Выученная беспомощность
Модераторы: JamesTheBond, mikka
- Contemporary
- Сообщения: 175
- Зарегистрирован: 24 окт 2018, 21:01
- Благодарил (а): 89 раз
- Поблагодарили: 88 раз
Астрея, я как и Пружина не поняла, почему девочка неглупая, но само задание не соображает...
- За это сообщение автора Contemporary поблагодарил:
- Popsicle
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
За все. Как чиргерл)))Contemporary пишет: ↑30 янв 2020, 22:26 не очень понятно, за что хвалить, если ей проще иногда не сделать задание со словами: "я ниче не поняла, ниче не знаю, тупая и не сделала".
Ути-пути, ты сегодня сделала! Какая молодец! Неправильно сделала? Ну, неважно, ты же сделала, такая молодец! Ой, как ты прекрасно слово вставила, кто бы мог подумать!
-
- Сообщения: 1980
- Зарегистрирован: 03 мар 2018, 14:55
- Благодарил (а): 862 раза
- Поблагодарили: 2112 раз
Ну у меня ученики знают, что лучше не рисковать здоровьем и все-таки попытаться сделать.Contemporary пишет: ↑30 янв 2020, 22:26 я не сторонник ругаться в принципе. но и не очень понятно, за что хвалить, если ей проще иногда не сделать задание со словами: "я ниче не поняла, ниче не знаю, тупая и не сделала".
И что "ничего не сделала" дома обернется "буду делать сейчас".
Как это мы это не проходили?
Спорим на чипсы, что проходили?
Думаю, вы догадываетесь, кто выигрывает.)
Что-то мне кажется, что у нас с вами одного поля ягоды. И эта тема - я тупая и ничего не знаю - на самом деле значит, мне лень и я не хочу прикладывать усилия. Ну и страх ошибаться, конечно.
-
- Сообщения: 289
- Зарегистрирован: 02 мар 2018, 23:09
- Благодарил (а): 43 раза
- Поблагодарили: 193 раза
С вашей стороны нет, но подозреваю, что в школе или дома есть, причем такая, которая ведет ее к ощущению собственной глупости. Такое на пустом месте не возникает.
Думаю, что тут надо разрушать этот знак равенства, а иначе ничего хорошего не выйдет. Ну, не появится у нее желание что-либо делать, если она считает, что у нее ошибки в силу ее глупости.Contemporary пишет: ↑30 янв 2020, 22:26 незнании, неумении = глупости, но при этом исправлять желания тоже нет.
Это тоже не панацея.
Мне кажется, в данном случае вы не понимаете, что они нисколько не рискуют, и абсолютно точно знают это. Ну не сделали дома - сделают сейчас, делов-то. А то, что программа летит ко всем чертям, это расхлебывать преподавателю.
- September
- Сообщения: 2007
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
- Благодарил (а): 791 раз
- Поблагодарили: 2969 раз
Я вот думаю - как чувствует себя человек, который уже лет пять постоянно видит, что он глупее других( - Это ж можно в депрессию глубокую уйти.
У меня есть несколько учениц из одного класса. Одни легко и без подготовки пересказывают длинные тексты. Другие с трудом читают. А учатся по одной программе.
Естественно, та девочка, которая с трудом, у меня тоже домашку часто не делает. Она настолько привыкла, что все равно не правильно, что уже и не замечает, что мое задание ей по силам. И кто бы стал ее в этом винить?...
Вот вчера сделали легкое-легкое задание, и я спрашиваю: Ну что, все получилось? - И она улыбается и как будто глазам своим не верит...-
Но вот у меня крошечная ситуация успеха, а в школе огромный ком непонятного, c которым не справишься все равно.
Эх...
-
- Сообщения: 2301
- Зарегистрирован: 16 сен 2018, 21:24
- Благодарил (а): 1579 раз
- Поблагодарили: 458 раз
Астрея, я как и Пружина не поняла, почему девочка неглупая, но само задание не соображает...
[/quote] Присоединяюсь. Тоже не понимаю, как такое возможно. Явно не в умственных способностях ребёнка дело.......
[/quote] Присоединяюсь. Тоже не понимаю, как такое возможно. Явно не в умственных способностях ребёнка дело.......
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
Это вопрос культуры во многом. Ну, не секрет, что условно "у нас" детей не захваливают, крайне мало работают с позитивной мотивацией, а предпочитают указывать на ошибки, сравнивать с другими, требовать еще больше, выше сильнее. Позитивная мотивация довольно слабо тут развита, тут скорее "китайская" дрессура. Это касается как родителей, бабушек, так и учителей. Большинство знакомых помнит, как их сравнивали с соседскими детьми, Васей, Петей, кем-угодно и довольно мало хвалили (чтобы "не перехвалить").
Хотя в принципе по природе своей родители делятся на две категории: тех, кто не прощают своим детям слабости, зато прощают чужим (они же чужие, значит, могут не соответствовать идеалу), и тех, кто прощает все своим, и очень раздражительны по отношению к чужим. Я бы сказала, что первый тип более распространен, особенно в семьях с, так сказать, культурным уровнем. Школа тоже традиционно, если не молодой активный учитель новой формации или добрый понимающий в возрасте, в целом настроена указать на ошибки, не поднять, а опустить.
И понимая это все, тем не менее, я недавно с удивлением поняла, что мне сложно хвалить не только своих, но и с трудом это делаю в отношении других, к которым весьма терпелива. Естественно, в отношении учеников речь не идет о ругани, но и хвалить мне сложно. Паттерна нет. Я типа "должна быть справедлива", а кому эта справедливость нужна? Contemporary, мне кажется, у Вас тот же случай. Всегда можно найти за что хвалить, абсолютно всегда. Но не все могут. Надо с этим бороться.
Хотя в принципе по природе своей родители делятся на две категории: тех, кто не прощают своим детям слабости, зато прощают чужим (они же чужие, значит, могут не соответствовать идеалу), и тех, кто прощает все своим, и очень раздражительны по отношению к чужим. Я бы сказала, что первый тип более распространен, особенно в семьях с, так сказать, культурным уровнем. Школа тоже традиционно, если не молодой активный учитель новой формации или добрый понимающий в возрасте, в целом настроена указать на ошибки, не поднять, а опустить.
И понимая это все, тем не менее, я недавно с удивлением поняла, что мне сложно хвалить не только своих, но и с трудом это делаю в отношении других, к которым весьма терпелива. Естественно, в отношении учеников речь не идет о ругани, но и хвалить мне сложно. Паттерна нет. Я типа "должна быть справедлива", а кому эта справедливость нужна? Contemporary, мне кажется, у Вас тот же случай. Всегда можно найти за что хвалить, абсолютно всегда. Но не все могут. Надо с этим бороться.
- September
- Сообщения: 2007
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
- Благодарил (а): 791 раз
- Поблагодарили: 2969 раз
Да, согласна.
I gave a quiz, 20 questions. A student missed 18. I put a "+2" on his paper and a big smiley face.
He said, "Ms. Pierson, is this an F?"
I said, "Yes."
He said, "Then why'd you put a smiley face?"
I said, "Because you're on a roll. You got two right. You didn't miss them all."
- За это сообщение автора September поблагодарили (всего 3):
- cherkas, Contemporary, Genie
- Contemporary
- Сообщения: 175
- Зарегистрирован: 24 окт 2018, 21:01
- Благодарил (а): 89 раз
- Поблагодарили: 88 раз
cherkas, мне ваши сообщения не только в этой теме, но и в принципе очень по душе, я в большинстве ситуаций согласна с вами.
по правде говоря, есть же еще такая вещь, что хвалить тоже надо уметь. например, сказать просто well done - не персонифицировать абсолютно. на мой взгляд это абсолютно не эффективно и выглядит как отмашка.
из последнего - девочка поняла, что неплохо улавливает на слух аудио. говорить не хочет:) так что работаем в этом направлении. буду рассказывать, что и как.
и вы правы, я не сторонник критики, но в то же время мне тяжело похвалить за что-то, что не кажется "событием". это моя слабая сторона в преподавании. еще и знаю по себе, если меня слишком много хвалят, то начинаю расслабляться, перестаю держать себя в тонусе. видимо, переношу это и на учеников.
по правде говоря, есть же еще такая вещь, что хвалить тоже надо уметь. например, сказать просто well done - не персонифицировать абсолютно. на мой взгляд это абсолютно не эффективно и выглядит как отмашка.
не использую этот метод. всегда приводит к обратному - ученики понимают, что раз дома не сделали, то можно и на занятиях будет, зачем вообще дз тогда делать?
из последнего - девочка поняла, что неплохо улавливает на слух аудио. говорить не хочет:) так что работаем в этом направлении. буду рассказывать, что и как.
- За это сообщение автора Contemporary поблагодарил:
- cherkas
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
Это видно по многим сообщениям на форуме, как тяжело это дается, хотя уж тут-то практически все, если не все вообще, умом понимают значение позитивной мотивации.Contemporary пишет: ↑31 янв 2020, 14:21 но в то же время мне тяжело похвалить за что-то, что не кажется "событием"
-
- Сообщения: 1980
- Зарегистрирован: 03 мар 2018, 14:55
- Благодарил (а): 862 раза
- Поблагодарили: 2112 раз
А если при этом пить кофе и зудеть на тему, как же хорошо некоторые устроились - кофе за деньги пить, то метод становится более эффективным.))Contemporary пишет: ↑31 янв 2020, 14:21 не использую этот метод. всегда приводит к обратному - ученики понимают, что раз дома не сделали, то можно и на занятиях будет, зачем вообще дз тогда делать?
Но конечно, это не единственный способ воздействия, есть и другие, более гуманные.
Тут главное чувствовать - что стоит за всеми этими "не знаю".
Если это страх и неуверенность в себе - то, конечно своим занудством я могу только навредить.
Если это привычка манипулировать взрослыми - я маленький ребенок и быстро все пляшите вокруг меня - ну извините. Словарь в зубы и работать.
Иногда кстати вполне взрослые школьники не знают, как это - работать. Для них откровением становится необходимость подчеркивать нужные слова в тексте, пользоваться словарем. И сами потом удивляются, что все легко и просто было.
-
- Сообщения: 289
- Зарегистрирован: 02 мар 2018, 23:09
- Благодарил (а): 43 раза
- Поблагодарили: 193 раза
That reminds me one story that I was a bit privy about, which happened many years ago... I don't know all details and even if did, I would not tell you more than I do now... So, she was a single mom who came to Moscow from a village not far from Moscow. However, whatever image you might have when you heard those words would be completely wrong. She had two higher education degrees (including from MGU), she made a great carrier on her own -- there was no one around to help her. She was smart, very pleasant in conversation, and in any respect she was an amazing person. Whatever she tried to do, it came naturally to her, and as you can imagine, the lack of confidence was never her problem. And, now a few words about her daughter... If you entered in a room, you would not notice her, it was her. A fly on the wall would be a good description as any. Aside some superficial facial similarities with her mom, the girl had hardly anything in common. While she never said anything remotely stupid, she had that look of “I'm not good at anything” being written all over her face.
Years had passed and the girl became a teenager, but the next time when I heard about her (quite accidentally) was that she was admitted in a psychiatric clinic. I don't know what exactly happened, but the word of mouth was that girl suffered from a major depression, followed by getting involved with some illegal drugs, by the time when her mom learned about drugs, the girl was lying on the floor having some major hallucinations with a syringe lying around her. (It was probably a bit over dramatization, because people are never good at reporting facts without adding something from themselves, still the drug thing was true as far as I can tell.)
Obviously, they had to change the school to hide as much as they could. But apparently, it was not just school that was changed. In her former school, she had two foreign languages: English and German (with German being just introduced). In the new school, she had only one language -- German. Why? It was said that she was naturally good at German but bad at English. So, German became her favorite subject, she had a private tutor in German and liked those classes, and then she even went to Germany for a few months and had wonderful time there living with the host family. She graduated from school with good scores -- but nothing you'd consider truly outstanding. So while her scores were good, they were not good enough to get free admission in one of leading Moscow university, but as always her mom wanted the best and was more than willing to pay... Alas, her studying ended in just one year with another serious mental break-down...
I guess it was the point when her mom finally realized that her daughter would never be like her. As far as I know, the girl had fully recovered and soon after that she got married, and now she has her own children and a happy family life.
- Астрея
- Сообщения: 1177
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 13:14
- Благодарил (а): 633 раза
- Поблагодарили: 354 раза
Про девочку вот такое мнение у меня сложилось - она общительная, немного высокомерная,речь быстрая, поддерживает охотно беседу на разные темы, но одно и то же задание по английскому(внешне одинаковое, допустим, рамочка, в ней 5-6 слов, ранее изученных, пропуски под картинками, разбираем задание, говорит - я не понимаю? хотя не первый раз подобное упражнение делаем). Она уже у меня не занимается, закончили началку и сменили город. А пришла она в третьем классе и мы с ней взяли с самого начала программу - базовые фразы, цвета, цифры и т.д. Прямо сложно ей было каждое слово, по сравнению с другими учениками. Сначала занималась индивидуально, потом в мини-группе. Предложение - This is a dog разобрали, перевели, вроде понятно. Следующее предложение This is a cat - непонятно. Хотя перед этим было аналогичное предложение и cat - знакомое слово. Сама бы не поняла, как такое может быть,
Тоже среагирую, как и [mention]September[/mention] .
Вообще-то существует в педагогике понятие "поставить ребенка в положение успешности". Задания должны быть посильные, отрабатываться досконально, чтобы у ребенка было ощущение, что он справляется легко. И только, когда никаких шероховатостей не осталось, можно переходить к другой теме, которая вдобавок должна быть идейно, логически или как-то конструкционно связана с предыдущей. Никаких психологов не надо, если ребенок учится постепенно, и сам видит, как у него улучшаются навыки и умения. Ну и учитель, естественно, хвалит, а как иначе?
- gavenkoa
- Сообщения: 2800
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 13:00
- Благодарил (а): 3100 раз
- Поблагодарили: 582 раза
Раньше - "не насобирал - болит живот от голода", сейчас - "учи английский, через 15 лет получишь приличную работу".
Мне кажется утеряна связь между поступками.
Также связи подменяются: "помою полы - мама ругать будет", а не "грязь - источник болезней".
Даже если что-то можно достичь - зачем? Что бы учитель улыбнулся или мама по голове погладила?
- September
- Сообщения: 2007
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
- Благодарил (а): 791 раз
- Поблагодарили: 2969 раз
Астрея,
Мне кажется, это какие-то нейропсихологические (???) нарушения, когда ребенок с одной стороны совсем не глупый, общительный, рассудительный и т.д. А с другой, не видит логические связи, не может запомнить последовательность и т.д.
Мне кажется, это какие-то нейропсихологические (???) нарушения, когда ребенок с одной стороны совсем не глупый, общительный, рассудительный и т.д. А с другой, не видит логические связи, не может запомнить последовательность и т.д.
- gavenkoa
- Сообщения: 2800
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 13:00
- Благодарил (а): 3100 раз
- Поблагодарили: 582 раза
Где можно про вариативность мышления почитать?
Слушал подкаст, где обсуждались отклонения - слова у людей вызывали вкусовые ощущения. Когда человек слушал быструю речь - говорит что не может сконцентрироваться, т.к. думает о ванильном мороженом или шоколаде.
Можно и на попсовом уровне, лишь бы основывалось на фактических данных, а не сказки фантазеров.
Интересно в плане обучения и воспитания.