Обязательный список литературы для школьников
Модератор: Aksamitka
- Delly
- Администратор
- Сообщения: 2080
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
- Благодарил (а): 64 раза
- Поблагодарили: 297 раз
Летом прошлого года минобр опубликовали проект закона, устанавливающий единый список литературы, обязательный для освоения школьниками. На днях вышло открытое письмо с требованием отменить этот законопроект. Сегодня же на глаза попался текст сторонников принятия закона.
Я далек от образования, но сама тема школьного чтения мне важна. До сих пор приходится бороться с последствиями недостаточного изучения литературы в школе и восполнять пробелы.
Кто что думает по поводу этой темы, чьи доводы, из приведенных, кажутся убедительнее и почему?
Я далек от образования, но сама тема школьного чтения мне важна. До сих пор приходится бороться с последствиями недостаточного изучения литературы в школе и восполнять пробелы.
Кто что думает по поводу этой темы, чьи доводы, из приведенных, кажутся убедительнее и почему?
Перенесено из форума Системы образования разных стран в форум Флудилка 23 мар 2018, 15:36 модератором Delly
-
- Сообщения: 894
- Зарегистрирован: 03 мар 2018, 22:44
- Благодарил (а): 149 раз
- Поблагодарили: 478 раз
Disclaimer- не высказываюсь ни за ни против.
Список литературы очень напоминает тот, который был обязателен во ВСЕХ советских школах в моё время. Особенно XVIII, XIX и начало XX века. Высоцкого, Окуджаву и Стругацких в моё время в школах не проходили, конечно.
Как-то все справлялись, хотя в программу и входили такие объёмные произведения, как Войнa и Мир, Преступление и наказание, Мёртвые души, etc.
Список литературы очень напоминает тот, который был обязателен во ВСЕХ советских школах в моё время. Особенно XVIII, XIX и начало XX века. Высоцкого, Окуджаву и Стругацких в моё время в школах не проходили, конечно.
Как-то все справлялись, хотя в программу и входили такие объёмные произведения, как Войнa и Мир, Преступление и наказание, Мёртвые души, etc.
-
- Сообщения: 6438
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
- Благодарил (а): 764 раза
- Поблагодарили: 3421 раз
Ну, как же? Теперь из списка будет удален рассказ Тибора Фишера "Коллекционная вещь", который стоит в программе 7 класса.
В Кемерово, в гимназии №1 скандал.
Нельзя такое сокровище терять :)
Несмотря на явно провокоационный флер темы, выскажусь в том духе, что меня нисколько не пугают никакие законодательно предписанные списки. В конце концов, все мы родом из страны с имперскими замашками (не в СССР это, кстати, началось), известной любовью ко всем и всяческим предписаниям.
Списки составляются уважаемой комиссией, состоящей из академиков, членов педагогического сообщества, ученых и практиков со стажем. Ничего такого уж очень радикального туда не привнесут. Та же Анна Каренина и Вишневый Сад останутся в комплекте с Пушкиным и Твардовским. Ну, разбросают красиво каких-нибудь Буниных, Мережковских и Бальмонтов для блезиру. Ну парочку современных авторов втиснут. Принципиально же ничего не изменится. А читать обязтельно надо.
И читать надо в 10 раз больше предписанного объема, что, собственно, все нормальные дети из читающих семей и делают, несмотря на всяческие предписания и запреты. Мне, например, Мастера и Маргариту в свое время на одну ночь принесли, в каком-то жутком самиздате. Я за ночь прочла, хотя в школьной программе Булгакова в помине не было.
Все эти списки - суть чиновничьи телодвижения. Обращать внимания я совершенно не собираюсь.
Списки составляются уважаемой комиссией, состоящей из академиков, членов педагогического сообщества, ученых и практиков со стажем. Ничего такого уж очень радикального туда не привнесут. Та же Анна Каренина и Вишневый Сад останутся в комплекте с Пушкиным и Твардовским. Ну, разбросают красиво каких-нибудь Буниных, Мережковских и Бальмонтов для блезиру. Ну парочку современных авторов втиснут. Принципиально же ничего не изменится. А читать обязтельно надо.
И читать надо в 10 раз больше предписанного объема, что, собственно, все нормальные дети из читающих семей и делают, несмотря на всяческие предписания и запреты. Мне, например, Мастера и Маргариту в свое время на одну ночь принесли, в каком-то жутком самиздате. Я за ночь прочла, хотя в школьной программе Булгакова в помине не было.
Все эти списки - суть чиновничьи телодвижения. Обращать внимания я совершенно не собираюсь.
- Delly
- Администратор
- Сообщения: 2080
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
- Благодарил (а): 64 раза
- Поблагодарили: 297 раз
Пружина, так и я согласен, что читать надо. Меня поразило то, что под этим подписываются учителя, иначе бы не стал поднимать тему тут:
В это входят стихи и маленькие рассказики. У меня в голове не укладывается, извините.Программа перегружена произведениями (двести тридцать пять произведений за пять лет обучения), зачастую объёмными и имеющими сложную художественную природу. Это исключает возможность полноценного их освоения, создаёт риск формального, поверхностного разговора о них на уроке.
-
- Сообщения: 371
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 12:27
- Благодарил (а): 59 раз
- Поблагодарили: 280 раз
Я в школе лит-ру не очень любил. Вот читать любил, но не по школьной программе, а всяких там Жуль Верна, Александра Беляева, приключения и фантастику. Отец у меня книгами занимался , так что почитать было всегда полно. А вот читать Достоевского ,Чехова, Грибоедова и Толстого мне было банально скучно. Да еще потом это на уроке обсуждать. Читали , т.к нужно было , чтобы вымучать потом сочинение про « Луч света в тёмном царстве».
Помню в 11 классе был у нас факультатив по литре, нам специально учительница начитывала лекции про « что хотел сказать автор», и « Значимость цвета занавесок в романе …», ведь собственных мыслей тогда у нас было мало.
Но моё мнение , что не стоит ничего менять. Ведь это же классика. Мы мучались – читали , иногда из под палки, но ведь выросли нормальным начитанным поколением , так пусть и другие помучаются :)
Помню в 11 классе был у нас факультатив по литре, нам специально учительница начитывала лекции про « что хотел сказать автор», и « Значимость цвета занавесок в романе …», ведь собственных мыслей тогда у нас было мало.
Но моё мнение , что не стоит ничего менять. Ведь это же классика. Мы мучались – читали , иногда из под палки, но ведь выросли нормальным начитанным поколением , так пусть и другие помучаются :)
Знаете, учителя бывают очень и очень разные. Я, например, знаю учительницу рус.яз. и литературы, которая умудрилась в заявлении о приеме на работу сделать две (ДВЕ!) ошибки. Лично знаю человека, заявление видела.
Мы тут постоянно обсуждаем тему, как плохо преподаются иностранные языки. А чем отличается русская словесность? Ее тоже порой преподают из рук вон плохо. Кризис образования налицо. Дети не читают потому, что не читают взрослые, в том числе и учителя. А учителям хочется спокойной жизни, поэтому, чем меньше произведений будет в прогрмме - тем лучше.
-
- Сообщения: 1018
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 07:17
- Благодарил (а): 1168 раз
- Поблагодарили: 730 раз
Согласно этому закоопроекту теперь в каждом классе каждой школы должны будут изучать конкретный список произведений, ничего изменять нельзя. Т.е. не будет вариативности, которая сейчас вроде бы возможна.
Есть вот такое мнение: https://www.rbc.ru/opinions/society/22/ ... =center_18
Мне же кажется, основная подоплека - идеологическая, необходимо обеспечить единую линию.
А вот почему дети не читают... Может быть, сейчас у современных детей столько занятий - одно сменяет другое, все бегом. Нет возможности спокойно посидеть и почитать, получить удовольствие.
Есть вот такое мнение: https://www.rbc.ru/opinions/society/22/ ... =center_18
Мне же кажется, основная подоплека - идеологическая, необходимо обеспечить единую линию.
А вот почему дети не читают... Может быть, сейчас у современных детей столько занятий - одно сменяет другое, все бегом. Нет возможности спокойно посидеть и почитать, получить удовольствие.
-
- Сообщения: 371
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 12:27
- Благодарил (а): 59 раз
- Поблагодарили: 280 раз
Да понятное дело, у них сейчас есть кучи более легких развлечений. Комп.игры, интернет, чатиться с друзьями, смотри хоть любой фильм-мультфильм.А вот почему дети не читают...
А что было у нас ( в 80-ые) , да ничего - меня загоняли в 9 вечера домой, по ТВ было 2 канала - да и смотреть там было нечего. Соответственно, мы погружались в книги .
- За это сообщение автора Brow поблагодарили (всего 3):
- Belka_Teacher, Mike, Hunter
- Delly
- Администратор
- Сообщения: 2080
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
- Благодарил (а): 64 раза
- Поблагодарили: 297 раз
Пружина, ну дела. Спасибо за разъяснение.
Genie, по поводу вариативности отвечали защитники законопроекта - ссылка в шапке. Суть - при смене школы могут быть нарушены права ребенка, если в новой школе используется другой учебник и часть произведений он просто пропустит.
Кстати, там же предлагают оставлять на второй год, если ученик не освоил программу. А сейчас что, не оставляют уже?
Genie, по поводу вариативности отвечали защитники законопроекта - ссылка в шапке. Суть - при смене школы могут быть нарушены права ребенка, если в новой школе используется другой учебник и часть произведений он просто пропустит.
Кстати, там же предлагают оставлять на второй год, если ученик не освоил программу. А сейчас что, не оставляют уже?
- Delly
- Администратор
- Сообщения: 2080
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
- Благодарил (а): 64 раза
- Поблагодарили: 297 раз
Genie, прочитал статью на рбк. По большинству тезисов из статьи есть критика в материале из шапки. Она мне кажется вполне обоснованной, но я далек от образования. Например, я не понимаю для чего нужна вариативность на уроках литературы. В чем ее смысл?
Ни фига подобного. На учителей страшно давят, заставляя рисовать липовые тройки. Более того, рисуют сами своей административной рукой, если учитель принципиально не хочет потакать лентяям.
Это аццкий адъ и невидимые миру слезы. Нам не понять.
- September
- Сообщения: 2007
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
- Благодарил (а): 791 раз
- Поблагодарили: 2969 раз
Просмотрела текст сторонников нового стандарта. Даже всерьез не могу воспринимать аргументы.
Напишу про свой опыт работы с частными учениками. Приходят дети, которые не читают и книги не воспринимают. Это совершенно нормальные дети, просто уроки литературы + планшеты сделали свое дело. Обычно мне все же удается приучить их к чтению на английском.
Но 1) Им очень нравятся мои уроки.
2) Для начала я выбираю легкие книги.
3) подыскиваю то, что будет им интересно.
Здесь же учителю предлагается взять сложные произведения и понадеяться, что дети будут их читать сами...Конечно, не будут. Значит, придется все эти произведения изучать во время школьного курса. Готовить к ЕГЭ. В условиях нехватки времени дети успеют прочесть краткий пересказ в интернете и выучить имена главных героев, чтобы создать видимость. Т.е. мы опять движемся в сторону фикции.
И, конечно, чем больше у учителя свободы выбора (у хорошего, думающего учителя, есть же еще такие), тем больше шансов, что работа будет эффективна. Например, учитель русского и литературы, у которой учился мой сын, очень долго разбирала с детьми некоторые произведения, и, как я понимаю, очень вольно обращалась с программой учебника. Но зато дети действительно обсуждали произведения и искали ответы на серьезные вопросы.
- Как они собрались читать проблему "нечитающих" детей? Всучив им аудиокнигу в зубы? Серьезно?Разве новый стандарт отменяет домашние задания и перечень литературы для чтения на лето? Современные условия дают ребёнку такую прекрасную возможность, как прослушивание аудиокниг. Проблему «не читающих дома детей» решать нужно, и чем раньше, тем лучше!
Напишу про свой опыт работы с частными учениками. Приходят дети, которые не читают и книги не воспринимают. Это совершенно нормальные дети, просто уроки литературы + планшеты сделали свое дело. Обычно мне все же удается приучить их к чтению на английском.
Но 1) Им очень нравятся мои уроки.
2) Для начала я выбираю легкие книги.
3) подыскиваю то, что будет им интересно.
Здесь же учителю предлагается взять сложные произведения и понадеяться, что дети будут их читать сами...Конечно, не будут. Значит, придется все эти произведения изучать во время школьного курса. Готовить к ЕГЭ. В условиях нехватки времени дети успеют прочесть краткий пересказ в интернете и выучить имена главных героев, чтобы создать видимость. Т.е. мы опять движемся в сторону фикции.
Похвастался автор...Ну учителю-то это как поможет. Сколько в классе читающих детей? И что делать с остальными?Записки охотника» с перерывами я читал чуть более недели. «Тараса Бульбу» осилил за два дня, «Му-му» - за день
И, конечно, чем больше у учителя свободы выбора (у хорошего, думающего учителя, есть же еще такие), тем больше шансов, что работа будет эффективна. Например, учитель русского и литературы, у которой учился мой сын, очень долго разбирала с детьми некоторые произведения, и, как я понимаю, очень вольно обращалась с программой учебника. Но зато дети действительно обсуждали произведения и искали ответы на серьезные вопросы.
-
- Сообщения: 1100
- Зарегистрирован: 10 мар 2018, 04:47
- Благодарил (а): 236 раз
- Поблагодарили: 581 раз
Честно говоря, я не вижу даже дискурса для обсуждения.
Составление списка для чтения для ребенка на год это одна из самых сложных задач, которая стоит перед родителем, на ее решение уходит до полугода.
То есть, родитель постоянно находится в поиске, мониторит разные книжные сайты, просматривает отзывы, рецензии, постоянно отирается на сайтах издательств, следит за публикациями и обновляет корзинку на лабиринте.
Можно провести аналогию с выбором учебника по английскому языку. Здесь на сайте постоянно идет обмен информацией об учебниках, количество обсуждений зашкаливает все возможные рамки, и все равно для родителей очень трудно выбрать учебник, все равно это муки выбора и часто зря потраченные деньги.
В то время как в школе учебник Верещагиной, один-единственный, уже лет 40 если не больше.
И теперь представьте, в чем смысл обсуждать даже не содержание учебника Верещагиной, а
его наличие в списке школьных учебников? -)
Родители все равно будут искать что-то свое на форумах, в общении с другими родителями, точно так же и с книгами.
Сайты по литературе существуют точно так же как существует и этот сайт.
Вот один из примеров.
Сайт гильдия словесников.
https://slovesnik.org
Вот списки чтения на лето.
Там к ним комментарии.
https://slovesnik.org/chto-chitat/letnee-chtenie.html
Составление списка для чтения для ребенка на год это одна из самых сложных задач, которая стоит перед родителем, на ее решение уходит до полугода.
То есть, родитель постоянно находится в поиске, мониторит разные книжные сайты, просматривает отзывы, рецензии, постоянно отирается на сайтах издательств, следит за публикациями и обновляет корзинку на лабиринте.
Можно провести аналогию с выбором учебника по английскому языку. Здесь на сайте постоянно идет обмен информацией об учебниках, количество обсуждений зашкаливает все возможные рамки, и все равно для родителей очень трудно выбрать учебник, все равно это муки выбора и часто зря потраченные деньги.
В то время как в школе учебник Верещагиной, один-единственный, уже лет 40 если не больше.
И теперь представьте, в чем смысл обсуждать даже не содержание учебника Верещагиной, а
его наличие в списке школьных учебников? -)
Родители все равно будут искать что-то свое на форумах, в общении с другими родителями, точно так же и с книгами.
Сайты по литературе существуют точно так же как существует и этот сайт.
Вот один из примеров.
Сайт гильдия словесников.
https://slovesnik.org
Вот списки чтения на лето.
Там к ним комментарии.
https://slovesnik.org/chto-chitat/letnee-chtenie.html
- За это сообщение автора wowai поблагодарил:
- МарияИсакова
-
- Сообщения: 1100
- Зарегистрирован: 10 мар 2018, 04:47
- Благодарил (а): 236 раз
- Поблагодарили: 581 раз
На Гильдии словесников еще есть полезная рубрика "Нужная книга".
https://slovesnik.org/chto-chitat/nuzhnaya-kniga.html
https://slovesnik.org/chto-chitat/nuzhnaya-kniga.html
-
- Сообщения: 1100
- Зарегистрирован: 10 мар 2018, 04:47
- Благодарил (а): 236 раз
- Поблагодарили: 581 раз
Кстати, для September будут, возможно, интересны книги из 32 выпуска.
https://slovesnik.org/chto-chitat/nuzhn ... sk-32.html
https://slovesnik.org/chto-chitat/nuzhn ... sk-32.html
- Delly
- Администратор
- Сообщения: 2080
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
- Благодарил (а): 64 раза
- Поблагодарили: 297 раз
Если я правильно понял суть законопроекта и его критики, то вопрос не в этом, а в самом факте наличия единого списка по литературе.
Уточните пожалуйста, на чем основано данное утверждение? Список еще не разбит по классам. Логичным выглядит как раз составить такой список с учетом разбивки по сложности, а предлагается просто отменить.
В том же тексте указано, что поурочный план составляется вначале года. Если это так, то ваш учитель и сейчас как бы нарушает установленный порядок. Получается введение такого списка по сути ничего не изменит в его работе. А вот аргумент с переходом в другую школу и возможным пропуском части произведений мне кажется вполне обоснованным. У самого была подобная ситуация по другому предмету, когда я пол года учился в другой школе, а там со второго полугодия взяли учебник, который мы прошли в первом (их было два на год).
- Delly
- Администратор
- Сообщения: 2080
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:03
- Благодарил (а): 64 раза
- Поблагодарили: 297 раз
wowai, вы уверены, что сравнивать выбор художественной литературы для школьника с учебниками иностранного языка корректно? Новых сказок Пушкина каждый год не выходит, или я неправильно вас понял?
- September
- Сообщения: 2007
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
- Благодарил (а): 791 раз
- Поблагодарили: 2969 раз
Я тоже приведу пример про языки. Предположим, есть программа объема грамматики, которую дети должны знать к концу школы. В рамках этой программы у меня полная свобода.вы уверены, что сравнивать выбор художественной литературы для школьника с учебниками иностранного языка корректно? Новых сказок Пушкина каждый год не выходит, или я неправильно вас понял?
Я прихожу в класс, и вижу, что дети слабые и предмет не любят. Я занимаюсь с ними чтением ридеров , и мы полгода "проходим" Present Simple". Потом и дети подросли, и отношение к предмету изменилось. И мы сравнительно легко изучаем пассивный залог.
Другая ситуация - мне сказано, что именно в этом классе я должна пройти определенный объем грамматики в определенном порядке. Дети не готовы, отвращение к предмету, проще из школы сбежать.
-
- Сообщения: 1100
- Зарегистрирован: 10 мар 2018, 04:47
- Благодарил (а): 236 раз
- Поблагодарили: 581 раз
Я действительно был неправ, поскольку речь идет об образовательном стандарте, а вовсе не о списке художественной литературы, как написано в шапке темы. Новым образовательным стандартам дан подробный комментарий на том же словеснике, все прочитать я не успел, поэтому от комментариев пока воздержусь.
Что касается уместности проведения параллелей, ну, всякая параллель условна.
По определению, учебник английского языка не является художественной литературой. Так же как и художественное произведение на русском языке не является учебником для изучения английского языка.
Но в данном конкетном примере про сказки Пушкина я не уловил мысль.
Да, выходит масса новой подростковой литературы, в том числе, переводной. Не вижу, в чем проблема.
Что касается уместности проведения параллелей, ну, всякая параллель условна.
По определению, учебник английского языка не является художественной литературой. Так же как и художественное произведение на русском языке не является учебником для изучения английского языка.
Но в данном конкетном примере про сказки Пушкина я не уловил мысль.
Да, выходит масса новой подростковой литературы, в том числе, переводной. Не вижу, в чем проблема.
- September
- Сообщения: 2007
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
- Благодарил (а): 791 раз
- Поблагодарили: 2969 раз
Копирую отсюда:А вот аргумент с переходом в другую школу и возможным пропуском части произведений мне кажется вполне обоснованным.
https://otr-online.ru/programmi/segodny ... 80262.html
Прежде всего каждый человек, который работал с детьми или растит собственного ребенка, прекрасно понимает, что все, даже один человек в разные периоды жизни взрослеет по-разному. Очень часто внутренний возраст не соответствует номеру класса, в котором учится ребенок, а к тому же есть те дети, о которых вы сказали, – одаренные дети, дети с особенностями здоровья, дети, требующие особого подхода. Именно поэтому у учителя, на наш взгляд, обязательно должна быть возможность переставить какие-то произведения из одного класса в другой класс. Конечно же, их пройти, но переставить их, для того чтобы происходящее на уроке удовлетворяло потребностям, запросам и интересам детей, чтобы литература, наша русская классическая литература поворачивалась к ним, а не от них.
Что касается возражения, которое, возможно, кто-то из вас хотел озвучить, связанного с переходом из школы в школу, которое затрудняется, если в одной школе произведения изучаются в одном порядке, а в другой несколько в ином. На наш взгляд, это не является… Вернее, скажем так, решение этой проблемы не лежит в плоскости единой программы по литературе. Потому что когда ученик переходит из одного класса в другой класс, он встречается с огромным количеством сложностей, адаптация… Начать просто с новой дороги к школе, а заканчивая новым учителем. Если уж мы стремимся к такой унификации, мы должны всех учителей заменить на одинаковых роботов. Это правда то, чего мы хотим? А вот если ученик овладел навыками анализа текста, навыками вдумчивого, глубокого чтения, даже переход в тот класс, где программа может быть несколько иной, не вызовет у него никаких трудностей. А вот если он не овладел ими, то…
- September
- Сообщения: 2007
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
- Благодарил (а): 791 раз
- Поблагодарили: 2969 раз
Еще одна статья, которая разъясняет, что происходит:
https://slovesnik.org/novosti/prezident ... darta.html
Обязательная программа уже принята:
https://slovesnik.org/novosti/prezident ... darta.html
Обязательная программа уже принята:
Зачем нужна новая программа, во-первых, усложненная, а, во-вторых, регламентирующая то, что регламентировать не нужно?Не учитывать Примерную программу при составлении своей рабочей программы учитель не может. Она обязательна должна приниматься во внимание. Ни одна линия учебников в стране не может быть утверждена без соответствия этой программе. И плюс ее в том, что она существует и работает. И в ней уже есть обязательные Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Шолохов и еще множество авторов, составляющих ядро нашей литературы.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
Обязательный ОГЭ в 2020? Актуальная информация.
Yana_Yana » 26 мар 2019, 12:41 » в форуме ОГЭ/ЕГЭ и аналогичные экзамены - 34 Ответы
- 4979 Просмотры
-
Последнее сообщение Kalinka
13 апр 2019, 13:50
-
-
-
Второй обязательный язык в школах
Toes » 18 дек 2018, 21:25 » в форуме Системы образования разных стран - 46 Ответы
- 4520 Просмотры
-
Последнее сообщение Affen
08 май 2019, 19:55
-
-
-
Выбор литературы
zappster » 18 авг 2019, 19:59 » в форуме Основной форум об изучении английского языка - 3 Ответы
- 1060 Просмотры
-
Последнее сообщение zappster
19 авг 2019, 21:45
-
-
- 2 Ответы
- 934 Просмотры
-
Последнее сообщение garans
09 авг 2018, 09:55
-
- 19 Ответы
- 2419 Просмотры
-
Последнее сообщение hoz
09 фев 2020, 16:24
-
-
список устных монологов для ОГЭ
Umnaya90 » 28 июн 2019, 13:36 » в форуме ОГЭ/ЕГЭ и аналогичные экзамены - 1 Ответы
- 1260 Просмотры
-
Последнее сообщение Aksamitka
28 июн 2019, 17:40
-
-
- 1 Ответы
- 795 Просмотры
-
Последнее сообщение Заур
02 янв 2020, 14:37