Английский язык в системе массового образования.
Модераторы: JamesTheBond, mikka
- Ленья
- Сообщения: 1199
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 14:30
- Благодарил (а): 662 раза
- Поблагодарили: 461 раз
Сразу оговорюсь. Моё мнение весьма неоднозначное, многие даже могут посчитать его провокационным. Тем более что, я ни коим образом к системе образования в области иностранных языков не отношусь. Но всё же хотелось бы подискутировать на эту тему без лишних эмоций)
Итак. Начну с того, что я постоянно предпринимаю попытки найти людей в моём окружении, с которыми можно было бы регулярно практиковаться в разговорном английском.
Как правило, встречаю два типа реакции:
1. Я стесняюсь.
2. Да зачем это нужно.
У меня сложилось впечатление, что окружающие делятся на две категории. Подавляющее большинство тех, кто учил английский много лет в общей системе образования и имеет некий психологический барьер, чтобы общаться на английском. И меньшинство тех, кто владеет языком на хорошем уровне, как правило для них английский язык - профессия.
А разве при должном подходе нельзя за 10 и более лет обучения в школе "заговорить"?
Наверное, можно.
Проблема мне видится в том, как построена программа обучения и какие цели и задачи преследуются.
Когда я открываю тест по английскому языку для выпускника школы, то вижу, что большая часть заданий ориентирована на проверку усвоения грамматический нюансов. А так ли они важны для человека, не планирующего связывать свою профессиональную деятельность с языками?
Какая разница в среде обывателей между Give me a pencil? & Give me pencil? I'm listening to music? & I'm listening music?
Сделали ошибку? Да. При этом вас поняли? Да. Так ли важна эта ошибка? НЕТ! Но что-то внутри нас не позволяет раскрепоститься и говорить свободно с ошибками. Почему? А вот тут я виню во всём общие подходы преподавателей в системе массового образования. За такие ошибки снижают оценку, формируют некий "комплекс незнания языка". Плюс программа обучения перегружена абсолютно непропорционально количеству часов, отведённых на изучение предмета. Мы не успеваем усвоить одно, а на следующем уроке уже другое. И получается вместо изучения языка какая-то попытка угнаться за программой.
Так почему бы нам не сделать изучение английского занимательным времяпрепровождением вместо этого?
Свести изучение теории лишь к самому необходимому. Стимулировать больше живого раскрепощённого общения на уроке?
Как это сделать? Увлечь детей тем, что интересно в жизни в целом, но используя специально подготовленные материалы на английском языке. Готовить видеоматериалы, интересные для них игры. Обсуждать то, что волнует человека в его возрасте. Отменить оценки вообще. Уйти от любого формализма. А чтобы стимулировать самостоятельную работу, анонсировать тему следующего урока, выдавая заранее необходимые материалы. Например. Для маленьких. А завтра мы узнаем, кого встретил медвежонок Барни в джунглях. Но Барни не говорит ни на каких языках, кроме английского. Поэтому, чтобы понять его рассказ, вы должны знать следующие слова и выражения. Для подростков. Ребята, а на следующем уроке я поделюсь с вами важными секретами, как понравиться девочке/мальчику, который вам симпатичен. Но для этого вы должны выучить то-то и то-то.
Итак. Начну с того, что я постоянно предпринимаю попытки найти людей в моём окружении, с которыми можно было бы регулярно практиковаться в разговорном английском.
Как правило, встречаю два типа реакции:
1. Я стесняюсь.
2. Да зачем это нужно.
У меня сложилось впечатление, что окружающие делятся на две категории. Подавляющее большинство тех, кто учил английский много лет в общей системе образования и имеет некий психологический барьер, чтобы общаться на английском. И меньшинство тех, кто владеет языком на хорошем уровне, как правило для них английский язык - профессия.
А разве при должном подходе нельзя за 10 и более лет обучения в школе "заговорить"?
Наверное, можно.
Проблема мне видится в том, как построена программа обучения и какие цели и задачи преследуются.
Когда я открываю тест по английскому языку для выпускника школы, то вижу, что большая часть заданий ориентирована на проверку усвоения грамматический нюансов. А так ли они важны для человека, не планирующего связывать свою профессиональную деятельность с языками?
Какая разница в среде обывателей между Give me a pencil? & Give me pencil? I'm listening to music? & I'm listening music?
Сделали ошибку? Да. При этом вас поняли? Да. Так ли важна эта ошибка? НЕТ! Но что-то внутри нас не позволяет раскрепоститься и говорить свободно с ошибками. Почему? А вот тут я виню во всём общие подходы преподавателей в системе массового образования. За такие ошибки снижают оценку, формируют некий "комплекс незнания языка". Плюс программа обучения перегружена абсолютно непропорционально количеству часов, отведённых на изучение предмета. Мы не успеваем усвоить одно, а на следующем уроке уже другое. И получается вместо изучения языка какая-то попытка угнаться за программой.
Так почему бы нам не сделать изучение английского занимательным времяпрепровождением вместо этого?
Свести изучение теории лишь к самому необходимому. Стимулировать больше живого раскрепощённого общения на уроке?
Как это сделать? Увлечь детей тем, что интересно в жизни в целом, но используя специально подготовленные материалы на английском языке. Готовить видеоматериалы, интересные для них игры. Обсуждать то, что волнует человека в его возрасте. Отменить оценки вообще. Уйти от любого формализма. А чтобы стимулировать самостоятельную работу, анонсировать тему следующего урока, выдавая заранее необходимые материалы. Например. Для маленьких. А завтра мы узнаем, кого встретил медвежонок Барни в джунглях. Но Барни не говорит ни на каких языках, кроме английского. Поэтому, чтобы понять его рассказ, вы должны знать следующие слова и выражения. Для подростков. Ребята, а на следующем уроке я поделюсь с вами важными секретами, как понравиться девочке/мальчику, который вам симпатичен. Но для этого вы должны выучить то-то и то-то.
Перенесено из форума Основной форум об изучении английского языка в форум Системы образования разных стран 28 мар 2018, 10:09 модератором Aksamitka
-
- Сообщения: 812
- Зарегистрирован: 03 мар 2018, 19:40
- Благодарил (а): 32 раза
- Поблагодарили: 176 раз
Понимаете, английский в российской среде практически нужен тем, кто за это деньги получает - преподаватели, переводчики, дипломаты, работники транснациональных компаний.
БОльшая часть материального и культурного производства ведётся с использованием русского языка и в английском просто нет необходимости, кроме некоторого расширения кругозора.
А без практического использования любая способность хиреет.
Поэтому для огромного большинства россиян английский - это как астрономия или анатомия, т.е. изучается как общекультурный образовательный предмет.
Не факт, что после окончания ВУЗа или другого учебного заведения они воспользуются своими знаниями.
Увы, такова наша российская действительность.
Кроме того, окружающи нас страны СНГ также используют русский в общении с нами, в постройке общей экономики.
Так что - нужно просто определиться с достижимым уровнем для изучения и поддержания.
На мой взгляд, в зависимости от способностей, это от крепкого А2 до САЕ.
Дальнейший рост требует всё более значительного времени на развитие или поддержание.
Но в любом случае, крепкий уровень английского - это вызывает уважение.
БОльшая часть материального и культурного производства ведётся с использованием русского языка и в английском просто нет необходимости, кроме некоторого расширения кругозора.
А без практического использования любая способность хиреет.
Поэтому для огромного большинства россиян английский - это как астрономия или анатомия, т.е. изучается как общекультурный образовательный предмет.
Не факт, что после окончания ВУЗа или другого учебного заведения они воспользуются своими знаниями.
Увы, такова наша российская действительность.
Кроме того, окружающи нас страны СНГ также используют русский в общении с нами, в постройке общей экономики.
Так что - нужно просто определиться с достижимым уровнем для изучения и поддержания.
На мой взгляд, в зависимости от способностей, это от крепкого А2 до САЕ.
Дальнейший рост требует всё более значительного времени на развитие или поддержание.
Но в любом случае, крепкий уровень английского - это вызывает уважение.
-
- Сообщения: 61
- Зарегистрирован: 07 мар 2018, 20:03
- Благодарил (а): 32 раза
- Поблагодарили: 43 раза
Что это за тест, уточните.
Это правда, но сколько об этом ни говорят, ничего не меняется. Как уже миллион раз писали, балом правят бюрократы и издатели учебников.
Тогда это перестанет быть школой. Представьте, на русском и математике дети ходят по струнке и оцениваются. На английском свобода и раскрепощенность. Они тогда перестанут воспринимать английский как занятие и будут на нем расслабляться после строгих Мариванн. В наших школах дети и так не особенно мотивированы к изучению английского, без оценок, ИМХО, их вообще туда не загонишь. В младших классах фан еще сработает, но потом вряд ли.
- JamesTheBond
- Сообщения: 5045
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
- Благодарил (а): 600 раз
- Поблагодарили: 879 раз
А вот мне сказали, что уже есть хороший школьный учебник - Ю. Комарова "Английский язык". Что Вы о нем скажете?Professora пишет: ↑28 мар 2018, 13:55 Как уже миллион раз писали, балом правят бюрократы и издатели учебников.
- Ленья
- Сообщения: 1199
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 14:30
- Благодарил (а): 662 раза
- Поблагодарили: 461 раз
Это и есть главное, к чему я призываю))Professora пишет: ↑28 мар 2018, 13:55 Тогда это перестанет быть школой. Представьте, на русском и математике дети ходят по струнке и оцениваются. На английском свобода и раскрепощенность. Они тогда перестанут воспринимать английский как занятие и будут на нем расслабляться после строгих Мариванн.
Только одно условие.
Говорим по-английски.
Как раз и нужно сломать барьер, будто английский язык - это как математика - предмет со строгими критериями оценки.
Это просто средство для общения. Для широкой общественности, естественно. К студентам-лингвистам это не относится.
-
- Сообщения: 61
- Зарегистрирован: 07 мар 2018, 20:03
- Благодарил (а): 32 раза
- Поблагодарили: 43 раза
Пока не имела дела ним.JamesTheBond пишет: ↑28 мар 2018, 15:07 А вот мне сказали, что уже есть хороший школьный учебник - Ю. Комарова "Английский язык". Что Вы о нем скажете?
-
- Сообщения: 1056
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 03:43
- Благодарил (а): 52 раза
- Поблагодарили: 550 раз
Но надо ведь еще научить говорить на английском. "Барьер" - это когда человек может говорить, но боится или стесняется. А когда ничего не может сказать, какой тут "барьер"?Это и есть главное, к чему я призываю))
Только одно условие.
Говорим по-английски.
-
- Сообщения: 1056
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 03:43
- Благодарил (а): 52 раза
- Поблагодарили: 550 раз
Верно! Работа должна строиться так, чтобы школьники свободно, не стесняясь, с увлечением общались на английском весь урок, а не зубрили скучные правила. Как это сделать - должны решить сами школьные учителя. Которые, надеюсь, заглянут в эту ветку и сделают соответствующие выводы.
- За это сообщение автора Mike поблагодарил:
- Belka_Teacher
- Ленья
- Сообщения: 1199
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 14:30
- Благодарил (а): 662 раза
- Поблагодарили: 461 раз
Слушайте. Я вот всё хаю советскую систему преподавания ИЯ... А недавно посмотрел методическое видео для педагогов 80-хх годов. Оказывается, что понимание было, как нужно работать. Только почему-то дальше пропаганды дело не шло. Посмотрите ролик
Там и коммуникативный подход, и лиснинг нейтивных материалов в наушниках, и отработка изученного материала в игровой форме. Причём делается акцент на роли учителя. Мол, педагог должен быть вовлечён в процесс на равных с учениками, а не стоять жандармом и всех запугивать. Плюс, весь урок проходит без единого русского слова)
Я, конечно, понимаю, что видео постановочное, скорее всего урок был многократно отрепетирован. Но всё же для меня стало своего рода откровением.
Интересно, в вашу бытность учениками уроки строились подобным образом? Может в специализированных школах, языковых гимназиях? И каков результат на выходе?
Там и коммуникативный подход, и лиснинг нейтивных материалов в наушниках, и отработка изученного материала в игровой форме. Причём делается акцент на роли учителя. Мол, педагог должен быть вовлечён в процесс на равных с учениками, а не стоять жандармом и всех запугивать. Плюс, весь урок проходит без единого русского слова)
Я, конечно, понимаю, что видео постановочное, скорее всего урок был многократно отрепетирован. Но всё же для меня стало своего рода откровением.
Интересно, в вашу бытность учениками уроки строились подобным образом? Может в специализированных школах, языковых гимназиях? И каков результат на выходе?
- Michelangelo
- Сообщения: 4958
- Зарегистрирован: 12 апр 2018, 08:19
- Благодарил (а): 32 раза
- Поблагодарили: 705 раз
Похоже, что да.
Ну там учились дети дипломатов и других вождиков. Результаты были. Не 100% конечно. Но ведь часто дети дипломатов становились дипломатами и хотя протекционизм с СССР существовал, вряд ли круглого нуля куда-то посылали на важные посты.
С другой стороны встречал людей, которые говорили, что учились в английской спецшколе (с увеличенным количеством часов английского, я так понимаю, по сравнению с обычными школами), и уже через пару лет после школы не могли вспомнить базовых слов ничего не говоря о правилах грамматики. Всякое было. Но я понял, что это была простая "спецшкола", а не для отпрысков секретарей.
-
- Сообщения: 17
- Зарегистрирован: 27 мар 2018, 18:54
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Я учился в школе с углубленным изучением иностраного языка, англ с первого класса, в перестроечные времена, конец 80-х - 90-е .
Класс был оборудован для подключения аудиоаппаратуры и раздачи в наушники на каждой парте, но за всё время учёбы система ни разу не включалась. Учителя менялись каждый год. Приходили молодые на отработку после ВУЗа, особо не напрягялись. Диктант на слова, читаем по предложению по цепочке и переводим. Больше ничего и не помню. В старших классах ещё и за жизнь поболтать пол-урока. Иногда, если учителя не было, заменяла ЗавУч. Вот это был треш! Не "зы", а "th"!!! Кто вас только учил, недоумки!!! Ещё раз "зы" услышу - двойка за четверть! Пусть потом классная хоть на коленях пердо мной стоит - не исправлю! А ты, Луценко, вообще не знаю, как в эту школу попал! Тебе с физкультурным уклоном надо, для безмозглых!
- janulin
- Сообщения: 61
- Зарегистрирован: 08 мар 2018, 09:22
- Благодарил (а): 43 раза
- Поблагодарили: 27 раз
Я училась в школе с углубленным изучением, даже пятерку имела, потом попался мне в руки ЕГЭ, я там почти ни 1 задания сделать не могла. На слух ни слова не воспринимала: читали и диктанты писали. Но, самое смешное, мои знания были действительно сильно выше выпускников обычных школ.
-
- Сообщения: 363
- Зарегистрирован: 04 мар 2018, 20:09
- Благодарил (а): 306 раз
- Поблагодарили: 150 раз
Будут :) Я училась в школе с середины 80х по середину 90х, школа была с углублённым изучением английского языка. Классы не были оборудованы для подключения аудиоаппаратуры и раздачи в наушники на каждой парте. В младших классах мы точно покупали пластинки к учебнику и слушали их дома. Во 2 и 3 классе мы учились по Верещагиной, в старшей школе по Хрусталёвой-Богородицкой. Класс (в нём было около сорока человек) делился на 3 подгруппы по 12-14 человек. Во втором классе уроков английского было два в неделю, в третьем - три, в средней школе - от четырёх до шести часов в неделю.
Учительниц английского у меня было две, одна вела у нас со второго по седьмой класс, другая - с восьмого по одиннадцатый. У одной из подгрупп учительница не менялась со второго по одиннадцатый класс.
Первая учительница была активная, артистичная и, если выражаться терминами советского фильма, ссылку на который давали выше, "творчески работающая". Я помню, что мы много играли - в мячик, например. Ещё помню, что подгруппа делилась на команды (например, мальчики/девочки, или те, кто сидит справа/те, кто сидит слева), мы что-то говорили устно, команде за это давали "очки". Подозреваю, что мы так отрабатывали лексику и грамматику :)
Помню, что в какой-то момент в классе висела куча стенгазет на английском языке, посвящённых русским рок-группам (точно помню "Кино" и "Чёрный кофе"), - это старшеклассники делали.
Пару лет назад у мамы дома я нашла "сочинение" (6 или 7 класс) про ТВ и фильмы :) Написано было про меня - что я люблю смотреть и когда :) Подозреваю, что это был тот самый "топик" - сначала в юните учебника проходили какую-то тему, потом надо было написать про себя, потом сдать "сочинение" на проверку, а потом рассказывать устно :)
Учительниц английского у меня было две, одна вела у нас со второго по седьмой класс, другая - с восьмого по одиннадцатый. У одной из подгрупп учительница не менялась со второго по одиннадцатый класс.
Первая учительница была активная, артистичная и, если выражаться терминами советского фильма, ссылку на который давали выше, "творчески работающая". Я помню, что мы много играли - в мячик, например. Ещё помню, что подгруппа делилась на команды (например, мальчики/девочки, или те, кто сидит справа/те, кто сидит слева), мы что-то говорили устно, команде за это давали "очки". Подозреваю, что мы так отрабатывали лексику и грамматику :)
Помню, что в какой-то момент в классе висела куча стенгазет на английском языке, посвящённых русским рок-группам (точно помню "Кино" и "Чёрный кофе"), - это старшеклассники делали.
Пару лет назад у мамы дома я нашла "сочинение" (6 или 7 класс) про ТВ и фильмы :) Написано было про меня - что я люблю смотреть и когда :) Подозреваю, что это был тот самый "топик" - сначала в юните учебника проходили какую-то тему, потом надо было написать про себя, потом сдать "сочинение" на проверку, а потом рассказывать устно :)
- Ленья
- Сообщения: 1199
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 14:30
- Благодарил (а): 662 раза
- Поблагодарили: 461 раз
У меня ещё один вопрос есть к тем, кто учился на педагогических специальностях. Нам, будущим инженерам, преподаватели в своё время вбивали в голову, что всё, что мы проектируем, должно соответствовать ГОСТ. Вплоть до уголовной ответственности за нарушение. Т.е. даже если ты, допустим, гениальный изобретатель, твои творения не могут быть запущены в производство, если существующими ГОСТами не предусмотрены.
А есть ли некая инструкция МинОбра с незыблемыми правилами, которые учитель обязан неукоснительно соблюдать? И любая самодеятельность будет наказуема?
А есть ли некая инструкция МинОбра с незыблемыми правилами, которые учитель обязан неукоснительно соблюдать? И любая самодеятельность будет наказуема?
-
- Сообщения: 165
- Зарегистрирован: 03 мар 2018, 15:45
- Благодарил (а): 115 раз
- Поблагодарили: 41 раз
garans,
у меня муж врач, английский B2 (просто не нравилось ему, что жена с иностранцами шутит и смеется, а он не понимает о чем), теперь читает научную литературу по медицине на английском; это я к тому, что не все в интернете только котиков смотрят, и не все английский только ради денег используют
-
- Сообщения: 17
- Зарегистрирован: 27 мар 2018, 18:54
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Программа строго регламентирована. Надо, чтобы записи в журнале ей соответствовали. А что там на самом деле на уроке творится - кто проверит? Лучших результатов добьётся креативный учитель.Ленья пишет: ↑18 июл 2018, 09:59 У меня ещё один вопрос есть к тем, кто учился на педагогических специальностях. Нам, будущим инженерам, преподаватели в своё время вбивали в голову, что всё, что мы проектируем, должно соответствовать ГОСТ. Вплоть до уголовной ответственности за нарушение. Т.е. даже если ты, допустим, гениальный изобретатель, твои творения не могут быть запущены в производство, если существующими ГОСТами не предусмотрены.
А есть ли некая инструкция МинОбра с незыблемыми правилами, которые учитель обязан неукоснительно соблюдать? И любая самодеятельность будет наказуема?
- Irregardless
- Сообщения: 2025
- Зарегистрирован: 09 апр 2018, 21:50
- Благодарил (а): 583 раза
- Поблагодарили: 424 раза
Тоже самое в меде. Вбивали, как писать эпикриз, так как по сути это главный документ, который "отмоет" врача от всех его ошибок и промахов.Ленья пишет: ↑18 июл 2018, 09:59 У меня ещё один вопрос есть к тем, кто учился на педагогических специальностях. Нам, будущим инженерам, преподаватели в своё время вбивали в голову, что всё, что мы проектируем, должно соответствовать ГОСТ. Вплоть до уголовной ответственности за нарушение. Т.е. даже если ты, допустим, гениальный изобретатель, твои творения не могут быть запущены в производство, если существующими ГОСТами не предусмотрены.
А есть ли некая инструкция МинОбра с незыблемыми правилами, которые учитель обязан неукоснительно соблюдать? И любая самодеятельность будет наказуема?
Я думаю, в школе то, что в журнале и отчетных документах пишут, мало соответствует реальности.
Просто бумажки, которые помогают сгладить все острые углы.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
Английский язык для пенсионеров
Gantry » 07 окт 2019, 00:10 » в форуме Основной педагогический форум - 27 Ответы
- 3762 Просмотры
-
Последнее сообщение Opt
22 окт 2019, 09:02
-
-
- 49 Ответы
- 3053 Просмотры
-
Последнее сообщение Popsicle
20 дек 2019, 21:07
-
-
Английский - самый востребованный язык
ОльгаBaya » 14 авг 2018, 00:44 » в форуме Начинающим преподавателям - 58 Ответы
- 9321 Просмотры
-
Последнее сообщение Devinette
09 дек 2020, 21:27
-
-
-
Ученица В1, английский-второй язык
Irregardless » 28 фев 2019, 13:29 » в форуме Основной педагогический форум - 10 Ответы
- 1327 Просмотры
-
Последнее сообщение Irregardless
01 мар 2019, 13:50
-
-
-
Как хорошо выучить английский язык?
Arishka83 » 28 мар 2018, 05:15 » в форуме Основной форум об изучении английского языка - 18 Ответы
- 3268 Просмотры
-
Последнее сообщение ZyuzginNV
05 сен 2018, 19:22
-
-
-
Где учить английский язык в Москве?
yan_hvl » 26 янв 2019, 21:01 » в форуме Основной форум об изучении английского языка - 0 Ответы
- 877 Просмотры
-
Последнее сообщение yan_hvl
26 янв 2019, 21:01
-
-
- 2 Ответы
- 716 Просмотры
-
Последнее сообщение Sour Patch Kids
01 янв 2019, 08:34