Почему мыши едят кактусы или зачем школам Верещагина и Starlight?

Коммуникативная и другие методики преподавания английского языка, преподавание разным возрастным категориям, обсуждение и выбор учебников, обмен опытом.

Модераторы: JamesTheBond, mikka

yashin-n
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 30 июл 2019, 02:16
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 60 раз

#1

Сообщение yashin-n »

Про учебные программы Верещагиной в началке на Форуме пишется часто, как правило, в отрицательном ключе. Продолжающий ее в средней школе Starlight обсуждают реже, но в той же тональности. Поиск по Форуму не выдал ни одного преподавателя, который (по своей воле) использовал эти УМК в своей деятельности. При этом у обоих моих детей в школах (за исключением одного эпизода) используются эти учебные курсы, как и у многих знакомых в др. школах.
Мои личные впечатления от курса Верещагиной следующие:
1) старшая дочь проучилась по нему 4 первых класса (1-4 уровни). Учителя старались следовать курсу (4-5 часов в неделю хватало), мы, родители, им в этом применительно к своему ребенку помогали, в 3-4 классе помогали активно (степень прохождения материала на уровне 80-85%, ридер - целиком ). По большому счету, вопросов у меня не возникало - нас учили примерно в таком же ключе и языку научили (недостатки небольшого объема разговорки и стерильного аудирования, конечно, были понятны, но не были критичными). В 5 классе произошла смена учителя и "Верещагиной" не стало, ей на смену на один год пришел More 2, что произвело впечатление и на детей в классе, которые впервые увидели английский язык с человеческим лицом, и на родителей - это был детский учебник с актуальной лексикой, адаптированный под возраст и интересы учеников. Грамматика и топики добирались из самых разных УМК. После смены школы возник Starlight, и счастье для ребенка закончилось. Конечно Starlight не Верещагина, но воспринимается он ребенком примерно также - надо выучить страницу текста - значит надо, 30 новых слов в неделю - значит 30. Устойчивые 4 балла без посторонней помощи воспринимаются ею как приемлемый уровень для непрофильного предмета. Интересны разве что только профильные языковые юниты по Macmillan Guide to Science (дело в содержании юнитов). Интерес к изучению языка отсутствует.
2) младшая дочь, проучившись первые 2 класса за год (программа такая), "прошла"при 3 ч/нед 2 части Верещагиной (нач. школа та же, что и у старшей, но прежних учителей в ней вывели, а "Верещагина" осталась). Шагать в ногу со школой при таком раскладе было бессмысленно, и ребенок был переориентирован на понравившийся ей FlyHigh2, появился устойчивый интерес к изучению языка. Школа гордый верещагинский флаг собирается нести и дальше и предполагает пройти 4 уровня за 3 года (3-4 ч/нед).
Такая позиция многих школ (не языковых лицеев) мне непонятна. Зачем им нужны Верещагина и Starlight, некомфортные ни для детей, ни для учителей? Эти программы не обеспечат школам при текущем подходе высокий результат ЕГЭ/ГИА, побед на олимпиадах, прочих бонусов. В чем логика использования этих УМК?
За это сообщение автора yashin-n поблагодарил:
Yety
YuliaF
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 14 май 2018, 22:35
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 10 раз

#2

Сообщение YuliaF »

Причина как всегда одна - кому-то это выгодно. Издательсто Просвещение и иже с ними, машина по зарабатыванию денег. Я как родитель узнавала о возможности сменить линейку учебников в классе, где учится моя дочь. Мне ответили, что это невозможно. При этом в этой же школе есть классы, которые занимаются по оксфордским учебникам, по информации мамы нашей одноклассницы. Ее старшая дочь учится по оксфордским учебникам, что, по ее мнению, заслуга педагога в классе старшей дочери. В некоторых московских гос.школах занимаются-таки по нормальным учебникам. Как им это удается, не знаю. Скорее всего, часы оформляют как внеурочную деятельность и учебники закупают родители.
За это сообщение автора YuliaF поблагодарил:
sirene
April
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:51
Благодарил (а): 351 раз
Поблагодарили: 931 раз

#3

Сообщение April »

YuliaF, конечно же, британские учебники закупают родители. Иначе и не бывает.
Пружина
Сообщения: 5753
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3365 раз

#4

Сообщение Пружина »

YuliaF пишет: 31 июл 2019, 11:53 Как им это удается, не знаю.
Это все самодеятельность. Наказуемая, причем. В школах дрожат при слове "прокурорская проверка". Прокуроры в школах днюют и ночуют, вынюхивая несанкционированные учебные пособия. Очень мало классов, где солидарное мнение родителей (и уровень доходов, видимо, как следствие уровня интеллекта) позволяют купить хорошие учебники. В основном, родители жалуются на поборы, прокуратура карает. В такой ситуации практически любой директор, за исключением, возможно, самых титулованных и стойких, предпочитает махнуть рукой на качество образования и гнать план по валу. Как однажды высказалась моя знакомая директриса (про рабочие тетради, которые, вообще-то, являются частью УМК), "пусть пишут в тетрадках в клетку". Так спокойнее.
OlgaOlga
Сообщения: 2019
Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
Благодарил (а): 1009 раз
Поблагодарили: 886 раз

#5

Сообщение OlgaOlga »

Я думаю, по Верещагиной многие школы занимаются по инерции, начав много лет назад. У учителей накоплена масса дополнительных материалов, они сами не хотят менять линейку. Я не про всех, конечно, а про одну такую известную мне школу. Некоторые даже любят этот курс. Мне одна репетитор рассказывала о прекрасных результатах своей работы индивидуально по данному умк. Сама я ознакомилась поверхностно, сделав вывод, что это не для меня.
Но, по-моему, есть учебники и похуже. Форвард, например. Я не могу понять, как этот опус на ступени начальной школы может соответствовать ФГОС.
Пружина
Сообщения: 5753
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3365 раз

#6

Сообщение Пружина »

OlgaOlga пишет: 31 июл 2019, 12:08 Я не могу понять
Очень просто: у автора есть блат в верхах. Впрочем, любой массовый учебник без этого компонента невозможен. Кузовлев, например, был зятем одного из министров образования.
За это сообщение автора Пружина поблагодарил:
OlgaOlga
Аватара пользователя
JamesTheBond
Сообщения: 4991
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 871 раз

#7

Сообщение JamesTheBond »

Где-то читал, что доходы косметических компаний в США больше, чем доходы ВПК. Я это не проверял, но не удивлюсь, если это и правда так. Пентагон, который покупает вооружения, один, а женщин - десятки миллионов.
Пока у нас школьные учебники - гигантский бизнес, никак обществом фактически не контролируемый, что-то в преподавании едва ли кардинально изменится.
OlgaOlga
Сообщения: 2019
Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
Благодарил (а): 1009 раз
Поблагодарили: 886 раз

#8

Сообщение OlgaOlga »

JamesTheBond пишет: 01 авг 2019, 00:27 Где-то читал, что доходы косметических компаний в США больше, чем доходы ВПК. Я это не проверял, но не удивлюсь, если это и правда так. Пентагон, который покупает вооружения, один, а женщин - десятки миллионов.
Пока у нас школьные учебники - гигантский бизнес, никак обществом фактически не контролируемый, что-то в преподавании едва ли кардинально изменится.
Мне кажется, учителя могли бы частично контролировать этот процесс. Если бы школы перестали выбирать Форвард для начальной школы, возможно, как минимум, его авторы пересмотрели бы свой учебник.
Omchak
Сообщения: 314
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 05:16
Благодарил (а): 169 раз
Поблагодарили: 107 раз

#9

Сообщение Omchak »

OlgaOlga,
Школы не выбирают, они выполняют приказ Минобра.
Пружина
Сообщения: 5753
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3365 раз

#10

Сообщение Пружина »

OlgaOlga пишет: 01 авг 2019, 06:54 Если бы школы перестали выбирать Форвард для начальной школы
Школы могут выбирать любой учебник из списка. Вместо Форварда можно выбрать Спотлайт - совершенно спокойно. Сейчас выпавшая из списка Биболетова бьется отчаянно за включение своего учебника. Добьется - можно будет и ее выбирать.
За это сообщение автора Пружина поблагодарил:
OlgaOlga
Omchak
Сообщения: 314
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 05:16
Благодарил (а): 169 раз
Поблагодарили: 107 раз

#11

Сообщение Omchak »

Пружина,
Вам виднее, но в нашей школе категорически запретили заниматься самодеятельностью. Сказано Форвард, значит, Форвард.
Пружина
Сообщения: 5753
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3365 раз

#12

Сообщение Пружина »

Omchak,

Почему мне виднее? :)
Вы вполне на заседании методобъединения можете вынести вердикт, какой учебник вам нужнее. Ваше решение - закон для администрации, главное, чтобы оно совпадало с утвержденным списком. Другое дело, что администрация не хочет просто тратить деньги на новую линейку, потому что старая еще не износилась (по-моему, в библиотеке 5 лет книжки должны служить). Или связано обещаниями с начальством. Форвард продвигает же кто-то - вот и создает лобби. Но, повторяю, ваше право уйти на любой учебник из официального списка. Задайте вопросы в роно, если вас категорически не устраивает учебник, не сидите сиднем.

Другое дело, что шило придется менять на мыло, вероятно.
Omchak
Сообщения: 314
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 05:16
Благодарил (а): 169 раз
Поблагодарили: 107 раз

#13

Сообщение Omchak »

Шило на мыло - это правильный ответ! А мадам Вербицкая, кажется, заведует каким-то отделом в Минобре.
Аватара пользователя
JamesTheBond
Сообщения: 4991
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 871 раз

#14

Сообщение JamesTheBond »

OlgaOlga пишет: 01 авг 2019, 06:54 Мне кажется, учителя могли бы частично контролировать этот процесс.
Частично - да. Но, как мы все отлично знаем, у нас в стране построена вертикаль. И директор - часть этой вертикали. Безусловно, некоторые учителя идут на амбразуры, но при хорошем шансе заработать на этом инсульт, не всегда удается победить.

Вот пример немного в сторону. Мои двоюродные племянницы - во втором классе. Их уже доводят до стресса и запугивают экзаменами. Это правильно? Правильно или неправильно, но Минобр насаждает свою политику и у учителей не так много возможностей на это влиять.
Последний раз редактировалось JamesTheBond 01 авг 2019, 12:01, всего редактировалось 2 раза.
Причина: добавил абзац
Omchak
Сообщения: 314
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 05:16
Благодарил (а): 169 раз
Поблагодарили: 107 раз

#15

Сообщение Omchak »

Какими экзаменами пугают Ваших второклашшек? ЕГЭ, ГИА, ВПР? Не думаю. Если все так серьезно, то нужно менять учителя или школу. Но скорее всего, это неправда.
Аватара пользователя
Sour Patch Kids
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 26 июн 2018, 17:20
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 60 раз

#16

Сообщение Sour Patch Kids »

JamesTheBond пишет: 01 авг 2019, 11:56 Мои двоюродные племянницы - во втором классе. Их уже доводят до стресса и запугивают экзаменами.
У меня тоже есть полемянница. Закончила третий класс. Образование у нее вродебы обычное. Никто не пугал. Спотлайт у нее.
Последний раз редактировалось Sour Patch Kids 01 авг 2019, 13:16, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Sour Patch Kids
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 26 июн 2018, 17:20
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 60 раз

#17

Сообщение Sour Patch Kids »

Omchak, джеймс решил подбавить страстей.
Аватара пользователя
Sour Patch Kids
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 26 июн 2018, 17:20
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 60 раз

#18

Сообщение Sour Patch Kids »

Omchak, я незнаю как сейчас, но вообще есть какаято контрольная в 5 классе. Или в 4. Но это не экзамен с камерами, металоискателем и тп. Это как просто контрольная за 4 года обучения.
Пружина
Сообщения: 5753
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3365 раз

#19

Сообщение Пружина »

Изображение

Видимо, чем-то подобным пугают. И говорящая фамилия в авторском составе многое объясняет :)
Omchak
Сообщения: 314
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 05:16
Благодарил (а): 169 раз
Поблагодарили: 107 раз

#20

Сообщение Omchak »

Да, я знаю. Это всероссийская проверочная работа. Пишут ее в 4 классе. Я нашла в Интернете ту, которую писал мой знакомый ребенок. Распечатала, он снова написал ее в моем присутствии. Ничего сложного. Кстати, та работа была чистой воды Верещагина. А вот то, что на картинке выше, я не встречала, поэтому содержания не знаю. Думаю, что ничего смертельного там тоже нет. Все в пределах пройденного в школе.
Здесь еще может быть такой момент. Если школа крутая, то в 5 класс идет дополнительный набор учеников со стороны, а от своих , которые с 3 на 2 учатся, они стараются избавиться.
yashin-n
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 30 июл 2019, 02:16
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 60 раз

#21

Сообщение yashin-n »

Пружина пишет: 31 июл 2019, 12:02 Это все самодеятельность. Наказуемая, причем. В школах дрожат при слове "прокурорская проверка". Прокуроры в школах днюют и ночуют, вынюхивая несанкционированные учебные пособия. Очень мало классов, где солидарное мнение родителей (и уровень доходов, видимо, как следствие уровня интеллекта) позволяют купить хорошие учебники. В основном, родители жалуются на поборы, прокуратура карает. В такой ситуации практически любой директор, за исключением, возможно, самых титулованных и стойких, предпочитает махнуть рукой на качество образования и гнать план по валу. Как однажды высказалась моя знакомая директриса (про рабочие тетради, которые, вообще-то, являются частью УМК), "пусть пишут в тетрадках в клетку". Так спокойнее.
Другое дело, что шило придется менять на мыло, вероятно.
Посмотрел перечень учебников из приказа МинПросвета (https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosve ... 018-N-345/), стало ясно из чего выбирают учителя в школах. Выбор учебников, не "одобренных Министерством", в качестве базового курса автоматом приведёт к санкциям в отношении к таким школам - при этом сразу вспоминается "Гарри Потер" и проф. Амбридж.
Среди одобренного, Starlight, Верещагина и Spotlight произвели положительное впечатление - в отсутствие другого выбора по каждому из них я (по своему скромному опыту) смог бы учить детей индивидуально или в однородных малых группах. Но беда в том, что это очень разные учебники, и их применение в условиях школы, работающей "по площадям", крайне затруднено для многих школ. Посудите сами, есть 4+ ч и возьмешь Верещагину (или вдруг Starlight, если часов 5+) и чтобы их "вложить" в 50 %детей придется костьми ложиться, попутно вынося мозг родителям, треть класса безнадежно отстанет и сними придется что-то решать отдельно - оценит ли это кто-то? Если есть 2-3 ч, и честно выберешь Spotlight, то найдутся неединичные родители (особенно, если школа входит в 20% рейтинга города), которые вынесут мозг тебе, завучу, директору итд по цепочке, что выбран отстойный курс для лузеров.
При таком раскладе очень многое должно зависеть от школьного руководства, насколько директор и его замы готовы увидеть приходящее и принимать меры по разделению обучения по разным уровням. Делить детей на классы по успеваемости нынче не модно (а зря!), поэтому видится 2 выхода: специализированные классы (начиная со 2 класса, с экзаменом, не сдал - идешь в общий поток) и/или факультативы (причем добровольно - кто будет ходить, тот будет получать дополнительные 2-3 часа по учебнику продвинутого уровня, в началке желающих будет точно много). Отдельные школы по этим принципам, в той или иной мере, работают.

Спасибо всем ответившим в теме, многое стало понятно.
Пружина
Сообщения: 5753
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3365 раз

#22

Сообщение Пружина »

yashin-n,

Ну, строго говоря, родители не смогут капать, что "выбран отстойный курс для лузеров", ибо в нынешних реалиях есть только два типа школ: либо это школа с углубленным изучением англ.яз (и тогда - 5 часов => Старлайт), либо это обычная школа (тогда 3 часа => Спотлайт). У директора вообще нет свободы маневра, если это не какая-нибудь привилегированная школа с узаконенными факультативами, театром на англ.яз и прочим. Так что претензии родителей уйдут в небо.

Делить детей по успеваемости - это очень и очень смелый шаг. Как делить? Доп.тестирование, на основании которого ребенка поместят в группу с разным уровнем. Это доступно только для опять же непростых школ, т.к. в обычной школе родитель ИМЕЕТ ПРАВО перевести своего ребенка из группы в группу, и никто ему не указ. В принципе группы с mixed ability - это нормальное явление. Так учителя и работают. Отличникам скучно, двоечникам непонятно. Это жизнь.
yashin-n
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 30 июл 2019, 02:16
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 60 раз

#23

Сообщение yashin-n »

Omchak пишет: 01 авг 2019, 14:04 Да, я знаю. Это всероссийская проверочная работа. Пишут ее в 4 классе.
О-о, теперь я знаю, что кроется в буквах ВПР.
В Москве в 4 и 5 классе нет ВПР по английскому, но есть МЦКО https://mcko.ru/uploads/angliyskiy-yazy ... a9d5bd.zip. Задания в 4 классе находятся в пределах уровня А1, дети с любым уровнем А2 должны сдать такой тест без всякого труда.
Omchak
Сообщения: 314
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 05:16
Благодарил (а): 169 раз
Поблагодарили: 107 раз

#24

Сообщение Omchak »

yashin-n
Мне казалось, что МЦКО (Московский центр качества образования) - это контора, которая сочиняет эти ВПР. Скачала Вашу ссылку. Именно эту работу и делал мой знакомый ребенок.
Не знала, что Верещагина есть в списках одобренных. У внука в школе родители в 3 классе, недовольные знаниями, полученными по Форвард во 2 классе, просили дать им "хотя бы Верещагину". Многие мамочки сами учились во Верещагиной и решили, что из всех зол это меньшее. Им категорически отказали.
yashin-n
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 30 июл 2019, 02:16
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 60 раз

#25

Сообщение yashin-n »

Пружина пишет: 01 авг 2019, 19:28 Ну, строго говоря, родители не смогут капать, что "выбран отстойный курс для лузеров", ибо в нынешних реалиях есть только два типа школ: либо это школа с углубленным изучением англ.яз (и тогда - 5 часов => Старлайт), либо это обычная школа (тогда 3 часа => Спотлайт). У директора вообще нет свободы маневра, если это не какая-нибудь привилегированная школа с узаконенными факультативами, театром на англ.яз и прочим. Так что претензии родителей уйдут в небо.
Строго говоря, да. Если директор имеет устойчивое положение, и учебный процесс для него - дело второстепенное, то ответ будет формальным и отрицательным (из такой школы постепенно лучше перевестись). Если же школа пытается что-то собой представлять в смысле учебного процесса, и учителям делегированы права формировать учебные программы, то здесь диалог с родителями ведется на уровне завуча или ответственного за языковое направление (такие школы пользуются немалой популярностью у родителей). Обычно родители в началке за то, чтобы ввести допчасы на иняз в расписание (школе допчасы выгодны при наличии посещаемости) и избавиться от Инджоя, Форварда, Спотлайта (до Миллениума обычно не доходит). Если половина родителей будет за (а родители, особенно с первыми детьми, могут быть очень настойчивы), школа, с большой вероятностью, пойдет навстречу.
делить детей по успеваемости - это очень и очень смелый шаг. Как делить?
Сделать такой смелый шаг очень просто: берется успеваемость по основным предметам за полугодие (желательно, только по общим для всего класса КР, но можно и по итоговым оценкам за 2-четверти или год) и проводится разделение на 3-5 классов. Через полгода ситуация корректируется. Хочешь учиться в А-группе - не должно быть троек (или четверок не более ХХ%, в зависимости от строгости оценивания) итд. В старших классах можно учитывать отдельные особые достижения по блокам предметов (математика-физика-IT, иняз, химия-биология итп). В школе (самой простой), где я учился, с приходом нового директора такая система была введена (ранние 90-е, многое было можно). По мне, это было - чудо (в классе не стало ни одного ....; у меня не находится толерантного слова), учителя говорили, что это упростило им жизнь на порядок (под каждый уровень свой подход, свои объемы, своя планка успешности итп), объективно - выросли средние баллы, школа увеличила в разы количество отличников, стали появляться успешные олимпиадники.
Доп.тестирование, на основании которого ребенка поместят в группу с разным уровнем. Это доступно только для опять же непростых школ, т.к. в обычной школе родитель ИМЕЕТ ПРАВО перевести своего ребенка из группы в группу, и никто ему не указ.
Сейчас массовое дифф. обучение считается неэтичным. Для больших городов проблема решается поступлением ребенка в школу, где есть отбор на входе и в процессе обучения (если (!!!) ребенок, конечно, способен и хочет там учиться) - лицеи, спецклассы по направлениям.
Последний раз редактировалось yashin-n 01 авг 2019, 21:04, всего редактировалось 1 раз.
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Основной педагогический форум»