Обязательный список литературы для школьников

Общение на любые темы, выходящие за рамки других форумов.

Модератор: Aksamitka

Аватара пользователя
Delly
Администратор
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 297 раз

#1

Сообщение Delly »

Летом прошлого года минобр опубликовали проект закона, устанавливающий единый список литературы, обязательный для освоения школьниками. На днях вышло открытое письмо с требованием отменить этот законопроект. Сегодня же на глаза попался текст сторонников принятия закона.
Я далек от образования, но сама тема школьного чтения мне важна. До сих пор приходится бороться с последствиями недостаточного изучения литературы в школе и восполнять пробелы.
Кто что думает по поводу этой темы, чьи доводы, из приведенных, кажутся убедительнее и почему?
Перенесено из форума Системы образования разных стран в форум Флудилка 23 мар 2018, 15:36 модератором Delly

Milanya
Сообщения: 894
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 22:44
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 478 раз

#2

Сообщение Milanya »

Disclaimer- не высказываюсь ни за ни против.
Список литературы очень напоминает тот, который был обязателен во ВСЕХ советских школах в моё время. Особенно XVIII, XIX и начало XX века. Высоцкого, Окуджаву и Стругацких в моё время в школах не проходили, конечно.
Как-то все справлялись, хотя в программу и входили такие объёмные произведения, как Войнa и Мир, Преступление и наказание, Мёртвые души, etc.
Аватара пользователя
Delly
Администратор
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 297 раз

#3

Сообщение Delly »

Milanya, так вот и я смотрю, что список нормальный. Чего тогда всполошились некоторые?
Aksamitka
Сообщения: 6438
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 761 раз
Поблагодарили: 3421 раз

#4

Сообщение Aksamitka »

Delly пишет: 23 мар 2018, 19:36 Чего тогда всполошились некоторые?
Ну, как же? Теперь из списка будет удален рассказ Тибора Фишера "Коллекционная вещь", который стоит в программе 7 класса.
В Кемерово, в гимназии №1 скандал.
Нельзя такое сокровище терять :)
Аватара пользователя
Delly
Администратор
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 297 раз

#5

Сообщение Delly »

Aksamitka, все бы ничего, только открытое письмо подписывают учителя.
Пружина
Сообщения: 5753
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3365 раз

#6

Сообщение Пружина »

Несмотря на явно провокоационный флер темы, выскажусь в том духе, что меня нисколько не пугают никакие законодательно предписанные списки. В конце концов, все мы родом из страны с имперскими замашками (не в СССР это, кстати, началось), известной любовью ко всем и всяческим предписаниям.

Списки составляются уважаемой комиссией, состоящей из академиков, членов педагогического сообщества, ученых и практиков со стажем. Ничего такого уж очень радикального туда не привнесут. Та же Анна Каренина и Вишневый Сад останутся в комплекте с Пушкиным и Твардовским. Ну, разбросают красиво каких-нибудь Буниных, Мережковских и Бальмонтов для блезиру. Ну парочку современных авторов втиснут. Принципиально же ничего не изменится. А читать обязтельно надо.

И читать надо в 10 раз больше предписанного объема, что, собственно, все нормальные дети из читающих семей и делают, несмотря на всяческие предписания и запреты. Мне, например, Мастера и Маргариту в свое время на одну ночь принесли, в каком-то жутком самиздате. Я за ночь прочла, хотя в школьной программе Булгакова в помине не было.

Все эти списки - суть чиновничьи телодвижения. Обращать внимания я совершенно не собираюсь.
Аватара пользователя
Delly
Администратор
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 297 раз

#7

Сообщение Delly »

Пружина, так и я согласен, что читать надо. Меня поразило то, что под этим подписываются учителя, иначе бы не стал поднимать тему тут:
Программа перегружена произведениями (двести тридцать пять произведений за пять лет обучения), зачастую объёмными и имеющими сложную художественную природу. Это исключает возможность полноценного их освоения, создаёт риск формального, поверхностного разговора о них на уроке.
В это входят стихи и маленькие рассказики. У меня в голове не укладывается, извините.
Brow
Сообщения: 371
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 12:27
Благодарил (а): 59 раз
Поблагодарили: 280 раз

#8

Сообщение Brow »

Я в школе лит-ру не очень любил. Вот читать любил, но не по школьной программе, а всяких там Жуль Верна, Александра Беляева, приключения и фантастику. Отец у меня книгами занимался , так что почитать было всегда полно. А вот читать Достоевского ,Чехова, Грибоедова и Толстого мне было банально скучно. Да еще потом это на уроке обсуждать. Читали , т.к нужно было , чтобы вымучать потом сочинение про « Луч света в тёмном царстве».
Помню в 11 классе был у нас факультатив по литре, нам специально учительница начитывала лекции про « что хотел сказать автор», и « Значимость цвета занавесок в романе …», ведь собственных мыслей тогда у нас было мало.
Но моё мнение , что не стоит ничего менять. Ведь это же классика. Мы мучались – читали , иногда из под палки, но ведь выросли нормальным начитанным поколением , так пусть и другие помучаются :)
За это сообщение автора Brow поблагодарили (всего 2):
Verdugo, Hunter
Пружина
Сообщения: 5753
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3365 раз

#9

Сообщение Пружина »

Delly пишет: 23 мар 2018, 21:30 Меня поразило то, что под этим подписываются учителя
Знаете, учителя бывают очень и очень разные. Я, например, знаю учительницу рус.яз. и литературы, которая умудрилась в заявлении о приеме на работу сделать две (ДВЕ!) ошибки. Лично знаю человека, заявление видела.

Мы тут постоянно обсуждаем тему, как плохо преподаются иностранные языки. А чем отличается русская словесность? Ее тоже порой преподают из рук вон плохо. Кризис образования налицо. Дети не читают потому, что не читают взрослые, в том числе и учителя. А учителям хочется спокойной жизни, поэтому, чем меньше произведений будет в прогрмме - тем лучше.
Genie
Сообщения: 1018
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 07:17
Благодарил (а): 1168 раз
Поблагодарили: 730 раз

#10

Сообщение Genie »

Согласно этому закоопроекту теперь в каждом классе каждой школы должны будут изучать конкретный список произведений, ничего изменять нельзя. Т.е. не будет вариативности, которая сейчас вроде бы возможна.
Есть вот такое мнение: https://www.rbc.ru/opinions/society/22/ ... =center_18

Мне же кажется, основная подоплека - идеологическая, необходимо обеспечить единую линию.
А вот почему дети не читают... Может быть, сейчас у современных детей столько занятий - одно сменяет другое, все бегом. Нет возможности спокойно посидеть и почитать, получить удовольствие.
Brow
Сообщения: 371
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 12:27
Благодарил (а): 59 раз
Поблагодарили: 280 раз

#11

Сообщение Brow »

А вот почему дети не читают...
Да понятное дело, у них сейчас есть кучи более легких развлечений. Комп.игры, интернет, чатиться с друзьями, смотри хоть любой фильм-мультфильм.
А что было у нас ( в 80-ые) , да ничего - меня загоняли в 9 вечера домой, по ТВ было 2 канала - да и смотреть там было нечего. Соответственно, мы погружались в книги .
За это сообщение автора Brow поблагодарили (всего 3):
Belka_Teacher, Mike, Hunter
Аватара пользователя
Delly
Администратор
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 297 раз

#12

Сообщение Delly »

Пружина, ну дела. Спасибо за разъяснение.

Genie, по поводу вариативности отвечали защитники законопроекта - ссылка в шапке. Суть - при смене школы могут быть нарушены права ребенка, если в новой школе используется другой учебник и часть произведений он просто пропустит.
Кстати, там же предлагают оставлять на второй год, если ученик не освоил программу. А сейчас что, не оставляют уже?
Аватара пользователя
Delly
Администратор
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 297 раз

#13

Сообщение Delly »

Genie, прочитал статью на рбк. По большинству тезисов из статьи есть критика в материале из шапки. Она мне кажется вполне обоснованной, но я далек от образования. Например, я не понимаю для чего нужна вариативность на уроках литературы. В чем ее смысл?
Пружина
Сообщения: 5753
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3365 раз

#14

Сообщение Пружина »

Delly пишет: 23 мар 2018, 22:38 А сейчас что, не оставляют уже?
Ни фига подобного. На учителей страшно давят, заставляя рисовать липовые тройки. Более того, рисуют сами своей административной рукой, если учитель принципиально не хочет потакать лентяям.

Это аццкий адъ и невидимые миру слезы. Нам не понять.
Аватара пользователя
September
Сообщения: 2007
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 2969 раз

#15

Сообщение September »

Просмотрела текст сторонников нового стандарта. Даже всерьез не могу воспринимать аргументы.
Разве новый стандарт отменяет домашние задания и перечень литературы для чтения на лето? Современные условия дают ребёнку такую прекрасную возможность, как прослушивание аудиокниг. Проблему «не читающих дома детей» решать нужно, и чем раньше, тем лучше!
- Как они собрались читать проблему "нечитающих" детей? Всучив им аудиокнигу в зубы? Серьезно?

Напишу про свой опыт работы с частными учениками. Приходят дети, которые не читают и книги не воспринимают. Это совершенно нормальные дети, просто уроки литературы + планшеты сделали свое дело. Обычно мне все же удается приучить их к чтению на английском.
Но 1) Им очень нравятся мои уроки.
2) Для начала я выбираю легкие книги.
3) подыскиваю то, что будет им интересно.

Здесь же учителю предлагается взять сложные произведения и понадеяться, что дети будут их читать сами...Конечно, не будут. Значит, придется все эти произведения изучать во время школьного курса. Готовить к ЕГЭ. В условиях нехватки времени дети успеют прочесть краткий пересказ в интернете и выучить имена главных героев, чтобы создать видимость. Т.е. мы опять движемся в сторону фикции.
Записки охотника» с перерывами я читал чуть более недели. «Тараса Бульбу» осилил за два дня, «Му-му» - за день
Похвастался автор...Ну учителю-то это как поможет. Сколько в классе читающих детей? И что делать с остальными?

И, конечно, чем больше у учителя свободы выбора (у хорошего, думающего учителя, есть же еще такие), тем больше шансов, что работа будет эффективна. Например, учитель русского и литературы, у которой учился мой сын, очень долго разбирала с детьми некоторые произведения, и, как я понимаю, очень вольно обращалась с программой учебника. Но зато дети действительно обсуждали произведения и искали ответы на серьезные вопросы.
За это сообщение автора September поблагодарили (всего 2):
yukla, Hunter
Аватара пользователя
September
Сообщения: 2007
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 2969 раз

#16

Сообщение September »

wowai
Сообщения: 1100
Зарегистрирован: 10 мар 2018, 04:47
Благодарил (а): 236 раз
Поблагодарили: 581 раз

#17

Сообщение wowai »

Честно говоря, я не вижу даже дискурса для обсуждения.

Составление списка для чтения для ребенка на год это одна из самых сложных задач, которая стоит перед родителем, на ее решение уходит до полугода.

То есть, родитель постоянно находится в поиске, мониторит разные книжные сайты, просматривает отзывы, рецензии, постоянно отирается на сайтах издательств, следит за публикациями и обновляет корзинку на лабиринте.

Можно провести аналогию с выбором учебника по английскому языку. Здесь на сайте постоянно идет обмен информацией об учебниках, количество обсуждений зашкаливает все возможные рамки, и все равно для родителей очень трудно выбрать учебник, все равно это муки выбора и часто зря потраченные деньги.

В то время как в школе учебник Верещагиной, один-единственный, уже лет 40 если не больше.

И теперь представьте, в чем смысл обсуждать даже не содержание учебника Верещагиной, а
его наличие в списке школьных учебников? -)

Родители все равно будут искать что-то свое на форумах, в общении с другими родителями, точно так же и с книгами.

Сайты по литературе существуют точно так же как существует и этот сайт.
Вот один из примеров.

Сайт гильдия словесников.
https://slovesnik.org


Вот списки чтения на лето.
Там к ним комментарии.
https://slovesnik.org/chto-chitat/letnee-chtenie.html
За это сообщение автора wowai поблагодарил:
МарияИсакова
wowai
Сообщения: 1100
Зарегистрирован: 10 мар 2018, 04:47
Благодарил (а): 236 раз
Поблагодарили: 581 раз

#18

Сообщение wowai »

На Гильдии словесников еще есть полезная рубрика "Нужная книга".
https://slovesnik.org/chto-chitat/nuzhnaya-kniga.html
wowai
Сообщения: 1100
Зарегистрирован: 10 мар 2018, 04:47
Благодарил (а): 236 раз
Поблагодарили: 581 раз

#19

Сообщение wowai »

Кстати, для September будут, возможно, интересны книги из 32 выпуска.
https://slovesnik.org/chto-chitat/nuzhn ... sk-32.html
За это сообщение автора wowai поблагодарил:
September
Аватара пользователя
Delly
Администратор
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 297 раз

#20

Сообщение Delly »

September пишет: 24 мар 2018, 00:08 Как они собрались читать проблему "нечитающих" детей?
Если я правильно понял суть законопроекта и его критики, то вопрос не в этом, а в самом факте наличия единого списка по литературе.
September пишет: 24 мар 2018, 00:08 Здесь же учителю предлагается взять сложные произведения
Уточните пожалуйста, на чем основано данное утверждение? Список еще не разбит по классам. Логичным выглядит как раз составить такой список с учетом разбивки по сложности, а предлагается просто отменить.
September пишет: 24 мар 2018, 00:08 Например, учитель русского и литературы, у которой учился мой сын, очень долго разбирала с детьми некоторые произведения, и, как я понимаю, очень вольно обращалась с программой учебника.
В том же тексте указано, что поурочный план составляется вначале года. Если это так, то ваш учитель и сейчас как бы нарушает установленный порядок. Получается введение такого списка по сути ничего не изменит в его работе. А вот аргумент с переходом в другую школу и возможным пропуском части произведений мне кажется вполне обоснованным. У самого была подобная ситуация по другому предмету, когда я пол года учился в другой школе, а там со второго полугодия взяли учебник, который мы прошли в первом (их было два на год).
За это сообщение автора Delly поблагодарил:
irinaw75
Аватара пользователя
Delly
Администратор
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 297 раз

#21

Сообщение Delly »

wowai, вы уверены, что сравнивать выбор художественной литературы для школьника с учебниками иностранного языка корректно? Новых сказок Пушкина каждый год не выходит, или я неправильно вас понял?
Аватара пользователя
September
Сообщения: 2007
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 2969 раз

#22

Сообщение September »

вы уверены, что сравнивать выбор художественной литературы для школьника с учебниками иностранного языка корректно? Новых сказок Пушкина каждый год не выходит, или я неправильно вас понял?
Я тоже приведу пример про языки. Предположим, есть программа объема грамматики, которую дети должны знать к концу школы. В рамках этой программы у меня полная свобода.
Я прихожу в класс, и вижу, что дети слабые и предмет не любят. Я занимаюсь с ними чтением ридеров , и мы полгода "проходим" Present Simple". Потом и дети подросли, и отношение к предмету изменилось. И мы сравнительно легко изучаем пассивный залог.

Другая ситуация - мне сказано, что именно в этом классе я должна пройти определенный объем грамматики в определенном порядке. Дети не готовы, отвращение к предмету, проще из школы сбежать.
wowai
Сообщения: 1100
Зарегистрирован: 10 мар 2018, 04:47
Благодарил (а): 236 раз
Поблагодарили: 581 раз

#23

Сообщение wowai »

Я действительно был неправ, поскольку речь идет об образовательном стандарте, а вовсе не о списке художественной литературы, как написано в шапке темы. Новым образовательным стандартам дан подробный комментарий на том же словеснике, все прочитать я не успел, поэтому от комментариев пока воздержусь.

Что касается уместности проведения параллелей, ну, всякая параллель условна.
По определению, учебник английского языка не является художественной литературой. Так же как и художественное произведение на русском языке не является учебником для изучения английского языка.

Но в данном конкетном примере про сказки Пушкина я не уловил мысль.

Да, выходит масса новой подростковой литературы, в том числе, переводной. Не вижу, в чем проблема.
Аватара пользователя
September
Сообщения: 2007
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 2969 раз

#24

Сообщение September »

А вот аргумент с переходом в другую школу и возможным пропуском части произведений мне кажется вполне обоснованным.
Копирую отсюда:
https://otr-online.ru/programmi/segodny ... 80262.html

Прежде всего каждый человек, который работал с детьми или растит собственного ребенка, прекрасно понимает, что все, даже один человек в разные периоды жизни взрослеет по-разному. Очень часто внутренний возраст не соответствует номеру класса, в котором учится ребенок, а к тому же есть те дети, о которых вы сказали, – одаренные дети, дети с особенностями здоровья, дети, требующие особого подхода. Именно поэтому у учителя, на наш взгляд, обязательно должна быть возможность переставить какие-то произведения из одного класса в другой класс. Конечно же, их пройти, но переставить их, для того чтобы происходящее на уроке удовлетворяло потребностям, запросам и интересам детей, чтобы литература, наша русская классическая литература поворачивалась к ним, а не от них.

Что касается возражения, которое, возможно, кто-то из вас хотел озвучить, связанного с переходом из школы в школу, которое затрудняется, если в одной школе произведения изучаются в одном порядке, а в другой несколько в ином. На наш взгляд, это не является… Вернее, скажем так, решение этой проблемы не лежит в плоскости единой программы по литературе. Потому что когда ученик переходит из одного класса в другой класс, он встречается с огромным количеством сложностей, адаптация… Начать просто с новой дороги к школе, а заканчивая новым учителем. Если уж мы стремимся к такой унификации, мы должны всех учителей заменить на одинаковых роботов. Это правда то, чего мы хотим? А вот если ученик овладел навыками анализа текста, навыками вдумчивого, глубокого чтения, даже переход в тот класс, где программа может быть несколько иной, не вызовет у него никаких трудностей. А вот если он не овладел ими, то…
Аватара пользователя
September
Сообщения: 2007
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 2969 раз

#25

Сообщение September »

Еще одна статья, которая разъясняет, что происходит:

https://slovesnik.org/novosti/prezident ... darta.html

Обязательная программа уже принята:
Не учитывать Примерную программу при составлении своей рабочей программы учитель не может. Она обязательна должна приниматься во внимание. Ни одна линия учебников в стране не может быть утверждена без соответствия этой программе. И плюс ее в том, что она существует и работает. И в ней уже есть обязательные Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Шолохов и еще множество авторов, составляющих ядро нашей литературы.
Зачем нужна новая программа, во-первых, усложненная, а, во-вторых, регламентирующая то, что регламентировать не нужно?
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Флудилка»