти слова. И сверив с текстом, это оказалось верным, тогда как бы закрепляется связь между звуком и текстом.
Но это идет как бы в обход осознанному восприятию звуков.
Не знаю как понятней сказать.
Даже написав правильно скрипт по аудио, я не смогу точно сказать, как именно все произносится.
Devinette
Сообщения: 934
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 712 раз

#23

Сообщение Devinette »

mikka пишет: 24 дек 2021, 14:09 Нет, это мой опыт. У преподавателей нет ничего полезного. Нужно просто слушать и слушать, как написал Опт.
Через неделю я начала что то распознавать из шума.

Бесполезны для меня были уроки по произношению, я не слышала разницу между звуками, и до сих пор не слышу. Но это не мешает понимать и писать скрипт.
Да-да, я помню Ваши страдания. Это ветка для преподавателей
Аватара пользователя
mikka
Сообщения: 5595
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 13:16
Благодарил (а): 839 раз
Поблагодарили: 730 раз

#24

Сообщение mikka »

Devinette пишет: 24 дек 2021, 14:16 -да, я помню Ваши страдания. Это ветка для преподавателей
Здесь нет никакой дискриминации и писать может кто угодно)))напоминаю!
Аватара пользователя
mikka
Сообщения: 5595
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 13:16
Благодарил (а): 839 раз
Поблагодарили: 730 раз

#25

Сообщение mikka »

mustang пишет: 24 дек 2021, 14:09 Зачем тогда препод? Если по 6 часов в день фигачить? Препод для прокачки аудирования да и английского как такового даже с куда меньшими объемами не нужен, а с такими и подавно
Препод может только настоять, что без самостоятельной работы самому, ничего не получится.
А вообще да, препод тут не поможет никак.
Только почему то никто почти из преподов не говорит ученикам этого, а выдумывают что то там, какие то волшебные упражнения.
mustang пишет: 24 дек 2021, 06:09 чтот как-то не верится, что чел в 40+ , привыкшая полагаться на преподавателя, найдет на это время и желание
Почеему вы решили, что она такая? Может она просто не знает такого простого ответа.
Слушать можно в дороге. Это уже 2 часа.
За это сообщение автора mikka поблагодарил:
melina
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Основной педагогический форум»