WorkingAnt, вот я оторвалась от своих новых учебников и добралась до ответа)
Кстати, вот они, мои новинки (2 Destination еще в пути до послезавтра :))
Я сейчас напишу длииииииинное сообщение, даже придется разбить на два :) Получится, наверное, целая лекция, но я чувствую, что мне есть что сказать :) Кому интересно, прочитают, кому нет, пропустят мой опус :) Частично это мой опыт, частично - то, чем нас учили на парах по Методике обучения иностранному языку. Наш преподаватель, к слову, начала первую пару с ice-breaking activity и позволила нам задавать любые вопросы о себе (на английском, конечно), включая то, замужем ли она, есть ли у нее дети, сколько лет, какие у нее мечты и так далее; отвечала она на них, как нам показалось тогда, очень откровенно, спокойно, открыто. И контакт с группой был установлен сразу. И вот дальше первая самая лекция была посвящена пользе ice-breaking activity. Я, например, всегда недоумеваю, когда задают вопрос про учебник: завтра первый урок, помогите подобрать учебник для ученика. Надо ли бросаться искать учебник для первого или второго уроков с новым учеником? А если вы вообще не сработаетесь? А как же узнать интересы ученика сначала? Позвольте ему узнать себя получше, а также познакомьтесь с ним, ведь это можно сделать в процессе изучения и практики английского языка в том числе! Ниже я еще напишу о важности теплых отношениях между учителем и учеником.
Кстати сказать, я учеников не "строю" :) Я иногда натыкаюсь на этом форуме на собственные сообщения, и спустя какое-то время если их прочитаю, по-прежнему согласна сама с собой, но удивляюсь, как жёстко и нетерпимо всё звучит :) Поэтому, я сразу оговорюсь еще раз, что я не такой вот зверь в юбке (
я зверь в платье 👀😜😂), но я хорошо и чётко понимаю, чего я хочу от своих учеников, их родителей и самой себя. Поэтому, при знакомстве, я объясняю и повторяю, и разжёвываю всё относительно прогулов, отработок, переносов, оплаты, выполнении ДЗ. Мне, пожалуй, повезло: я умею выражать свои мысли чётко и ясно И устно, И письменно. Я много улыбаюсь и даже шучу, когда провожу собеседование, но голос мой остается твердым, а интонация дает понять, что
это не просьба, это условие, которое необходимо соблюдать)))
Знаете, мне кажется, именно то, что я работаю на свои условиях, и мои требования соблюдаются, помогает мне не выгорать. Как уже говорила не раз, у меня почти все ученики - подростки, там пубертат у каждого, НО на уроках они такие пушистые зайки. Честное слово. Потому что они знают, что я не в игры с ними играю, а занимаюсь образовательной деятельностью, так что, всякого рода коники остаются за пределами моей квартиры, о чем я сразу сообщаю и детям, и их родителям. Представить не могу, чтобы они мне грубили, что-то там заявляли со своей колокольни о том, как и чему их надо учить и так далее. Пришли на урок и сидим, прислушиваемся, учимся. И нет, я не давлю авторитетом. Мы на равных. НО, если я уважаю их, кто им дал право не уважать меня? Высказать свое мнение - прекрасно. Иметь свою точку зрения - я поощряю. Но, если я объясняю новую тему, перебивать меня, деланно зевать, то и дело спрашивать "а это точно? а вы уверены?" и тому подобное? Однозначно нет. Нет доверия к преподавателю и его знаниям и умениям - ищем другого преподавателя.
Поэтому, однозначно правило номер 1 - выбирать тех учеников, с которыми комфортно. Если полная неприязнь, то выгорание настигнет почти моментально.
Второе правило (если ученик - ребенок) - это адекватные родители и суперчеткие инструкции для них при первом знакомстве. Я и самим родителям всегда говорю прямо: главное, чтобы мы с
вами нашли общий язык и вы придерживались моих условий и требований, а с детьми я общий язык найду и проблемы решу. И в 95% случаев проблем с детьми не возникает. А вот правильно донести до взрослых каждое ваше требование и условие с самого начала - это мегаважно. И по прогулам, и по отработкам, и по времени урока. Никаких плюс-минус 15 минут (!): если опоздал ребенок, урок закончится все равно ровно в то время, в которое должен закончиться, у меня дальше уроки еще есть, и я не буду задерживать другого ученика из-за опоздавшего предыдущего. Я сама не опаздываю, так как я сижу дома. А поскольку бóльшую часть времени в прошлом году я работала онлайн, то с опозданиями с обеих сторон вообще никаких сложностей. Но, ЕСЛИ ВДРУГ бывало, что ученик проспал или забыл, и приходил на 10-15-20-25 минут позже, оплата была за 60 минут все равно, потому что это не моя вина и не мои, по большому счету, трудности. Я в рабочее время была на месте и ребенка ждала. Это тоже очень мотивирует родителей и их детей приходить на уроки вовремя. Об оплате я тоже даю предельно четкие инструкции :) Оплата тогда-то и тогда-то, можно вот так оплатить, а можно вот сяк, отдельные случаи обговариваются в частном порядке, НО для этого необходимо мне позвонить и написать и объяснить ситуацию и почему я должна подождать оплату (а не втихаря просто не оплачивать). Я, в принципе, никогда не отказываю, если просят подождать с оплатой по какой-то причине, все родители моих учеников люди порядочные, адекватные, надежные, они оплачивают всегда. Вот новенькую девочку "на лето" взяла, с мамой сразу договорилась: оплачиваем на карту за 2 урока по средам во время урока. Никаких проблем. В течение урока деньги поступили на карту. Так что, очень и очень важно в самом начале, на берегу, так сказать, как однажды сказала
Nezabudka, всё обговорить, объяснить и разложить по полочкам. Если боитесь что-то забыть, набросайте себе краткий план перед первым знакомством.
Третье - это установить теплые и доверительные отношения со своими учениками. Все мы вкладываем частичку души, наверное, в наши уроки, в наших учеников. И множество усилий. Тратим время, подбирая для них материалы, думаем об их индивидуальных особенностях. И в ответ хотим отдачу, результат, благодарность. Это естественно. НО результат, отдача, удовлетворение у вас будут, если сложились теплые отношения с учениками.
Бизнес и ничего личного приводят к выгоранию. Потому что только теплые или хотя бы доверительные и взаимокомфортные отношения между учителем и учащимся могут дать учителю вдохновение работать на результат, тянуть эту лямку, если можно так выразиться (независимо от возраста ученика). А ученику - мотивацию. Да, именно так. Я уже писала и снова напишу: фактически все мои дети в первую очередь любят меня, а уже потом - английский. Детям, за редким исключением, сложно заставить себя сесть за учебники и учиться, но, если это ради любимого преподавателя, с которым они не хотят расставаться, то они сядут и будут учиться, потому что они не хотят расстроить учителя и не хотят с ним расставаться. И это не розовый бред. Это реальность.
Наверное, где-то конце февраля у меня с моим самым старшим учеником (скоро 20 лет будет) случился разлад. Он никак не хотел понять, что гуглпереводчиком пользоваться нельзя, читерить не надо, лениться не стóит, учимся мы для себя и так далее. Парень психологически сложный сам по себе (мне с ним комфортно, он мне доверяет и прислушивается, но он постоянно копается в себе и всегда что-то там "находит"). И мы решили, что прекратим наши уроки с ним. Спустя дней 5 (1 урок мы пропустили уже) он мне пишет несколько сообщений в вотсапе, признается, что был не прав, что хочет учиться дальше, что ему не хватает наших бесед на английском и меня, что готов учить английский, если это означает, что он будет и дальше общаться со мной. Не преувеличиваю, не вру. Вернулся, учится, мотивация повысилась после этого, ибо после еще одного такого "расставания" уже расстанемся насовсем, и он это знает.
Поэтому, я не верю в комфортный процесс обучения без выгорания, если "это все лишь бизнес, ушел-пришел, сегодня один - завтра другой". Отсюда вытекает то самое выгорание в том числе. Я много здесь читала о том, что нельзя позволять себе переступать черту, нельзя дружеские отношения с учащимися (особенно взрослыми) выстраивать, а то сядут на шею, а то будут просить скидку, будут позволят себе пропускать и т.д., и т.п. Нет, это не так. Это тоже зависит больше от вас, чем от других людей вокруг вас.
Я дружу (именно дружу, с обоюдными довольно частыми визитами в гости) с тремя мамами моих учеников. Причем, я подружилась с ними, после того как их дети стали учиться у меня, а не до. Дети этих родителей фактически никогда не пропускают уроки, всегда сами спрашивают, когда отработать, если вдруг форс-мажор. Что касается оплаты, я сама постоянно предлагаю им платить, как в первый год, но они по своей инициативе платят больше (чуть меньше, чем остальные, но все же приличную сумму), и переубедить их нереально. Просто они видят, как много и усердно я работаю, а также я всегда спокойно и дружелюбно говорю им: если ваши дети будут лениться, я откажусь от уроков с ними, даже если вы обидитесь. Они воспринимают это спокойно, соглашаются с моей позицией и никогда не "наглеют".
Поэтому, просто научитесь сразу себя ставить так, чтобы люди понимали, что каждое ваше слово - не пустой звук.
Ну, и четвертое - поменьше копаться в себе, поменьше смотреть на то, что говорят и пишут и "как это делают" другие. В том плане, что очень часто, почитав то или иное сообщение, посмотрев видео, поучаствовав в дискуссии, многие начинают испытывать какой-то преподавательский комплекс, копаться в себе, находить минусы в своем преподавании.. перфекционизм в действии :) Конечно, развиваться и улучшать свои уроки - это всегда жирный плюс. Почерпнуть интересную идею у коллег - это супер. К этому надо стремиться. НО, я уже писала, если вам конкретно не комфортно что-то делать, не делайте. Не подражайте другим. Вы ненавидите теоретическую грамматику? Не любите дисциплину на уроке? Вам комфортен творческий беспорядок? Или, наоборот, не умеете применять и не видите практической пользы в играх, мультиках и прочем на уроке? Значит, вводите грамматику так, как любите вы, - через игры, картинки, дриллинг. Сидите не за столом, а в комфортных креслах или на полу. Не ведите тетрадь скрупулезно, а рисуйте и пишите с учеником на листах на уроке, если это для пользы дела, так сказать :) Не играйте и не используйте видео, если не нравится и не знаете, как это сделать с максимальной пользой. Я не играю, видео практически никогда не смотрим. Но результаты отличные. Просто потому что я делаю так, как мне комфортно, и поэтому получается прекрасно. Начни я сейчас игры выдумывать, видео смотреть чуть ли не на каждом уроке и так далее - и эмоциональное выгорание мне гарантировано, а результаты снизятся сразу. Вроде бы, и подход крутой и современный, но у меня он настолько вызывает отторжение, что я просто ухудшу качество своих уроков, так как мне будет постоянно дискомфортно, лениво и неохота проводить уроки именно так. Я искренне восхищаюсь всеми, кто использует игры, видео, делает уроки максимально насыщенными игровой активностью и при этом добивается результатов, но я отнюдь не считаю себя и свои уроки хуже. Просто - другая я и другие уроки. Так что, саморазвитие - это прекрасно, улучшение своих уроков методически - необходимо. Но лишь в комфортной для вас стезе :)
Уфффф :) Вот это я разошлась :) Попыталась охватить как можно больше, вышло, как обычно, обалдеть как много :) Искренне надеюсь, что писала это все не зря) И не претендую, как всегда, на абсолютную истину и правоту, просто поделилась тем, как у меня получается вести так много уроков, не выгорая, а также добиваться четкого выполнения моих условий и требований учениками и их родителями :)