Обязательный список литературы для школьников

Общение на любые темы, выходящие за рамки других форумов.

Модератор: Aksamitka

wowai
Сообщения: 1100
Зарегистрирован: 10 мар 2018, 04:47
Благодарил (а): 236 раз
Поблагодарили: 581 раз

#26

Сообщение wowai »

Я вспоминаю свою советскую школу и что-то не припоминаю, чтобы "Войну и мир" можно было вот так запросто пройти не в 9 классе, а в 10-) С другой стороны, чушь вроде "Нахаленка", "Железного потока", "Поднятой целины" уже тогда было читать невозможно. Но, это так, констатация фактов.
Аватара пользователя
September
Сообщения: 2007
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 2969 раз

#27

Сообщение September »

Delly
"Уточните пожалуйста, на чем основано данное утверждение? Список еще не разбит по классам.

Произведения, которые дают читать в школе, в принципе сложные для восприятия.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что такие книги читать не надо. Надо, конечно, и для этого существуют уроки литературы.

Но наивно полагать, что детям можно поручить самостоятельно эти книги летом освоить.
Аватара пользователя
Delly
Администратор
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 297 раз

#28

Сообщение Delly »

wowai,
wowai пишет: 24 мар 2018, 12:09 про сказки Пушкина я не уловил мысль.
Я имел ввиду то, что список литературы для чтения школьниками не пополняется каждый год, так как состоит из классических произведений. Они ценны сейчас и будут ценны через сто лет. С учебниками иностранных языков ситуация другая - как мне видится со стороны, выходят новые учебники постоянно, разрабатываются новые методики, при этом то, что было раньше, устаревает и теряет ценность.
September пишет: 24 мар 2018, 12:11 у учителя, на наш взгляд, обязательно должна быть возможность переставить какие-то произведения из одного класса в другой класс
А можно пример такой необходимости, касательно литературных произведений? Неужели нельзя составить список так, чтобы он шел от простого к сложному? Мне это, как дилетанту в образовании, совершенно непонятно.
September пишет: 24 мар 2018, 12:11 А вот если ученик овладел навыками анализа текста, навыками вдумчивого, глубокого чтения, даже переход в тот класс, где программа может быть несколько иной, не вызовет у него никаких трудностей.
Как это поможет ученику в ситуации, когда в новом классе уже прошли произведение, которое он не проходил в старом? В тексте заявлена проблема, но не дано ее разрешение((
September пишет: 24 мар 2018, 12:19 Обязательная программа уже принята:
Вот в этом я некомпетентен. Обязательно прочту статью, спасибо.
Verdugo
Сообщения: 159
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 20:19
Благодарил (а): 134 раза
Поблагодарили: 158 раз

#29

Сообщение Verdugo »

Delly, как и вы, далек от образования, но для меня вопрос лежит в другой плоскости - должен ребенок читать вообще, или читать то, что от него хотят на литературе. Я читать научился в 4, до 6-7 читал сказки, а потом достаточно резко прыгнул на Верна, Купера, Рида, а годов с 8-9 зачитывался сначала Яном, а потом вообще историческими романами. В 6-м классе взахлеб читал Шахермайра и Тарле, но при этом люто ненавидел литературу как предмет, воспринимая её как некую ненужную хрень. Меня до 7-го класса еще удавалось заставить читать летом эти маловменяемые списки, а потом я сказал "нет". Когда проходили, читал по диагонали, чтоб уловить общий смысл, и не тратить на это лишнее время, при этом продолжая читать то, что мне было интересно. С возрастом отношение к Достоевскому, Гончарову, Булгакову и их сотоварищам слегка смягчилось, но в голову никогда не приходила мысль взять и почитать что-то из школьного курса.

Выскажу крамольную мысль. У меня большие сомнения в том, что в том виде в котором она существует сейчас, литература вообще нужна в школе как предмет. Другой вопрос, если ребенку бы предлагалось - прочти то, что тебе интересно, а потом напиши по этому работу, или сделаем обсуждение в классе. Тогда был бы какой-то шанс привить любовь к чтению, а так литература из серии "сдал - забыл навсегда".
За это сообщение автора Verdugo поблагодарили (всего 3):
life-long learner, yukla, Hunter
Aksamitka
Сообщения: 6438
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 764 раза
Поблагодарили: 3421 раз

#30

Сообщение Aksamitka »

Ну, литература, думаю, на всем земном шаре преподается не та, которую хочется читать :) Даже в универе на филологическом факультете. В инязе тоже надо читать не то, что тебе нравится, а что по программе.

Я летом читала и школьный список, и свои книги. Потом школьный перестала читать, потому что надо было все равно в течение учебного года перечитывать. Так что я решила не делать двойной работы. А внеклассное чтение читала.

Но ведь в списке не 250 томов "Хождения по мукам", а 250 произведений, а это стихи, краткие рассказы. Короткие повести. Понятно, что фентези читается лучше, чем "Отцы и дети". Но потом приходит такой Вася в универ и почитать философию не может, или просто учебник по экономике, его специальности, потому что не приучен читать такие длинные, незахватывающие тексты. А учитывая то, что в универ берут всех теперь .....

Я со школы помню "Овод", "Мастер и Маргариту", произведения Василя Быкова. Но не перечитывала их так же, как и не перечитывала "Войну и мир" или "Преступление и наказание".
Так что тут не прокатит оценка: перечитать - не перечитать после школы. Не скажу, что я была в восторге от уроков русской литературы, но у меня это не отняло желание читать. Так что не думаю, что надо ориентироваться на стрекоз. Иначе и муравьев съедим. Где тогда зимовать будем и что есть?
Brow
Сообщения: 371
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 12:27
Благодарил (а): 59 раз
Поблагодарили: 280 раз

#31

Сообщение Brow »

Да и вообще, литература преподавалась в школе ( и преподаётся ) на уровне " Вот вам классика, её нужно изучить и обсудить ". А то , что " Тихий Дон" , "Вишнёвый Сад" , " Мастер и Маргарита" , " Война и Мир", "Доктор Живаго" были написаны взрослыми людьми для взрослых, в учёт не бралось . Отсюда и отторжение .
За это сообщение автора Brow поблагодарил:
Hunter
Aksamitka
Сообщения: 6438
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 764 раза
Поблагодарили: 3421 раз

#32

Сообщение Aksamitka »

Brow пишет: 24 мар 2018, 22:14 были написаны взрослыми людьми для взрослых
Я как раз на эту тему смотрела передачу с преподавателями (профессор, по-моему, одна точна была) детской литературы. Там они говорили об определении вообще. А еще о том, что категория "детская" появилась много после, как были написаны все эти классические произведения. И многие из них, которые вообще не задумывались как детские, сейчас именно такими и считаются. Так что тут не все так однозначно.
Аватара пользователя
Kind_Punk
Сообщения: 4662
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 14:41
Благодарил (а): 172 раза
Поблагодарили: 1163 раза

#33

Сообщение Kind_Punk »

wowai пишет: 24 мар 2018, 12:24"Поднятой целины"
Вполне себе чтиво, если не обращать внимания на революцию ) "Тихий Дон" до войны тоже ок, потом муть, согласен.

*"Дон" с маленькой написал, а там же не про мафию )
Последний раз редактировалось Kind_Punk 24 мар 2018, 22:50, всего редактировалось 3 раза.
Аватара пользователя
Kind_Punk
Сообщения: 4662
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 14:41
Благодарил (а): 172 раза
Поблагодарили: 1163 раза

#34

Сообщение Kind_Punk »

Aksamitka пишет: 24 мар 2018, 22:42 И многие из них, которые вообще не задумывались как детские, сейчас именно такими и считаются.
Сейчас "Незнайка", особенно "на луне", взрослой считается )
Аватара пользователя
September
Сообщения: 2007
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 2969 раз

#35

Сообщение September »

Неужели нельзя составить список так, чтобы он шел от простого к сложному? Мне это, как дилетанту в образовании, совершенно непонятно.
Мне кажется, нет.
Нельзя все унифицировать, тем более в такой тонкой области как обучение.

Но я опять сошлюсь на профессионалов в этой области:
https://snob.ru/profile/27400/blog/135581

...разница в методических подходах учителей, как её учесть? Одна учительница сначала проходит простые дроби, а другая десятичные. Правильного ответа на этот методический вопрос, что следует проходить раньше, не существует. И это не только по математике.

Стандарт жёстко предписывает, какие выводы должны быть сделаны из прочитанного или услышанного. Почему-то о любви и смерти надо говорить после прослушивания произведений В.А. Моцарта и М.С. Березовского, а заметить «внутренних противоречия в душе человека» можно после погружения в музыку Ф. Шуберта, Ф. Шопена и С. Рахманинова. Были бы этим довольны великие композиторы? По «Литературе»: тема «доброты и человечности как альтернативы жестокости войны» должна быть рассмотрена именно на «Кавказском пленнике» Л.Н Толстого, а тема «ответственного отношения человека к окружающему миру» именно на рассказе «Кусака» Л.А. Андреева. Да и на математике умение выделять этапы решения задач отрабатывается именно на задачах про покупки или движение. А если учитель предложил детям задачи про землекопов или бассейн – всё, уже нарушение стандарта. В чём смысл? В том, чтобы продвинуть какие-то учебники на рынок? Возможно, но малоперспективно. Ведь по этим лекалам теперь любое издательство напечатает унылые, но одинаковые учебники. А если министерство их не включит в федеральный перечень – легко выиграет суд. Так просто проблему качества учебной литературы не решить, ухудшить – легко.
Аватара пользователя
September
Сообщения: 2007
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
Благодарил (а): 791 раз
Поблагодарили: 2969 раз

#36

Сообщение September »

В другой теме я дала ссылку на статью Татьяны Красновой.
Вот что она пишет:

"Литератур вообще было две, и совпадали они разве что алфавитом. В одной из этих литератур бесстрашный капитан Блад вел на абордаж свою «Арабеллу», гордая Джейн Эйр убегала из-под венца, а д’Артаньян мчался через всю Францию с подвесками королевы. В другой литературе вместо людей были «образы», и все время требовалось объяснить, что имел в виду автор. То, что эта «вторая» литература не отбила у меня охоту к «первой», — вещь поистине удивительная. Многие с той поры так и считают чтение наказанием."

Тоже люблю читать "не благодаря, а вопреки".
А на школьных уроках литературы я, наверно, должна была научиться тому, что если у меня есть свое собственное мнение, лучше держать его при себе. Но...
За это сообщение автора September поблагодарили (всего 4):
Verdugo, yukla, Yety, Hunter
wowai
Сообщения: 1100
Зарегистрирован: 10 мар 2018, 04:47
Благодарил (а): 236 раз
Поблагодарили: 581 раз

#37

Сообщение wowai »

Что касается фиксированного списка по литературе в школе, мне кажется , это вопрос о преподавании литературы в школе как предмета.

Опять же проводя параллели с советской школой, изрядная часть так называемого списка литературы в 9-10 классах формировалась из толстых журналов, то Белов, Васильев, Айтматов, Искандер- все это было в нашей школьной программе.

Сейчас толстые журналы далеки от своего расцвета в 80-х, но русская литература, тем не менее на подьеме, мы,все-таки, литературо-центрированная нация. Литература для нас краеугольный камень нашей цивилизации.
wowai
Сообщения: 1100
Зарегистрирован: 10 мар 2018, 04:47
Благодарил (а): 236 раз
Поблагодарили: 581 раз

#38

Сообщение wowai »

"Тихий Дон" -великое произведение, жемчужина русской литературы, по праву заслужившее Нобелевской премии по литературе. Другое дело, что к Шолохову немало претензий по поводу авторства "Тихого Дона". И прежде всего, даже не возраст, Томас Манн тоже написал "Будденброки" в 23 года, но у Томаса Манна потом был "Доктор Фаустус" и "Волшебная гора", а у Шолохова поделки вроде "Нахаленка" и фейк "Поднятая целина".
Пружина
Сообщения: 5753
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3365 раз

#39

Сообщение Пружина »

wowai пишет: 25 мар 2018, 03:52 Литература для нас краеугольный камень нашей цивилизации.
Спасибо большое за эти слова.
wowai пишет: 25 мар 2018, 05:16 "Тихий Дон" -великое произведение, жемчужина русской литературы, по праву заслужившее Нобелевской премии по литературе
И за эти.
Пружина
Сообщения: 5753
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3365 раз

#40

Сообщение Пружина »

Дискуссия - блеск.

Это как слепые обсуждали, на что похож слон.
Последний раз редактировалось Пружина 25 мар 2018, 10:27, всего редактировалось 1 раз.
life-long learner
Сообщения: 159
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 20:22
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 60 раз

#41

Сообщение life-long learner »

Verdugo пишет: 24 мар 2018, 21:46 Выскажу крамольную мысль. У меня большие сомнения в том, что в том виде в котором она существует сейчас, литература вообще нужна в школе как предмет. Другой вопрос, если ребенку бы предлагалось - прочти то, что тебе интересно, а потом напиши по этому работу, или сделаем обсуждение в классе. Тогда был бы какой-то шанс привить любовь к чтению, а так литература из серии "сдал - забыл навсегда".
Учитывая что книги проиграли конкурентную борьбу смартфонам-планшетам, радоваться нужно любым прочитанным книгам. Пусть будет современная литература, это лучше чем ничего, максимализм тут уже не уместен.
Aksamitka пишет: 24 мар 2018, 22:11 Понятно, что фентези читается лучше, чем "Отцы и дети". Но потом приходит такой Вася в универ и почитать философию не может, или просто учебник по экономике, его специальности, потому что не приучен читать такие длинные, не захватывающие тексты.
Вы не правы, абсолютно.
Школьник читающий по книге детективов в неделю спокойно прочитает и экономику и философию. Не нужно принижать и возвышать отдельные направления литературы.

Когда я учился, с нас вообще фактически требовали пересказ учебника. Пересказал учебник бодрым голосом - 4, прочитал книгу и начал говорить о своих мыслях и чувствах - 3. Меня это всегда бесило, программные книги я поэтому в основном и не читал, хотя читал в школе достаточно много, минимум 3 книги за 2 недели. Став взрослым, я до сих пор не понимаю почему все должны понимать книги "правильно/однообразно" в соответствии с центральной линией партии. Если же дать право каждому читателю понять книгу по-своему, то не будет проблемы рано/поздно, но мы похоже никак не можем без тоталитаризма в голове.
За это сообщение автора life-long learner поблагодарил:
yukla
life-long learner
Сообщения: 159
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 20:22
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 60 раз

#42

Сообщение life-long learner »

Еще добавлю.
Люди с разным характером, опытом, возрастом и т.д. по-разному воспринимают реальные события, естественно так же будет отличатся их восприятие художественных текстов. Школа это не учитывает, так же как разницу во времени. Вот текст: "Он был титулярный советник, Она генеральская дочь." многим понятен без объяснения? А если объяснять... давайте подумаем, знание Табели о Рангах правда нужно нашим школьникам? Это я к тому что с пониманием написанного 150-200 лет назад проблемы могут быть не только у школьников. Время прошло, многое изменилось, многое сохранилось. Я думаю сами авторы, спустя 20 лет, воспринимают свои тексты уже совсем не так.
Aksamitka
Сообщения: 6438
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 764 раза
Поблагодарили: 3421 раз

#43

Сообщение Aksamitka »

Мне кажется, произошла подмена предмета обсуждения. Вместо списка произведений обсуждается то, как учитель буде спрашивать домашнее задание. Да и еще только в уме держится непременно плохой учитель.
Вообще-то, учителю все равно из какого списка безобразно прорабатывать произведения и спрашивать пересказ какого текста. И за сочинение со своими мыслями, а не по ГОСТу она тоже будет высмеивать или снижать оценки в независимости от включенных в перечень обязательных произведений.
nurasique
Сообщения: 1978
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 14:55
Благодарил (а): 860 раз
Поблагодарили: 2108 раз

#44

Сообщение nurasique »

Почему-то каждый раз, когда я думаю, о школьной литературе, вспоминаю Вольтера "Кандид, или Оптимизм".
Позволю себе процитировать:
Сели за стол, а после превосходного обеда перешли в библиотеку. Кандид, увидев Гомера, прекрасно переплетенного, начал расхваливать вельможу за его безукоризненный вкус.
-- Вот книга, -- сказал он, -- которой всегда наслаждался великий Панглос, лучший философ Германии.
-- Я ею отнюдь не наслаждаюсь, -- холодно промолвил Пококуранте. -- Когда-то мне внушали, что, читая ее, я должен испытывать удовольствие, но эти постоянно повторяющиеся сражения, похожие одно на другое, эти боги, которые вечно суетятся, но ничего решительного не делают, эта Елена, которая, послужив предлогом для войны, почти не участвует в действии, эта Троя, которую осаждают и никак не могут ваять, -- все это нагоняет на менясмертельную скуку. Я спрашивал иной раз ученых, не скучают ли они так же, как я, при этом чтении. Все прямодушные люди признались мне, что книгавалится у них из рук, но что ее все-таки надо иметь в библиотеке, какпамятник древности, как ржавые монеты, которые не годятся в обращении.
-- Ваша светлость, конечно, иначе судит о Вергилии? -- спросил Кандид.
-- Должен признать, -- сказал Пококуранте, -- что вторая, четвертая и шестая книги его "Энеиды" превосходны; но что касается благочестивого Энея,и могучего Клоанта, и друга Ахата, и маленького Аскания, и сумасшедшего царяЛатина, и пошлой Аматы, и несносной Лавинии, то вряд ли сыщется ещечто-ибудь, столь же холодное и неприятное. Я предпочитаю Тассо и невероятные россказни Ариосто.
За это сообщение автора nurasique поблагодарил:
Hunter
Аватара пользователя
Florikka
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 авг 2019, 15:48

#45

Сообщение Florikka »

Иногда на помощь может придти краткое содержание произведения. Тут, к примеру, можно прочесть Очарованный странник краткое содержание https://nauka.club/literatura/kratkie-s ... annik.html Н. С. Лескова. Повесть входит в сборник рассказов и легенд о русских праведниках.
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Флудилка»