Как развить критическое мышление?

Коммуникативная и другие методики преподавания английского языка, преподавание разным возрастным категориям, обсуждение и выбор учебников, обмен опытом.

Модераторы: JamesTheBond, mikka

Smartie
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 01:52
Благодарил (а): 244 раза
Поблагодарили: 1012 раз

#1

Сообщение Smartie »

Столкнулась с этим при подготовке к ОГЭ, но напишу в общей теме, потому что речь не о формате экзамена, а, скажем так, о "системной ошибке". Итак, разбираем с ученицей второе задание говорения (телефонный опрос), вопрос, например, What sport is the most popular in your region? Why? - В моем регионе? Это где, на улице, где я живу? Ну пусть футбол. Почему? Ну потому что много мальчишек играют в футбол, значит, он популярный.

Или на вопрос, почему спорт (музыкальный инструмент, школьный предмет) любимый для тебя, может ответить, мама заставила.

Или в чтении, кусочек про транспорт в Лондоне, подзаголовок "символ Лондона" (как-то так), в тексте абзац про даблдекеры, предложение 'You can't imagine London without...' Она понимает, о чем предложение, может перевести и дословно, и смысл, но не понимает, почему это про символ, тут же не сказано, что это символ, тут сказано "невозможно представить без" (я уже молчу, что можно было бы ответить на этот вопрос, просто увидев слово "красный автобус").

Как этому учить?
За это сообщение автора Smartie поблагодарил:
Loligo
Aksamitka
Сообщения: 6438
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 761 раз
Поблагодарили: 3421 раз

#2

Сообщение Aksamitka »

Smartie пишет: 05 июл 2021, 05:48 Как этому учить?
Да никак.
Если я не обладаю прыгучестью, то как вы меня научите прыжкам в высоту?
Нет способности - нет результатов высоких. Нет упорства - нет результатов выше средних.
За это сообщение автора Aksamitka поблагодарили (всего 2):
Smartie, WorkingAnt
Umnaya90
Сообщения: 4041
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 15:31
Благодарил (а): 718 раз
Поблагодарили: 1028 раз

#3

Сообщение Umnaya90 »

У меня есть такой ученик. Он старательный, дз делает, не пропускает. Но не сообразительный , не умеет анализировать вообще. Например, увидит слово October и молчит, понимает , что это месяц, но не может вспомнить какой, я говорю вспомни месяца на русском, он говорит это июнь? И так во всем. Мне кажется, просто не дано.
За это сообщение автора Umnaya90 поблагодарили (всего 2):
Smartie, alice77
Аватара пользователя
Juliemiracle
Сообщения: 4482
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 18:25
Благодарил (а): 1174 раза
Поблагодарили: 2564 раза

#4

Сообщение Juliemiracle »

Smartie,
посмотрите как формулируются задания на HOTs (см. таксономию Блума).
Для примера заданий можно посмотреть учебник Unlock. Он как раз заточен на English + critical thinking development.
За это сообщение автора Juliemiracle поблагодарили (всего 4):
Smartie, OlgaOlga, WorkingAnt, Loligo
Smartie
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 01:52
Благодарил (а): 244 раза
Поблагодарили: 1012 раз

#5

Сообщение Smartie »

Aksamitka пишет: 05 июл 2021, 10:03Да никак
Оптимистичненько )
Umnaya90 пишет: 05 июл 2021, 11:16это июнь?
Мне кажется, тут уже что-то вроде дислексии.
Juliemiracle пишет: 05 июл 2021, 11:37 учебник Unlock
Спасибо, буду изучать. Очень хочется ей помочь. Проблема именно в рассуждалке, не в английском. Вот еще пример вспомнила. В тексте написано, что-то там almost 100 (не помню, что это было, да и неважно). В вопросах к тексту: что-то там - больше чем 100, меньше чем 100 равно 100. Она и в тексте нашла этот кусочек, где про это говорится, и almost сказала, что это "почти", и не могла ответить на этот вопрос.
OlgaOlga
Сообщения: 2019
Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
Благодарил (а): 1009 раз
Поблагодарили: 886 раз

#6

Сообщение OlgaOlga »

Smartie, вы подняли интересную тему. Спасибо!
За это сообщение автора OlgaOlga поблагодарили (всего 2):
WorkingAnt, Loligo
Eager Beaver
Сообщения: 3222
Зарегистрирован: 12 авг 2018, 14:01
Благодарил (а): 901 раз
Поблагодарили: 1191 раз

#7

Сообщение Eager Beaver »

Smartie, это распространенная проблема.
Разматывайте клубки, доходите до определений, достаточно точно выражающих значения.
Мы с детьми часто играем в игру «Что такое/значит Х?» (где Х - что угодно, хоть «стул», хоть «мой»; абстрактные еще и рисуем - по рисунку понятно, с чем понятие ассоциируется - но это другая история).
В определении выявляем нестыковки, просто называя что-то, что также подходит под определение, или спрашивая «разве X [неправильный элемент определения]?». Например,
- Что такое стул?
- Это такая штука, на которой сидят.
- Я на подоконнике сижу.
- Аа, это мебель, на которой сидят.
- Вон мама на диване тоже сидит. Диван - тоже предмет мебели, на котором сидят.

И так пока до более или менее приемлемого определения не дойдем (и видового понятия и отличия).
За это сообщение автора Eager Beaver поблагодарили (всего 3):
OlgaOlga, Hunter, WorkingAnt
OlgaOlga
Сообщения: 2019
Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
Благодарил (а): 1009 раз
Поблагодарили: 886 раз

#8

Сообщение OlgaOlga »

Aksamitka, а мне кажется, критическое мышление можно развивать. Все можно развить. И прыгучесть улучшить. Не до высот олимпийской сборной, но именно улучшить.
За это сообщение автора OlgaOlga поблагодарил:
Andrea
Aksamitka
Сообщения: 6438
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 761 раз
Поблагодарили: 3421 раз

#9

Сообщение Aksamitka »

Я не очень-то понимаю, почему это называется критическим мышление. Оно о другом.
Для начала, неплохо было бы развить просто мышление, мышление первого уровня. А у конкретной ученицы как раз в этом и затык.
Подводки, выводы, связи и т.д. другого человека ну никак не помогут ей экстраполировать этот опыт на другие случаи. Безнадежный случай. Надеяться можно только на взросление с расширением кругозора, чтением литературы, решением логических задач, шарад и т.п.

Сообразительность и смекалка, как и чувство юмора, либо есть, либо нет. А критическое мышление к этому заданию вот вообще никак не относится.
За это сообщение автора Aksamitka поблагодарили (всего 2):
Белая Мишка, Hunter
OlgaOlga
Сообщения: 2019
Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
Благодарил (а): 1009 раз
Поблагодарили: 886 раз

#10

Сообщение OlgaOlga »

Aksamitka пишет: 05 июл 2021, 14:15 Я не очень-то понимаю, почему это называется критическим мышлением
Крити́ческое мышле́ние (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам[1]. Из Вики)
Почему же с заданием не соотносится? По-моему, очень даже.
Aksamitka
Сообщения: 6438
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 761 раз
Поблагодарили: 3421 раз

#11

Сообщение Aksamitka »

От читать вики я тоже умею. Не стоило трудиться. Но данные ситуации - это не критическое мышление.
IrinaT
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 03 окт 2018, 17:29
Благодарил (а): 16 раз
Поблагодарили: 64 раза

#12

Сообщение IrinaT »

Это логическое мышление, а не критическое, но оба навыка прекрасно развиваются. У меня тоже пришла такая ученица на ОГЭ и к сейчас к началу 11 класса вроде все выправили. Просто разъяснять каждый случай: "Мама заставила" может быть ответом на вопрос "Почему ты что-то делаешь?" Какие еще могут быть ответы на этот вопрос? Мой регион? - Моск. область. Мой город? Мой район. Моя страна. Мой континент. Моя планета. И тд. Можно приноровится довольно быстро. Кстати True/ false/ not stated хорошо прокачивают эти навыки. Еще конечно Inference questions, но это больше на ЕГЭ и TOEFL и уже посложнее.
Andrea
Сообщения: 4932
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3944 раза
Поблагодарили: 1382 раза

#13

Сообщение Andrea »

Я пока в режиме read-only.
  • согласна с Аксамитка, что это, скорее, логическое.

    Восхищена благородством OlgaOlga. (И гуманизмом тоже.)

    Греет душу желание Smartie помочь.

    Неприятно (откровенно) мнение подключающихся "у меня таких много, и им не дано"

    Выпестовывание, как у IrinaT, подвиг. Не взялась бы, скорее всего, если бы только родители слёзно не просили, "всё понимали" и т.д.
[mention]Eager Beaver[/mention] , вы Mike с efl.ru?
Eager Beaver
Сообщения: 3222
Зарегистрирован: 12 авг 2018, 14:01
Благодарил (а): 901 раз
Поблагодарили: 1191 раз

#14

Сообщение Eager Beaver »

С таким аналитическим умом вам нужно работать в бюро прогнозов.
За это сообщение автора Eager Beaver поблагодарили (всего 2):
Белая Мишка, Hunter
Andrea
Сообщения: 4932
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3944 раза
Поблагодарили: 1382 раза

#15

Сообщение Andrea »

Верю на 75-80%. Остальное форум стерпит)) Здесь всё возможно.
Smartie
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 01:52
Благодарил (а): 244 раза
Поблагодарили: 1012 раз

#16

Сообщение Smartie »

Я так и не придумала, что делать с этой ученицей, но она может запросто отпасть. На днях встретила ее с мамой в детской поликлинике: проходила обследование. У девочки сильная и необычная реакция на переутомление, они вообще будут решать, смогут ли они продолжать задания (и сдавать ОГЭ).
Аватара пользователя
alex789
Сообщения: 948
Зарегистрирован: 30 окт 2018, 16:52
Благодарил (а): 368 раз
Поблагодарили: 369 раз

#17

Сообщение alex789 »

Eager Beaver пишет: 10 июл 2021, 08:56 С таким аналитическим умом вам нужно работать в бюро прогнозов.
Мы реально Mike? Я помню его очень хорошо по тому форуму :)
Аватара пользователя
Michelangelo
Сообщения: 4958
Зарегистрирован: 12 апр 2018, 08:19
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 705 раз

#18

Сообщение Michelangelo »

alex789 пишет: 26 июл 2021, 14:17 Мы реально Mike?
У Mike был всего лишь С2, никак не D4, как здесь (на форуме) заявлялось
Вы же помните его аудио? Ну у вас раз в пять лучше получается говорить, чем у него - читать.
Аватара пользователя
Zlatko_Berrin
Сообщения: 2296
Зарегистрирован: 04 июл 2018, 20:40
Благодарил (а): 1045 раз
Поблагодарили: 568 раз

#19

Сообщение Zlatko_Berrin »

Изображение
За это сообщение автора Zlatko_Berrin поблагодарили (всего 3):
Smartie, funichka, Loligo
Smartie
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 01:52
Благодарил (а): 244 раза
Поблагодарили: 1012 раз

#20

Сообщение Smartie »

Zlatko_Berrin, спасибо, буду пробовать.
alex-koh
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 26 фев 2022, 20:56

#21

Сообщение alex-koh »

Smartie пишет: 07 авг 2021, 09:49 Zlatko_Berrin, спасибо, буду пробовать.
Рекомендую прочитать статью на тему критического мышления, авторы кратко разложили все по полочкам https://soft-skills.club/sistemnoe-i-kr ... myshlenie/
Andrea
Сообщения: 4932
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3944 раза
Поблагодарили: 1382 раза

#22

Сообщение Andrea »

Aksamitka пишет: 05 июл 2021, 14:15 Для начала, неплохо было бы развить просто мышление, мышление первого уровня.
Согласна, но, раз уж речь зашла о critical thinking, давайте обсуждать его. Очень нужно))

Особенно интересуют учебники с разделами на развитие этого скилла

Приглашаю к обсуждению мастера critical thinking [mention]September[/mention] , а также всех интересующихся вопросом.

(забегая вперёд, замечу, что развитие этого самого CT - не одномоментное действие, а процесс, нескорый. Так что за пару уроков в неделю в преддверии скорого экзамена... Extremely hardly likely, в общем.)

Выше упомянули Unlock.
Можно упомянуть хотя бы возрастную аудиторию учебника?

Также раздел critical thinking встречается в Keynote от NatGeo (adults, young adults.) Кто-то знает ещё какие-то учебники (желательно уровни (Pre?) Intermediate upwards, возраст: начиная со старших школьников.

Для чего нужен список таких учебников преподавателю: чтобы можно было подобрать задание на CT по заданной теме. Понятно, что у каждого преподавателя имеется своя база перелопаченных ресурсов, но мы знаем, как оно бывает в момент X и в режиме аврала.

Если бы набрался какой-то пул учебников и/или пособий с такими заданиями, можно было бы систематизировать задания по темам и уровням+возраст. Я бы даже могла взяться, только желательно с кем-нибудь на пару.
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Основной педагогический форум»