Привет!
Давно собирался и наконец напишу, ведь опыт наш считаю очень ценным, и надеюсь, он на практике сгодится кому-то! Ну и конечно же, наша аудитория уже заждалась.
Итак, по порядку.
Circumstances
Они, как оказалось, ничего не определяют. Ровным счетом ничего. В каких бы условиях ты не оказался, если есть цель, просто движешься. Как вы помните, мы отправились в туристическое путешествие. Решили упустить массу открывшихся возможностей и тихо-мирно пересиживаем в Молдове. И я сразу же отреагирую:
Cabman пишет: ↑10 май 2022, 22:20
Алекс, у вас, возможно, все ещё впереди, а поначалу ваша ситуация - в точности, как у меня в прошлом году. Решила т сыграть в гринкарт годом ранее, забыла напрочь об этом, так как не думала, что это возможно. На следующий год уже после проверки результатов, в августе, попалась мне на глаза статья про гринку. Я вспомнила, проверила и, к своему ужасу увидела, что выиграла. Долго думали, смотрели блогеров, что да как. И кейс был отличный, и в прошлом году в мае пришел даже приглос на вью, мне третьей со всей Беларуси. Но приняли решение остаться. Слишком далеко, а я ничего не умею делать, и у мужа профессия так себе. Я переводчик с немецкого, и тех денег, что зарабатываю на фрилансе, нам хватает. Есть в Минске две квартиры и дом под Минском. А что там, скитаться всю жизнь и бояться, что не дацбогне сможешь рент оплачивать? Как то так....если дети захотят, я бы предпочла, чтобы они в Европу пробивались, но не за океан
Если бы я прочитал это сообщение с полгода назад, то, вероятно, очень бы удивился. Как так? Ведь США - это такие возможности и т.д. и т.п. Но все же когда сам попадаешь в определенную ситуацию, о которой раньше мечтал, то лишь тогда можешь трезво оценить, ибо теория - одно, а практика - другое.
Я не увидел необходимости срываться и бежать в какие-то Европы или Америки, просто потому что... и тут масса оправданий должна следовать, но я не буду. Просто мои мысли очень схожи с мыслями Cabman. И пускай кто-то считает, что это отказ от возможностей, так вот пускай этот "кто-то" получит эти возможности, и тогда, возможно, и он откажется от их реализации (или по крайней мере, по-другому на них посмотрит).
Но все же на самом деле, - и это я говорю о себе, - мне кажется, это - "боязнь успеха". Почему-то об этой вещи не особо говорят. Но есть она!
В целом, что касается возможностей обучать и обучаться, то они никак не изменились. Есть интернет, планшет - а больше ничего и не надо!
Школа
Дистанционка, как я писал на одном профильном форуме, - это великолепнейшее изобретение человечества. Оно не было доступно ни мне, ни... тебе, читающий, не так ли?
Так вот, перевод на дистанционку позволил нам сохранить нашу искусственную языковую среду, избавиться от психологического стресса, высвободить время и в целом жить жизнью свободных людей. Да, можно сказать, что теряем в социализации и чем-то другом. Но совсем не факт! Главное - то, что дети отлично спят.
Школу мы уже закончили и перешли соответственно в третий и четвертый классы. Малой, напомню, 6 лет, а Малому - 9. Решили никуда не прыгать, ибо не надо! Спасибо тем, кто образумил и обуздал, ибо хотелось.
Лайфхак
И тут самое интересное. Вероятно, вы думаете, что мы закончили Oxford Discover или прем трактором по Betty Azar. А может, уже Paul Nation пятый том вызубрили... Но нет!
Знаете, чего мы сделали? Я перевел малых на пассивные занятия - без меня. Я очень редко выкрыкиваю "Kids, keep reading!", если слышу какое-то незапланированное оживление.
В общем, постановил я им читать вслух около 1 часа. Самостоятельно - без меня. Тут, как обычно, - мудрость. Какая? Эти всякие английские, прописи и математики - это ведь на самом деле выработка фокусировки и самостоятельности. Поэтому для меня крайне важно, чтобы они самостоятельно могли заниматься. И теперь у меня нет проблем с тем, чтобы усадить их за чтиво, прописи и пр.
А что же мы читаем? Может быть, Tom Sawyer в оригинале? Нет! Я решил скомбинировать советы двух мудрых людей - Paul Nation и Домино. А именно, отказались мы от всяких грамматик со списками слов и начали читать (Домино), но простую литературу, которая нам понятна и доступна (Paul Nation), чтобы, вслух читая, тысячи раз проговаривать одни и те же фразы, грамматические конструкции, фразовые глаголы и пр. Короче говоря, перечитали они у меня за два месяца практически все из следующего:
Adapted English Books - Starter A1
Adapted English Books - Beginner A1-A2
Adapted English Books Elementary A2
В общей сложности, это около 150 книженций - и больших, и маленьких - по 4-40 страниц.
И вы, уже по одним только названиям сразу скажете, фи, да ты что, это же откат....
А я вам скажу - не откат, а шаг назад, чтобы сделать два шага вперед!
И эти два шага вперед мы уже сделали. Проявляются они в том, что малые без всякого пинания между собой перешли на английский. Вот сейчас они на улице играют и если подслушать, то будет слышен английский - не русский. А знаете почему? Потому что сам образовательный процесс для них ассоциируется с легкостью и простотой. Стояло бы нам долбить Paul Nation, наверное, выучли бы сотню-другую взрослых слов, но в целом эмоциональный аспект пострадал бы (что-то много "бы" получилось, я до сих пор не вкурсе, как там правильно).
Особого внимания заслуживает перессказ - я верю в его мощную силу. И это просто бомба - перессказывают ну очень живо, эмоционально. Вот как обычная речь. Не всегда, но после того, как прочитали книженцию, я их прошу перессказать. И очень у них бодро это получается.
То есть, из активного, они читают где-то на протяжении 1 часа и общаются между собой. Из пассивного - YouTube. Его стало меньше - 3-4 часа в день.
В целом, эффектом от такого пассивного чтения вслух я ну прямо-таки очень доволен. Я вам приведу свои личные наблюдения по поводу силы и мощи чтения вслух (именно вслух!):
- * Проработка речевого аппарат, ведь чтение вслух - это фактически спикинг;
* Отработка интонации (особенно если чего-то интересное);
* Вдалбливание паттернов - последовательностей из 2-3-4-5 слов;
* Запоминание правильного написания слов (мы не пишем, вообще не пишем, но малой иногда в чатах по Minecraft общается, и я вижу, что у него граммотность очень высокая. По крайней мере, their и they're отличает. Я помню, он еще год назад рассказ писал, я тут даже публиковал - неплохо получалось.
В целом, слепая печать у нас есть, но нет ноутбуков (забыл в спешке, свой только взял), поэтому пришлось купить - но взял уже планшет, а у него нет клавиатуры ведь. Позже, может, возьмемся за какие-то эссе, но пока, считаю, не надо.
В общем, влезли мы в этот инглиш сначала через изучение грамматики (1-6 левелы Family and Friends), метод целых слов, а уже дальше через extensive reading
вслух.
И есть у меня такое мнение, что чтение вслух перекрывает перессказы, ответы на вопросы, решение грамматических всяких упражнений и пр. А просмотр Ютуба дает вокабуляр. И как оно все работает - я не знаю, но как-то работает. Ведь берутся откуда-то всякие вещи по типу had been before did, will have been doing и пр.
В целом, учитывая бодрый перессказ, постоянный спикинг между собой и активное чтение, наверное, под 7-летнего нейтива можно как-то закосить. Это мое субъективное мнение. И конечно, это круче, чем В1 ли даже В2 (в нашем случае).
Все же, вот так если честно, весьма я сомневаюсь, что этот самый 7-летний нейтив так уж бодро рассказывает всякие Red Riding Hood и Rapunzel. И пускай у него получше произношение, но спикинг и ридинг нам отдавать уж точно не хочется, и райтинг тоже не отдадим. Ну а вот что вокабуляра касается, тут будем бороться - очень сильно!
Что дальше?
Мне хронически кажется, что мы что-то упускаем...
И наблюдая, а вернее, вслушиваясь, как дети почитывают, постоянно кажется, что могу им дать что-то большее.
Особенно такие процессы обостряются в конце весны - летом. Поэтому, когда они уже вдоль и поперек учитались, решил я все же вернуть активные занятия.
Сам английский как таковой нас в целом не особо уже и интересует, мы его используем как инструмент. По крайней мере, я даже не рассказываю о таких вещах как
Speed Math for Kids: The Fast, Fun Way To Do Basic Calculations, потому как они нами изучаются, но английского, вроде как, не касаются.
В этом-то и заключается огромное преимущества владения английским языком. Попробуйте найти что-то подобное на русском. Хорошо, найдете! Ну а если автор не понравится? Что-то другое, третье? Вот тут и возникают проблемы.
Особо коснусь вопроса, на который давно заглядывался - детских энциклопедий. На русском, нормальных таких, которые можно читать, - штуки 3-4, наверное, на украинском - вообще нет. А на английском - сотни.
Так вот, выбрал я великолепное чтиво под названием
The Usborne Children's Encyclopedia - давно приглядывался.
Как раз по возрасту, с картинками, и по делу - ну прямо вещь отличнейшая! И взрослому интересно читать. Там уже на первой странице такие вещи, которых я не знал (к примеру, то, что в northern hemisphere больше народа живет).
Конечно, это детский вариант, и его можно быстро пройти - и да, мы работаем быстро, динамично, но не на количество, а на качество. За занятие длительностью 45-50 минут - прорабатываем разворот. Всего лишь! Но так, что в конце занятия они все помнят, все факты, названия и пр. Считаю, что это очень хорошо и продуктивно. Потом, на втором занятии повторяем и новый разворот берем.
То есть, по сути, делаем то, что делают при изучении новых слов по методу Anki, просто у нас "слово" - это "разворот".
Таким образом, впитываем общеобразовательный science, на который у детей очень большой запрос. И это на самом деле классно!
Как закончим эту энциклопедию, пойдем по более серьезному варианту -
DK Children's Encyclopedia: The Book that Explains Everything - вот это вещь мощнейшая!!!
Можно было бы и сейчас, но я любитель спирали - когда весь материал проходится в упрощенной форме, потом в средней, потом в усложненной. То есть, когда сложность наростает по проектам, а не по занятиям.
И заниматься этим самыми science с ними абсолютно невозможно! Ибо ты только начинаешь рассказывать, что the Earth is round, так малой с ходу выдает the flat Earth theory, которую он на Ютубе познал и которой придерживается. И конечно, со стороны ребенок, заявляющий, что Земля - плоская, выглядит наивно и умилительно (да что там - необразованно). Ну и пускай выглядит!
Короче говоря, английский мы не учим, причем уже давно. Просто его используем как инструмент. Я считаю работу с энциклопедиями очень мощным способом прокачки интеллекта. А без этого все же никуда - у нас ведь школа впереди с ее химиями, биологиями, историями и прочими физиками.
С детьми на русском я напрочь не общаюсь. Подсадил малого заниматься с бабушкой по Вайберу - математикой. Решают они там задачки всякие. Она - математик/программист, подход у нее классический - много письма, все строго, как положено. Я же сторонник шалтай-болтайского подхода.
Выводы
Чтение вслух + YouTube = гремучая смесь.
Читать и смотреть надо много. Читать хотя бы час в день, YouTube смотреть хотя бы 4 часа. Это минимум - надо больше.
При этом читать надо на уровень ниже, чтобы за час чтения встречалось несколько незнакомых слов. Желательно какую-то захватывающую художку. YouTube - что интересно, вне зависимости от уровня.
Планы на лето? Планы писать я эксперт pro уровня, но они обычно не сбываются. Но в целом, направление очевидно, это - изучение science. Уж очень большой запрос со стороны детей на познание мира. Также вполне вероятно, что за лето пройдем школьную математику - малого на уровень ЕГЭ 4 класса надо будет вывести так, чтоб точно. Хромают в основном словесные, или как ни там, задачки - ну, те, которые формулируются. А с малой - 3 класс пройти. Это несложно.
Вообще почему такой гэп? Потому что мы на US образование ориентированы. И я, конечно, вижу огромную разницу. Если в 4 классе US школы задачи уровня "Бобби принес 50 ящиков по 15 мандарин, сколько всего мандарин притаскал Боб?", то в RU/UA поезда выезжают в разных направлениях с разными скоростями и надо там высчитывать эти всякие расстояния. То есть, трэш уже такой, что обычный человек не решит. Я-то решу, но поскольку напрочь отказываюсь на Ru-Ukr с детьми общаться, то пущай уже там бабушка поактивничае. Она ведь хотела, чтобы мы на лето приехали, а мы не приехали!
Что же касается, the Ukrainian language, то они по полчаса в день читают украинские сказки. И никаким больше украинским я с ними не занимаюсь. Вслух, и это тоже сила, как оказывается. Ибо спикают, когда надо!
К слову, могли бы мы под шумок и румынский учить, но попали в такую местность, где все знают русский и украинский, так что нет тут среды никакой.
Вы, вероятно, помните, что Малой на Spanish подсел, и занимался он два месяца на Duolingo, но все же я не увидел в этом смысла, так как помочь ему ничем не могу. Идея была хорошая, но не сработала. В целом, можно сейчас переключиться на какой-то другой язык, но мы лучше уже по-серьезному ударимся в англиский, а именно в изучение "всякого" на этом самом английском.
Я не могу так, как правильно, не составляю расписаний. Вот они читали несколько месяцев сами по себе. Теперь мы уменьшили количество чтения, но увеличили количество работы над The Usborne Children's Encyclopedia.
Мы все, конечно, понимаем, что 40-50 минут на один разворот - это очень много, можно ведь и быстрее. Но это не чтение, а именно изучение - так, чтобы все прочитанное запомнилось. И потом еще этот разворот 7-8 раз повторить в течение месяца, и тогда уж точно запомнится.
А дальше - DK Children's Encyclopedia: The Book that Explains Everything, а после будем тем идущим, который дорогу по ходу увидит.
Меньшая
И вам, конечно же, интересен билингвизм с пеленок. И да, Меньшая тоже в нашей команде. Ей 1 год и 10 месяцев. Но пока не разговаривает. И никто никаких тревог не бьет, ибо Малой тоже до 4 лет не разговаривал. Все у нее в порядке будет, просто она очень на Малого похожа - и внешностью, и телосложением, и поведением, и темпераментом. Пущай пока нарабатывает пассивный вокабуляр!
Так что впереди жаркое лето - активная работа над энциклопедиями, математика, художку какую-то еще обязательно найду, чтоб читать. И все это обязательно должно приносить фан, ибо по-другому никак.
Не пели, кстати, как приехали сюда. Надо в этот самый, запой, или как его? - уйти! - на недельку!
Такие вот у нас дела!