Как научить детей самостоятельно составлять пересказы?

Коммуникативная и другие методики преподавания английского языка, преподавание разным возрастным категориям, обсуждение и выбор учебников, обмен опытом.

Модераторы: JamesTheBond, mikka

Umnaya90
Сообщения: 4045
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 15:31
Благодарил (а): 718 раз
Поблагодарили: 1028 раз

#1

Сообщение Umnaya90 »

1. Ученик 5 класса, в школе Верещагина. Им часто дают большие тексты, например про писателя какого-нибудь, и надо пересказать. Ученик самостоятельно не может составить пересказ, просит составить вместе, а выучит он сам. 2. Ученик 4 класс, диалоги пересказывает легко (разрешаю переформулировать синонимами, главное правильный смысл). А вот с текстами проблема, он начинает учить слово в слово , пытается запомнить сложные конструкции, трудно. Объясняю , что надо составить простыми предложениями общий смысл. Но трудно. Задаёте ли вы пересказы? И как учите , какие стратегии?
Aksamitka
Сообщения: 6463
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 771 раз
Поблагодарили: 3432 раза

#2

Сообщение Aksamitka »

Вообще, пересказу должны учить на уроках русского и литературы.
В началке пересказ на ИЯ - очень трудоемкое действие. Поэтому ученикам легче выучить наизусть текст.
Не понимаю пересказа на ИЯ в началке.

Если б мне пришлось помогать с такой домашкой, то:
1) читаем текст (тут смотреть по ученику: вслух или про себя), лучше озвучкой (это может быть и учитель), возможно, надо будет снять трудности какие-то,
2) работаем над текстом (желательно все говорить полными предложениями):
--- а) вопросы на общее понимание
--- б) верно-неверно (неверные исправить)
--- с) детальные вопросы
3) еще раз читаем текст про себя
4) расставить абзацы в правильном порядке (оригинал закрыт)
5) к каждому абзацу подобрать тезис (предложение) "о чем этот абзац"? Возможно, записать это как план,
6) выписать к каждому пункту плана (абзацу) из текста фразы или отдельные слова, которые передают самое главное для пересказчика. Главное, не целыми предложениями и не всё подряд.
7) Можно еще раз прочитать текст (или абзац, смотреть по ученику) и по составленному плану и опорным словам пересказать.
8) В школе учитель все равно поставит три, потому что не наизусть выучил :))))

Но все это имеет смысл прям здесь и сейчас. Потому что, когда ученик придет на урок, то ему надо заново повторять несколько этапов, чего учитель, конечно же, не будет делать.
Aksamitka
Сообщения: 6463
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 771 раз
Поблагодарили: 3432 раза

#3

Сообщение Aksamitka »

Если к тексту есть какие-то картинки, то можно и их приобщить к работе. Но в Верещагиной я не припомню именно такого типа задания. Там просто картинка для украшения.
Umnaya90
Сообщения: 4045
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 15:31
Благодарил (а): 718 раз
Поблагодарили: 1028 раз

#4

Сообщение Umnaya90 »

Aksamitka пишет: 27 июн 2019, 14:03 Если к тексту есть какие-то картинки, то можно и их приобщить к работе. Но в Верещагиной я не припомню именно такого типа задания. Там просто картинка для украшения.
тексты для пересказа дают не из учебника
April
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:51
Благодарил (а): 351 раз
Поблагодарили: 931 раз

#5

Сообщение April »

Учите выделять главную мысль абзаца, обычно она выражена в первом предложении. Составляется такое саммери. Имхо, сложное задание для началки.
За это сообщение автора April поблагодарили (всего 2):
cherkas, olgerda
Pannda
Сообщения: 438
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 00:09
Благодарил (а): 339 раз
Поблагодарили: 288 раз

#6

Сообщение Pannda »

Ладно, я тут дала 9ому классу на дом пересказ небольшой (текст разобрали вместе на уроке). Не справился ребёнок. Я была в печали. На следующем занятии учились делать пересказ вместе.
За это сообщение автора Pannda поблагодарил:
cherkas
Аватара пользователя
Contemporary
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 24 окт 2018, 21:01
Благодарил (а): 89 раз
Поблагодарили: 88 раз

#7

Сообщение Contemporary »

April пишет: 27 июн 2019, 15:58 Имхо, сложное задание для началки.
Согласна с вами.
По сути что такое пересказ? Это надо изложить текст своими словами, ученик должен не только понять текст, но и коротко рассказать о чем он, при этом не упустив ничего важного. В 4-5 классе дети плохо пересказывают на русском, литературе и прочих уроках, то есть с трудом осознают главные идеи текста. А на английском им еще нужно не на родном языке думать. Это очень сложно для детей.
У меня есть несколько маленьких студентов. Мы при дз на пересказ составляем небольшие рассказики - ребенок пытается перефразировать текст с опорой на текст. С моими подсказкам обычно. Ищем ключевые слова и фразы, берем их, пытаемся оформить из них текст попроще. Потом уже работаем с этим маленьким текстиком. Дальше работаю примерно по плану Aksamitka.
За это сообщение автора Contemporary поблагодарил:
cherkas
OlgaOlga
Сообщения: 2020
Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
Благодарил (а): 1009 раз
Поблагодарили: 886 раз

#8

Сообщение OlgaOlga »

Не совсем по теме, но я, занимаясь с дочкой, начала с ней вместе по-русски составлять пересказ. Она его запоминает и переводит на английский, для нее это довольно легко, рассказы простые. Ничего не пишем совсем при этом, у нас есть отдельные письменные задания по составлению историй по картинкам, но и там мы тот же принцип используем, проговорить от и до по-русски, потом уже самостоятельно написать. Для нее очень важен вот этот этап, озвучить по-русски. А потом она уже довольно уверенно воспроизводит по-английски. До того я пыталась добиться сразу английского варианта, по картинкам, например, или по плану. Но получалось плоховато. В основном, как я поняла, из-за неуверенности, всё-таки. В остальное время урока я на русский не перехожу, только для подобного рода заданий.
За это сообщение автора OlgaOlga поблагодарил:
cherkas
Аватара пользователя
Nezabudka
Сообщения: 567
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 16:48
Благодарил (а): 753 раза
Поблагодарили: 512 раз

#9

Сообщение Nezabudka »

В Oxford Discover 2, где-то в 13-14 модулях не уверена, но что-то за середину, в уроках прямо учат детей находить главную идею абзаца, текста.И вообще, в этом учебнике в каждом юните есть что-то, чему в моем понимании учат на русском и лит-ре (должны), но получается, что мы изучали это вместе с учеником в 4 классе. Вот благодаря этим вставкам - он умеет сам выделить главное в тексте и даже не пересказать, а прямо summary сделать.
Поэтому, Umnaya90, если интересно, можете полистать этот учебник (2 часть) и там найти эти вставки - они идут перед текстами в юнитах. Можно взять только отдельно эту часть из книги, проработать и, я думаю, пересказы у вашего 5-классника, должно улучшиться. Но этому, конечно, нужно прямо выделять время.
За это сообщение автора Nezabudka поблагодарили (всего 4):
Umnaya90, Pannda, Contemporary, Popsicle
Devinette
Сообщения: 937
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 714 раз

#10

Сообщение Devinette »

А зачем именно пересказ в начальной школе? Именно по науке, с сокращением текста и перифразом?
- Арсенал лексики и грамматики в начальной школе настолько мал, что практически ничего ребёнок в тексте изменить не сможет.
- Если мы учимся говорить по теме, то к моменту "пересказа" ребёнок должен уже уметь сам употребить нужную лексику и грамматику. То есть это просто рассказ по памяти, а не пересказ. Можно и опоры дать, чтобы не зубрить факты.
- Если нужно употреблять определённую лексику из текста, то наоборот, ничего перефразировать и сокращать не надо. Наоборот, нужно рассказать максимально близко к тексту. Вызубрить почти. И 8 пунктов от Аксамитки здесь очень даже в тему - только для меня это работа с текстом не только для пересказа.
За это сообщение автора Devinette поблагодарили (всего 2):
Genie, Pannda
Aksamitka
Сообщения: 6463
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 771 раз
Поблагодарили: 3432 раза

#11

Сообщение Aksamitka »

Devinette пишет: 30 июн 2019, 19:24 А зачем именно пересказ в начальной школе?
Жаль, унас на форуме нет школьных учителей началки, которые эти задания задают)
Я так понимаю, что они называют пересказом заучивание текста наизусть.
За это сообщение автора Aksamitka поблагодарили (всего 2):
Devinette, olgerda
Pannda
Сообщения: 438
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 00:09
Благодарил (а): 339 раз
Поблагодарили: 288 раз

#12

Сообщение Pannda »

Моим ученикам из началки задают обычно «выучить», пока пересказ не задавали. И я им просто помогаю выучить наизусть.
Составляем план с опорами и тд. На уроке у одной девочки преподаватель разрешает этими планами пользоваться.
Аватара пользователя
cherkas
Сообщения: 11670
Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
Благодарил (а): 4794 раза
Поблагодарили: 3840 раз

#13

Сообщение cherkas »

Кстати, про наизусть. Насколько вы считаете это полезным? Учить диалоги и тексты, лично ваше мнение. Как часто вы лично задаете и задавали бы такие задания? Задают ли эти задания вследствие нехватки времени на разговорку или потому, что они сами по себе ценны? Иными словами, нужны ли они не в больших группах, когда достаточно времени на спикинг.

Я не считала их полезными, пока не появилась ученица, которой очень много задают наизусть. И результат весьма и весьма. Но это, конечно же, группа, не менее 10 человек, возможно до 15 номинально.
Пружина
Сообщения: 5769
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3379 раз

#14

Сообщение Пружина »

cherkas пишет: 01 июл 2019, 09:36 Насколько вы считаете это полезным?
Я постоянно задаю, причем разное, не только тексты. Стихи, отрывки из книжек, и т.д. Заодно и фонетику проработать можно, и глоссарий. Считаю очень полезным.
За это сообщение автора Пружина поблагодарили (всего 2):
cherkas, Popsicle
EngTutorMarina
Сообщения: 722
Зарегистрирован: 28 ноя 2018, 20:13
Благодарил (а): 409 раз
Поблагодарили: 272 раза

#15

Сообщение EngTutorMarina »

учу Составлять только саммэри. Если текст состоит из 5 абзацев, значит, в саммэри будет 5 предложений, выражающих общую мысль (1 предложение на каждый абзац).
До составления саммэри проводится стандартная работа с текстом. Чтение, пословный перевод, составление Vocab, ответы на вопросы по тексту.
Иногда загодя составляю сама Vocab
Аватара пользователя
Contemporary
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 24 окт 2018, 21:01
Благодарил (а): 89 раз
Поблагодарили: 88 раз

#16

Сообщение Contemporary »

cherkas пишет: 01 июл 2019, 09:36 Насколько вы считаете это полезным? Учить диалоги и тексты, лично ваше мнение. Как часто вы лично задаете и задавали бы такие задания?
Я пока не определилась со своей позицией. Поскольку меня саму так учили, и я четко знаю - со мной это не давало эффекта. У меня есть студенты, которые в школе постоянно учат тексты наизусть. Не могу сказать, что у них уровень выше тех студентов, у которых таких заданий по минимуму.
За это сообщение автора Contemporary поблагодарил:
cherkas
Пружина
Сообщения: 5769
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3379 раз

#17

Сообщение Пружина »

Aksamitka пишет: 30 июн 2019, 20:17 Жаль, унас на форуме нет школьных учителей началки, которые эти задания задают)
А может, есть, но боятся признаться? Линчуют ведь :)
За это сообщение автора Пружина поблагодарил:
Popsicle
Popsicle
Сообщения: 2301
Зарегистрирован: 16 сен 2018, 21:24
Благодарил (а): 1579 раз
Поблагодарили: 458 раз

#18

Сообщение Popsicle »

[mention]Aksamitka[/mention] , почему нет? Есть такие. И даже больше вам могу сказать: бывших не бывает:)) Я точно помню, что именно так мы и учили детей в, не побоюсь этого слова, элитной языковой гимназии с обязательными экзаменами по языку, призовыми олимпиадами, ЕГЭ и проч. Не могу сказать, что не было школ, которые бы превосходили нас по 100 баллов ЕГЭ в отдельные года, впрочем. Но, несмотря на это, к подобным заданиям дети были готовы с самой началки. Тексты, разумеется, были не очень большие и чуть выше средней сложности, рассчитанные на одарённых/способных к обучению детей. 90% справлялись. В чём я вижу плюс таких заданий: с младых ногтей закладывается внушительный пассив (если кому-то так понятнее, пул из collocations and chunks), задел на будущий fluent speaking, т.к. по факту эти тексты заменяли нам в началке Home Reading, в котором смысла без пересказа убывает многократно, если не полностью вообще.

Конечно, я не буду спорить с тем, что подобный пересказ не способствует развитию communication skills. У него другие задачи. Из серии: "Как научиться плавать?..."
За это сообщение автора Popsicle поблагодарил:
olgerda
Popsicle
Сообщения: 2301
Зарегистрирован: 16 сен 2018, 21:24
Благодарил (а): 1579 раз
Поблагодарили: 458 раз

#19

Сообщение Popsicle »

Да, ещё (вот сейчас в меня точно полетят тапки адептов коммуникативного метода): во главу угла ставилась GRAMMAR ACCURACY.

И вы знаете, никто не жаловался. Родители-выпускники означенной гимназии приводили туда учиться своих детей. В моей практике, можно сказать, единичный случай, когда в учебном заведении обеспечивалась преемственность.
За это сообщение автора Popsicle поблагодарил:
Hannah
Aksamitka
Сообщения: 6463
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 771 раз
Поблагодарили: 3432 раза

#20

Сообщение Aksamitka »

Popsicle, я тоже так училась, ещё и топики рассказывала.
Но сейчас по ФГОС и для ЕГЭ, ОГЭ совершенно другие навыки нужны.
И я не понимаю, как пересказ в них вмещается. Причем пересказом этим долбят в основном Верещагинцев, которые в наше время не проходят первичный отсев при поступлении в школу.

По другим учебникам слышала только диалоги наизусть рассказывают, но не пересказ.


И ещё вопрос такой: каким был этот пересказ ваших учеников в началке? По классам, если можете, разделите. Это было заучивание наизусть с пропусками слов/предложений?
Был там именно пересказ?

Я училась на учителя дошкольных учреждений и общей школы. Так вот нам (почти 20 лет назад) на методике говорили, что в современных методах нет прямой проверки домашнего задания и пересказа.

Как вы готовили к этому
заданию учеников? Тема как раз об этом, поделитесь, пожалуйста.
Пружина
Сообщения: 5769
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3379 раз

#21

Сообщение Пружина »

Aksamitka пишет: 10 июл 2019, 22:07 на методике говорили, что в современных методах нет прямой проверки домашнего задания
Как интересно. Т.е. то, что сейчас учителя пытают детей домашним заданием по 3\4 урока, - это так не должно быть? Что такое эта прямая проверка? Расскажите, пожалуйста.
Aksamitka
Сообщения: 6463
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
Благодарил (а): 771 раз
Поблагодарили: 3432 раза

#22

Сообщение Aksamitka »

Пружина пишет: 10 июл 2019, 22:32 Что такое эта прямая проверка? Расскажите, пожалуйста.
Это когда задали на дом упражнение на грамматику или лексику, а на уроке давай это же упражнение хором проверять.
То есть даже в плане нельзя писать этап урока "проверка д/з", если хочется проверить правильность выполненного упражнения, то надо подготовить аналогичное (но не то же самое) или провести проверку другим способом, вплетая ее в какой-то этап урока. Но основной посыл сводился к тому, что письменные задания проверяются учителем либо после урока, либо в то время, пока дети делают какое-то другое самостоятельное задание.
Если домашка состояла в зубрежке диалога, то этот этап шел под названием "развитие навыков диалогической речи". Естественно, нельзя было весь урок слушать диалоги, а ученикам при этом ничего не делать. Надо было придумывать им задания на то время, пока они не отвечают свой диалог.
Пружина пишет: 10 июл 2019, 22:32 Т.е. то, что сейчас учителя пытают детей домашним заданием по 3\4 урока, - это так не должно быть?
Получается, не должно быть. А деле выходит так, что текст задали на дом, лексику задали на дом, диалог задали на дом. Все это с репетиром или с родителем дети выучили, а учителю только и остается, что весь урок проверять.
За это сообщение автора Aksamitka поблагодарил:
EngTutorMarina
Пружина
Сообщения: 5769
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3379 раз

#23

Сообщение Пружина »

Aksamitka,
Для меня (человека, абсолютно с этой дисциплиной не знакомого) звучит совершенно логично, что нельзя проверять у одного, чтобы остальные десять валяли дурака. Для чего же урок, собственно дан - не для того же, чтобы основная часть ничему не училась. И я бешусь всякий раз, когда мне мои ученики рассказывают, как учительница в школе нудит по 40 минут, размазывая проверку домашнего задания. Но то, что, оказывается, это было регламентировано еще в вузе, - для меня приятная новость. Спасибо :))
Popsicle
Сообщения: 2301
Зарегистрирован: 16 сен 2018, 21:24
Благодарил (а): 1579 раз
Поблагодарили: 458 раз

#24

Сообщение Popsicle »

[mention]Aksamitka[/mention] ,
Во-первых, вы как-то нервничаете, услышав фамилию Верещагиной. Что с ней не так?:) И, почему-то, огульно называете всех учеников этого автора "Верещагинцами, не проходящими отсев". Какой отсев? Куда?
Ученики, с которыми работала я и мои коллеги, напомню, из языковой гимназии, поступают в ведущие ВУЗы страны и не только. Поимённо всех перечислять, к сожалению, не имею полномочий:) Какой отбор и куда не прошли дети, о которых говорите вы, мне неизвестно, и оправдывать я никого не собираюсь.

Вы несколько резко вырулили на ФГОС. Ок, извольте: Верещагина 2012 (второй класс, белая) самая что ни на есть ФГОСная (версии для 2012 года.) Дальнейшая судьба издания мне неизвестна, да и, откровенно говоря, о ФГОС как о таковом
а) речи изначально не было (речь о том, как научить пересказывать вообще - старт-топик изначально об этом);
б) расчудесные предписания в рабочих школьных программах на бумаге только и остаются, если речь об обычной школе. Мне очень, очень жаль, но реальность такова, какова она есть. В простой школе задачи перед учителем (реальные) вообще несколько иные: как удержать готовых с цепи сорваться подростков в количестве 25+ человек, половина из которых имеет явные или скрытые проблемы с психическим и общим развитием и грозит если не в учителя учебником запустить, то, в лучшем случае, сломать парту или выпрыгнуть вместе с учебником в окно со второго (а то и с третьего) этажа.

Какая сейчас в НЕИЗВЕСТНЫХ МНЕ ШКОЛАХ Верещагина и почему - мне неизвестно, и попрошу к ответу за данный факт меня не призывать. Я тут совершенно не при чём)))

Я всего лишь учила прекрасных малышей говорить на красивом и правильном английском, современным языком, по возможности, с хорошим произношением и обязательно(!) чистой грамматикой. На этапе, когда учащиеся ещё только подбираются к владению языком, это важно и, пожалуй, это основная задача на данном этапе - научить и задриллить accuracy. И только после её усвоения на уровне рефлексов, а не просто навыков перечисления экзотических животных и фруктов вперемешку с артиклями и без, с флексиями где попало и как придётся, они могут впоследствии успешно сдавать языковые экзамены, ФГОС-ные или нет. Большего в мои задачи на данном этапе не входило.

Естественно, с текстом работали до этого урок или два. При условии, что дети его перевели и поняли (что практически всегда выполнялось.) Все "удалить слова/пропустить предложения" (условно) выполнялись, вопросы к тексту - must. Причём, по окончании пересказа тоже, в рандомном порядке. Зачем? Контроль понимания,исключить зазубривание и, опять же, проконтролировать grammar accuracy. (За нами, учителями, в этом плане следили, и достаточно жёстко, должна вам сказать (за что педагогам огромное спасибо - сделали из нас, вчерашних студентов, людей)
Из минусов: У меня лично минус был в том, что не было иллюстрации к тексту, по которой пересказывать было бы легче. Но это в силу того,что просто технически не было возможности подобрать такую картинку. Плюс мой перфекционизм (картинка должна быть ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ, как в учебнике) и осознание "пользы" изображений, взятых "от балды". Лучше вообще никак, чем так.
Разумеется, везде, где можно, дети описывали любимцев по фото или приносили игрушки. Мы же не изверги:))

И так 5 дней в неделю) С пятого класса - 6 часов английского в неделю, в старших 7 и более. И, само собой, результат. Как в простых школах это осуществить, я не знаю.

Группы не более 10 человек. Оазис:))))

UPD: Speaking of speaking, преподаватели забыли о таком явлении, как подготовленная/неподготовленная речь? Коммуникатив эппрэуч подразумевает только неподготовленную речь - и куда с ней? Более-менее осмысленное, содержательное высказывание получится построить? Минимум спикинга, который проверяется в ЕГЭ я не считаю достаточным, кстати. А темы третьей части Говорения ОГЭ добрая половина от безысходности просто зазубривает, просто потому, что для этого есть все условия.
За это сообщение автора Popsicle поблагодарили (всего 3):
Omchak, Hunter, Hannah
Пружина
Сообщения: 5769
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 3379 раз

#25

Сообщение Пружина »

Popsicle пишет: 11 июл 2019, 01:26 нервничаете, услышав фамилию Верещагиной. Что с ней не так
Видите ли, (это мое субъективное понимание, конечно) - Верещагина и была задумана для таких школ, как ваша. Чтобы был подбор детей, чтобы было большое количество часов, учителя, которые умеют преподать и родители, которые эту же школу прошли и умеют дома поддержать.

Сейчас же Верещагина означает дополнительную головную боль для репетиторов, т.к. ее берут в школах, где ни контингент детей, ни расчасовка не способствуют правильному и углубленному изучению языка. Отбор, который упоминала [mention]Aksamitka[/mention] , - это, как я понимаю, тот самый отбор по способностям, а не по амбициям родителей и их кошельку, который осуществляется сейчас в любой школе, опрометчиво наименовавшей себя гимназией. К сожалению, компетенция учителей в таких школах тоже вызывает массу вопросов, потому что ко мне из таких школ приходят хорошие и умные дети, у которых не то, что accuracy, элементарной фонетики нет. Зато есть бойкость в качестве замены знаниям.
Вам просто повезло, и вы просто не знаете окружающего пейзажа, а коллегам приходится сталкиваться с результатами преподавания по Верещагиной, и не всегда эти встречи приятны :)
За это сообщение автора Пружина поблагодарил:
Popsicle
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Основной педагогический форум»