По задумке создателей массового принудительного школьного образования в СССР целью была пропаганда "единственно верных" жизненных ориентиров, замаскированная под идею "всеобщего окультуривания". А сейчас просто движемся по инерции. Когда есть цель, есть продуманный механизм её достижения, тогда есть и результат. А судя по сегодняшним результатам...
Мысли вслух о нашей школе.
Модератор: Aksamitka
- Ленья
- Сообщения: 1199
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 14:30
- Благодарил (а): 662 раза
- Поблагодарили: 461 раз
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
Ленья, давайте без опасных тем. Массовое образование придумали не в СССР, а сильно до него.
Что лично Вы считаете целью школьного предмета? В вашем понимании, как оно должно было бы быть.
Что лично Вы считаете целью школьного предмета? В вашем понимании, как оно должно было бы быть.
Последний раз редактировалось cherkas 14 ноя 2019, 10:53, всего редактировалось 1 раз.
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
По ходу пьесы, расскажу про мою ученицу-надомницу. Девочку перевели на домашнее обучение во втором полугодии 8го класса. Сейчас она в 9м. Девочка умная, развитая. Живёт с мамой и бабушкой. Мама, естественно, впахивает. Летом, когда они обратились, я спросила, почему они перевелись и нравится ли им. Потому что у меня тоже этот вопрос очень сильно на повестке дня.
Значит, версия у мамы такая. Девочка вошла в подростковый возраст, стала лениться, её трудно организовать, поэтому она забрала её на дистанционное обучение. В маминой версии ей легче организовать репетиторов, чем отслеживать, сделала ли она каждую домашку. (В моем понимании все как раз наоборот, честно говоря.) Маме очень нравится. Девочке нравится, что к ней индивидуальное внимание. Девочка сделала сама контрольную по физике и танцевала от счастья, что она это может, оказывается. При этом лично моё мнение: девочка ленится, а по скайпу по голове не надаешь. В общем, как мне кажется, домашнее обучение требует большей организации, чем школьное. Маме кажется наоборот, видимо потому, что написать несколько контрольных все же легче, чем каждую домашку. Не знаю, кто из нас прав.
Из негативов: девочке скучно.
Значит, версия у мамы такая. Девочка вошла в подростковый возраст, стала лениться, её трудно организовать, поэтому она забрала её на дистанционное обучение. В маминой версии ей легче организовать репетиторов, чем отслеживать, сделала ли она каждую домашку. (В моем понимании все как раз наоборот, честно говоря.) Маме очень нравится. Девочке нравится, что к ней индивидуальное внимание. Девочка сделала сама контрольную по физике и танцевала от счастья, что она это может, оказывается. При этом лично моё мнение: девочка ленится, а по скайпу по голове не надаешь. В общем, как мне кажется, домашнее обучение требует большей организации, чем школьное. Маме кажется наоборот, видимо потому, что написать несколько контрольных все же легче, чем каждую домашку. Не знаю, кто из нас прав.
Из негативов: девочке скучно.
- Ленья
- Сообщения: 1199
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 14:30
- Благодарил (а): 662 раза
- Поблагодарили: 461 раз
В моём понимании перво-наперво нужно определиться с конечной целью, чтобы разрабатывать стратегию.
Мою цель не разделит большинство, ибо я против любого подавления индивидуальности, таких казалось бы основополагающих моментов в воспитании вроде патриотизма и пр.
Исходя из этого я вижу институт школы изжившим себя. Всё что должна делать школа:
-научить читать-писать, эффективно пользоваться актуальными на сегодняшний день гаджетами, программами, механизмами вроде "как заказать", "как рассчитать", "как оформить", куда бежать и что делать в случае чего;
-обозначить горизонты: какие области знаний существуют в этом мире, чего достигло человечество на сегодняшний день, дать возможность попробовать себя в разных ипостасях, помочь определиться с "призванием в жизни";
Вот и всё, по сути.
А дальнейшее образование только по ОСМЫСЛЕННОМУ желанию, за серьёзные деньги (ибо, что даром, то не ценим совершенно).
Должна быть развита система субсидирования, грантов, поддержки одарённых, но "неплатёжеспособных". Например что-то вроде "Издательство проводит собеседование с молодёжью, тестирование, оплачивает образование выбранного кандидата с последующим трудоустройством на должность редактора". Или производственное предприятие таким же образом "спонсирует" подготовку будущего инженера под свои нужды.
Как то так в общих чертах. Появится запрос на ЗНАНИЯ и ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - появится нормально функционирующая система образования, с нормально подготовленными педагогами, достойной зарплатой и пр.
- Ленья
- Сообщения: 1199
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 14:30
- Благодарил (а): 662 раза
- Поблагодарили: 461 раз
Я пас) Не тот масштаб, из пушки по воробьям... Вы же помните, что я президентскую кампанию затеваю. Какая-то там литература - не нашего уровня вопрос))
Могу лишь добавить, что мне было очень скучно читать 90% художественных произведений.
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
Ленья, засчитывается.
Правда, очень интересно бы узнать, кто что думает по поводу цели и назначения школьного предмета, а то то за, то против, нравится-не нравится, а главное - цель непонятна. Но это больше, наверное, все-таки к филологам вопрос.
Правда, очень интересно бы узнать, кто что думает по поводу цели и назначения школьного предмета, а то то за, то против, нравится-не нравится, а главное - цель непонятна. Но это больше, наверное, все-таки к филологам вопрос.
-
- Сообщения: 2020
- Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
- Благодарил (а): 1009 раз
- Поблагодарили: 886 раз
Ленья, пропаганда жизненных ориентиров далеко не единственное. А как же анализ текста? Составление плана текста. Составление плана своего сочинения. Изучение художественных приемов текста (поиск эпитетов, олицетворения, гиперболы). Тренировка памяти (заучивание стихов и отрывков прозы). Декламация, выразительное чтение вслух. Сравнение художественных приемов разных авторов (особенно в поэзии). Это все эти умения являются неотъемлемой частью предмета наряду с такими вещами как воспитание моральных качеств, о котором и говорить, право слово, неудобно, потому что кто-то в этой теме называет это лицемерием, кто-то пропагандой. Прокоммунистическая пропаганда имела место быть, и "нас водила молодость в сабельный поход", и Мальчиш-Кибальчиш, но это вовсе не было основным. Также морализирования никакого с указующим перстом тоже не было (У меня было два педагога, обе умные, ироничные женщины, они в принципе не могли преподавать набор пафосных клише. Присоединяюсь к мнению о том, что недовольным литературой просто не повезло с педагогами. )
-
- Сообщения: 4325
- Зарегистрирован: 22 мар 2019, 17:15
- Благодарил (а): 815 раз
- Поблагодарили: 2884 раза
Народ, а у многих тут дети-подростки? А то какие-то рассуждения о сферическом коне в вакууме.
Что лучше - уж не знаю. Но вот эта наша школьная литература задумывалась в рамках классического проекта. К настоящему моменту, однако, идея извращена настолько, что не может не вызвать отторжения у значительной части уважаемой публики.
Мне кажется, это конфликт между адептами классического образования и поклонниками реального его варианта. Классическое образование, такое, знаете, традиционно-имперско-российское, имеет целью общее духовное развитие личности, тогда как реальное готовит к решению конкретных жизненных задач.
Что лучше - уж не знаю. Но вот эта наша школьная литература задумывалась в рамках классического проекта. К настоящему моменту, однако, идея извращена настолько, что не может не вызвать отторжения у значительной части уважаемой публики.
- За это сообщение автора Easy-Breezy English поблагодарили (всего 2):
- cherkas, Ленья
-
- Сообщения: 6463
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
- Благодарил (а): 771 раз
- Поблагодарили: 3432 раза
Да, 100% верно. У меня есть примеры родителей, из-за которых девочка сидит второй год в пятом классе (не сдала аттестацию за 5й, то есть даже не ходили на нее). Или которые посидели на семейном обучении четверть с ребенком-дислексиком сложным и перешли обратно в школу (а ему трудно сдавать было аттестацию, потому что занимались с ним только перед самой аттестацией).
На самом деле, семейное обучение легче для ребенка, если им занимается родитель, а не думает, что оно само выучится.
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
Aksamitka, с младшим возрастом - однозначно. В старшем есть сознательные подростки. ,, Да и эта девочка в принципе способна учиться, не так хорошо, как могла бы, но вообще способна. У неё все основные предметы по скайпу, я так поняла.
-
- Сообщения: 2020
- Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
- Благодарил (а): 1009 раз
- Поблагодарили: 886 раз
Знаете, мы видим вот этот продукт образования, когда человек учится решать практические задачи. Это среднестатистический американец, например. За редким исключением. Книжки прочитаны в сокращении, считать только на калькуляторе научился, но в умении решать практические задачи не откажешь. В этом они сильны. Подготовка для жизни в обществе потребления - зачем для этого общества действительно, нужно классическое образование? Мы тоже идем к подобному. К моему сожалению.Easy-Breezy English пишет: ↑14 ноя 2019, 11:11 Мне кажется, это конфликт между адептами классического образования и поклонниками реального его варианта. Классическое образование, такое, знаете, традиционно-имперско-российское, имеет целью общее духовное развитие личности, тогда как реальное готовит к решению конкретных жизненных задач.
Что лучше - уж не знаю. Но вот эта наша школьная литература задумывалась в рамках классического проекта.
Р.S. Не хочу обидеть американцев. Я их люблю) Но это - факт. Они - продукт своего общества и политики их системы образования.
-
- Сообщения: 4325
- Зарегистрирован: 22 мар 2019, 17:15
- Благодарил (а): 815 раз
- Поблагодарили: 2884 раза
Среднестатистический американец прекрасно умеет внятно выразить свое мнение, написать связный текст, выступить емко и по теме.
А среднестатистическому россиянину проще умереть. И гипербол-парцелляций он не помнит тоже, и по большей части не читает. Вот что имеем в сухом остатке. Так я, пожалуй, выберу американский вариант. Толку как-то больше.
-
- Сообщения: 2020
- Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
- Благодарил (а): 1009 раз
- Поблагодарили: 886 раз
Easy-Breezy English, well, you know, like, it makes sense, like, you know.. Аnyways ))) Выбирайте, пожалуйста) Я вокруг вижу людей, которым присущи все упомянутые Вами умения, правда, большая часть этих людей является продуктом старой школы или учениками представителей старой школы. А так, конечно, кредитку в банкомат вставить гипербола не поможет.
Последний раз редактировалось OlgaOlga 14 ноя 2019, 11:53, всего редактировалось 1 раз.
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
OlgaOlga, и я о том же. Я имела в виду идеологию образования, не славянофилов-западников. Написала комм, потом прочла новые и стерла, дабы не накалять. Раз вы все равно это написали, попробую восстановить.
-
- Сообщения: 4325
- Зарегистрирован: 22 мар 2019, 17:15
- Благодарил (а): 815 раз
- Поблагодарили: 2884 раза
cherkas, если бы у нас хотя бы последовательно проводили эту классическую линию. Но нет же этого! Чуть ли не каждый год новые удивительные идеи сверху спускают.
Такое впечатление, что программа составляется на коленке на фоне тяжелого похмелья, и не одним человеком, а группой товарищей в полосатых купальниках. А давайте "Гамлета" введем в начальной школе, это ж развивает! А давайте. А потом пусть каждый напишет по басне с использованием не менее десяти средств выразительности речи. Это тоже очень полезно. Потом контрольная по фонетическим приемам в поэзии Данте, берем оригинал. Потом будут дебаты по вопросу глобального потепления. Должны же дети уметь выразить свое мнение. Но учить дебатам не будем, пусть сами догадываются. И вообще, опережающее обучение рулит. На этом четвертый класс можно закончить.
Детей жалко, которые в этом бреду должны как-то выплывать.
Последний раз редактировалось Easy-Breezy English 14 ноя 2019, 12:00, всего редактировалось 1 раз.
- За это сообщение автора Easy-Breezy English поблагодарил:
- yukla
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
Да. Я это вижу так. Любая литература задумывалась в рамках классической гимназии или школы в том виде, в котором мы её знаем. Но с течением времени в мире все менялось, все изменилось, а в СССР такой необходимости не было, при плановой экономике все вот это личное мнение, аргументация и прочее совершенно не нужно. Работай себе инженером, что делать, какую задачу решать, укажут планом. Другое дело - образованность, в перерыве от гарантированных 120-рублевых трудов в НИИ можно и о Гомере поговорить, блеснуть, опять же в том числе потому, что другие развлечения малодоступны или недоступны вообще.Easy-Breezy English пишет: ↑14 ноя 2019, 11:11 Мне кажется, это конфликт между адептами классического образования и поклонниками реального его варианта. Классическое образование, такое, знаете, традиционно-имперско-российское, имеет целью общее духовное развитие личности, тогда как реальное готовит к решению конкретных жизненных задач.
Что лучше - уж не знаю. Но вот эта наша школьная литература задумывалась в рамках классического проекта
Сейчас же абсолютно любому специалисту требуется практический навык аргументация, дискуссии, "внятного изъяснения", как вы сказали, только этому не учат совершенно, наши сочинения - это совершенно другой жанр. Абсолютно всем нашим студентам сложно учиться в западных университетах, потому что отсутствует навык reading comprehension, самостоятельной работы с текстами, с чем сталкивается любой преподаватель иностранного языка.
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
Да и с образованностью вроде все в порядке... Воспроизводит себе великую французскую культуру нон-стоп...Easy-Breezy English пишет: ↑14 ноя 2019, 11:58 Я не говорю о бездуховности. Я говорю об образованности. Это разные вещи.
-
- Сообщения: 2020
- Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
- Благодарил (а): 1009 раз
- Поблагодарили: 886 раз
cherkas, я думала над этим. Возможно, для таких целей нужен отдельный урок. Не сводить литературу к утилитарной цели, не вместо программы, а вместе с программой. Я бы, скорее, отнесла такой анализ текста и составление текста к области изучения родного языка. Этот компонент был бы очень полезен.
-
- Сообщения: 2020
- Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
- Благодарил (а): 1009 раз
- Поблагодарили: 886 раз
Кстати, про французов ни слова не было сказано. Я мало знакома с ситуацией в их образовании. Говорю про то, о чем знаю)cherkas пишет: ↑14 ноя 2019, 12:04Да и с образованностью вроде все в порядке... Воспроизводит себе великую французскую культуру нон-стоп...Easy-Breezy English пишет: ↑14 ноя 2019, 11:58 Я не говорю о бездуховности. Я говорю об образованности. Это разные вещи.
-
- Сообщения: 1823
- Зарегистрирован: 02 мар 2018, 20:35
- Благодарил (а): 559 раз
- Поблагодарили: 871 раз
Лично я сторонник развития личности - наряду с подготовкой к решению конкретных задач. Одно другому не мешает, не должно мешать.Easy-Breezy English пишет: ↑14 ноя 2019, 11:11 Мне кажется, это конфликт между адептами классического образования и поклонниками реального его варианта. Классическое образование, такое, знаете, традиционно-имперско-российское, имеет целью общее духовное развитие личности, тогда как реальное готовит к решению конкретных жизненных задач.
Идея общего духовного развития личности вовсе не российско-имперская, она идет из эпохи Возрождения, античных идеалов и т.д. Чтобы человек не стал винтиком, он должен стать личностью, способной мыслить и за пределами практических задач пользования гаджетами (но эта идея идет вразрез с целями воспитания послушного обывателя, так что шансов у нее мало, увы...).
Я против того, что развитие личности возможно лишь на классике, что причисленных к классике авторов следует рассматривать как единственный и незыблемый эталон нравственности и эстетики, что классику школьникам навязывают не по возрасту, что уроки литературы часто превращаются в "выучил правильные знания - дал правильный ответ - садись, пять" вместо размышлений, поисков и выработки критического, индивидуального отношения к написанному (это зависит от учителя, да, но, судя по всему, везет очень немногим).
P.S. Из написанного мной может сложиться впечатление, что я плохо отношусь к классике :) Но это не так. Я плохо отношусь к однобокости и к возведению классики в культ.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 14 Ответы
- 2383 Просмотры
-
Последнее сообщение gavenkoa
16 июн 2020, 00:34
-
-
IELTS - сочинение, нулевое развитие мысли
WorkingAnt » 18 июн 2020, 13:37 » в форуме Языковые экзамены - 38 Ответы
- 1863 Просмотры
-
Последнее сообщение WorkingAnt
22 июн 2020, 23:21
-
-
-
connected speech и чтение вслух прозаических текстов
Николай Васильевич » 04 июн 2019, 13:56 » в форуме Фонетика и произношение - 41 Ответы
- 2187 Просмотры
-
Последнее сообщение Popsicle
27 фев 2020, 08:52
-
-
- 11 Ответы
- 956 Просмотры
-
Последнее сообщение Sour Patch Kids
30 июн 2019, 12:04
-
- 5 Ответы
- 1238 Просмотры
-
Последнее сообщение Andrea
14 сен 2020, 17:24
-
- 13 Ответы
- 1400 Просмотры
-
Последнее сообщение Yety
14 сен 2018, 21:06
-
- 125 Ответы
- 4233 Просмотры
-
Последнее сообщение Aksamitka
02 сен 2020, 22:44