Преподавание английского, с чего начать.

Как начать преподавать, как провести первый урок, рекомендации по литературе для начинающих преподавателей.

Модераторы: JamesTheBond, mikka

Vicky
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:33
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 7 раз

#1

Сообщение Vicky » 01 мар 2018, 15:31

Классно, что у нас появился новый форум. И здорово, что сделали подфорум специально для новичков.

Поскольку теперь читать архив форума никого не отправишь :) , напишу сюда FAQ для начинающий преподавателей.
Итак, с чего начать?

1) Поиск учеников
Если вы решили стать репетитором, но у вас совсем нет опыта, попробуйте предложить свои услуги знакомым и знакомым знакомых. Объясните, что вы - начинающий репетитор, поэтому готовы дать хорошую скидку для первых учеников. Совсем бесплатно предлагать свои услуги не стоит - многих это просто отпугнёт. Интернет, доски объявлений, локальные форумы, группы в соцсетях - это всё тоже можно использовать для поиска.

2) Какие услуги предлагать.
Не стоит сразу браться за сложные заказы вроде подготовки к экзаменам, краткосрочных интенсивных программ или курсов по специальности. Попробуйте начать с самого простого: помощи школьникам по выполнению домашних заданий. Это позволит вам наработать первый учительский опыт. Так же продумайте, как/где вы будете проводить занятия, у себя, у ученика, где-то на нейтральной территории или по скайпу. Ну и определитесь с возрастной группой учеников: дошколята, начальная школа, средняя школа, старшеклассники или взрослые. В работе с каждой возрастной группой есть свои особенности.

3) Первая встреча с учеником.
Во время первой встречи с учеником расскажите о себе, выслушайте ученика, его пожелания к урокам и цели обучения. Это называется needs analysis. Он может быть довольно подробным. В интернете можно найти специальные опросники с готовыми вопросами, а можно составить свой. И конечно же, нужно проверить уровень ученика, если он не совсем с нуля. Для этого можно попросить его прочитать вслух какой-то незнакомый текст (но не слишком сложный и соответствующий возрасту) и/или использовать какой-то placement test.

4) Выбор учебника.
Если вы просто помогаете по школе, то можно оставить школьный учебник в качестве основного, но тщательно изучить все его компоненты и использовать те, что в школе на уроках учитель брать не успевает (тесты, рабочую тетрадь, аудио, игровые диски, сборники дополнительных упражнений, ридеры и т.п.), можно так же подключить дополнительно грамматические сборники для детей, мультфильмы, песни, игры. Но базировать всё это на материале вашего основного УМК, то есть, на школьном учебнике. Так же необходимо изучить каталоги ведущих современных издательств (CUP, OUP, Macmillan, Heinle, National Geographic, Pearson Longman, Collins, etc), ознакомиться с их пособиями для интересующей вас возрастной группы.

5) Как провести первый урок
Как правило, первые несколько уроков учитель продолжает изучать возможности своего нового ученика. Подготовьте задания разных типов и уровней сложности, подберите карточки со словами/картинками (6-8 шт.), придумайте или найдите несколько fun activities с этими карточками. Подготовьте небольшой текст, с которым можно поработать на уроке. Если ученик совсем слабый и не умеет даже читать, продумайте блок по обучению чтению. Для него можно использовать Remedial Reading Drills, тренажёр Русиновой, учебник Скульте и т.д. Помните, что чем младше ученик, тем чаще нужно менять виды деятельности на уроке.

6) Вопросы оплаты и посещаемости.
Решите, как вы будете принимать оплату, поурочно, понедельно, за две недели или за месяц. Продумайте политику отмен и переносов: за какой срок вас должны предупреждать об отменах и каким образом (звонком, смской, емейлом), договоритесь обо всех условиях в начале сотрудничества. Будьте готовы к тому, что в сезон простуд дети будут часто болеть, продумайте, как вы будете компенсировать пропуски: делать перерасчёт в следующем месяце или приглашать на отработки. Не рассчитывайте на 100% посещаемость и такой же доход. Отмены всё равно будут, мы ведь работаем с людьми. Скорее всего, при правильной организации своего труда, вы будете терять не более 10-15% дохода. При этом, о пропусках вас будут уведомлять заранее, и вы сможете планировать своё время. Ну а что касается бюджета, то летом у репетиторов либо простой, либо сильное снижение нагрузки, а значит и дохода. Подготовьтесь заранее. В течение учебного года откладывайте 10-15% дохода на период летнего простоя.

7) Профессиональное развитие.
Займитесь повышением квалификации. Сдайте международный экзамен (FCE, CAE, CPE), чтобы подтвердить свой уровень владения английским языком. Так же хорошо пройти курсы для преподавателей по методике (TKT, CELTA, DELTA). Не забываем так же о чтении методической литературы, например, серия How to teach... .
За это сообщение автора Vicky поблагодарили (всего 5):
April, Hunter, Yety, Katee, Thesaurus tpz

Аватара пользователя
September
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
Благодарил (а): 264 раза
Поблагодарили: 834 раза

#2

Сообщение September » 02 мар 2018, 13:37

У меня тоже несколько мыслей, которыми хочется поделиться c теми, кто стоит в начале пути. (Для тех, кто планирует работать с детьми)


Если у ребенка слабые способности, плохая память, отсутствие навыка учиться, это его беда, а не вина. Если такой ребенок вызывает раздражение, лучше с ним не работать.

Если ребенок не знает о нормах вежливости и ведет себя неадекватно, это тоже беда - его и его семьи. Здесь главное спросить себя, хотите ли вы решать эти проблемы и брать на себя роль психолога.

В начале работы очень важно выяснить ожидания родителей. Иногда они абсолютно нереалистичны. Но, в любом случае, лучше обсудить все подробно. Если родитель ждет, что первоклассник "через год будет свободно говорить на языке", что под этим подразумевается? Возможно, для родителя "свободно говорить" - это сказать пару фраз о себе и описать картинку (реальный случай из моей практики)).

Будьте осторожны, если возьметесь за случай "помощи с домашкой", когда ученик сильно отстает от школьной программы. Такая работа может закончиться горьким разочарованием для обеих сторон.

И, наконец, совершенно точно не стоит браться преподавать детям исключительно ради денег. Дети прекрасно чувствуют, нравится ли нам с ними работать и отвечают взаимностью :)
За это сообщение автора September поблагодарили (всего 4):
life-long learner, April, Hunter, Katee

Аватара пользователя
LittleQT
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:15
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 11 раз

#3

Сообщение LittleQT » 02 мар 2018, 14:58

Я бы еще добавила, что если преподаватель или родители хотят идти по своей программе (не по школьному учебнику), то не стоит опираться на то, в каком классе учится ребенок (очень часто, владение английским не зависит от этого). Сначала следует провести тестирование, выяснить цели, а потом на основании полученной информации подбирать УМК.
За это сообщение автора LittleQT поблагодарил:
April

Аватара пользователя
SanaMi
Сообщения: 305
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 00:12
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 255 раз

#4

Сообщение SanaMi » 03 мар 2018, 00:39

Добавлю и от себя.

1. Стоит обязательно прислушиваться к клиентам, но не стоит идти у них на поводу и плясать под их дудку. Очень часто ученики хотят и требуют невозможного. Не стесняйтесь в случаях неадекватных требований и поведения говорить себе и им, что Вы профессионал (пусть и начинающий) и Вы все же знаете, как и что нужно делать.
2. Если Вы в самом начале пути, не мудрите! Берите проверенный УМК, читайте книгу учителя - там все есть. Не изобретайте велосипед и не усложняйте себе жизнь выдумыванием супер-индивидуального курса с нуля, если Вы только начинаете.
3. Уважайте себя. С неадекватами лучше сразу вежливо прощаться, как бы ни нужны были деньги.
За это сообщение автора SanaMi поблагодарили (всего 3):
April, Hunter, Princess Leopoldina

Vicky
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:33
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 7 раз

#5

Сообщение Vicky » 03 мар 2018, 13:04

Наверное, в эту же тему стоит добавить про уровни изучения иностранного языка.
Изображение
Описание каждого уровня.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0 ... 0%BE%D0%BC
И ответ на самый любимый вопрос всех времен и народов: сколько нужно времени, чтобы выучить английский?
https://support.cambridgeenglish.org/hc ... ning-hours
За это сообщение автора Vicky поблагодарили (всего 2):
April, Hunter

life-long learner
Сообщения: 159
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 20:22
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 60 раз

#6

Сообщение life-long learner » 04 мар 2018, 18:21

September пишет:
02 мар 2018, 13:37
Если у ребенка слабые способности, плохая память, отсутствие навыка учиться, это его беда, а не вина. Если такой ребенок вызывает раздражение, лучше с ним не работать.
+1
(пока могу писать в разделе для преподавателей)

Аватара пользователя
Belka_Teacher
Сообщения: 1173
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:19
Благодарил (а): 1021 раз
Поблагодарили: 371 раз

#7

Сообщение Belka_Teacher » 04 мар 2018, 20:13

life-long learner, чтобы не флудить с +1, есть кнопочка "палец вверх".
За это сообщение автора Belka_Teacher поблагодарили (всего 3):
Bobcat, Apple Pinkie Pie, mssunlight

Пружина
Сообщения: 546
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 19:36
Поблагодарили: 412 раз

#8

Сообщение Пружина » 04 мар 2018, 20:41

Я добавлю: пожалуйста, будьте ответственны. Осознайте, что преподавание английского - это не халтурка удобная, не приработок, а вмешательство в чью-то судьбу. И от того, как вы будете к своей новой профессии относиться, очень многое будет зависеть не только в вашей жизни, но и в жизни ваших учеников. Самый ценный ресурс - это время. Если вы будете работать плохо, неумело, не будете готовиться к урокам и не будете стараться вложить в ваш урок все ваши умения, навыки, знания и душу, то ваши ученики потеряют драгоценные часы, которые они смогли бы провести с пользой для изучения языка, окажись они у другого, более квалифицированного человека.

Отсутствие высокого уровня знания языка - не порок. Но отсутствие желания совершенствоваться и ответственности за порученное дело - это действительно путь в никуда.
За это сообщение автора Пружина поблагодарили (всего 15):
Xander, Marygold, ThinkingOutLoud, VinJu, flicka, Belka_Teacher, Kenga, Oxmy, April, Koalla и ещё 5

Аватара пользователя
Juliemiracle
Сообщения: 835
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 18:25
Благодарил (а): 220 раз
Поблагодарили: 585 раз

#9

Сообщение Juliemiracle » 04 мар 2018, 23:58

Добавлю сюда еще таблицу с расчасовкой, популяризированную NasturciaPetro:
https://drive.google.com/file/d/0B7rTHG ... sp=sharing
Тут учитываются часы в зависимости от того, индивидуальные ли это занятия или групповые.
+ разбивка по часам на сами уроки, д/з и языковую практику.
За это сообщение автора Juliemiracle поблагодарили (всего 2):
April, Jane

Аватара пользователя
Juliemiracle
Сообщения: 835
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 18:25
Благодарил (а): 220 раз
Поблагодарили: 585 раз

#10

Сообщение Juliemiracle » 05 мар 2018, 00:08

А для любителей серьезного чтения ссылки на подробнейшее описание уровней:
A2 - https://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Waystage_CUP.pdf
B1 - https://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Th ... el_CUP.pdf
B2 - https://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Vantage_CUP.pdf
согласно CEFR. Если я не ошибаюсь, их приводила Anastasia в одном из обсуждений.
Там можно найти, что должен уметь делать на определенном уровне учащийся с конкретизацией по различным ситуациям (contexts), навыкам и умениям (reading, listening, speaking, writing), а также по разным языковым параметрам (vocab, grammar, pron).
За это сообщение автора Juliemiracle поблагодарили (всего 10):
Aksamitka, Belka_Teacher, Kenga, Lorraine, Marygold, April, SanaMi, Hunter, Apple Pinkie Pie, Mary May

Аватара пользователя
Juliemiracle
Сообщения: 835
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 18:25
Благодарил (а): 220 раз
Поблагодарили: 585 раз

#11

Сообщение Juliemiracle » 05 мар 2018, 19:59

Еще одна полезная ссылка для преподавателей, если они хотят посмотреть, какая лексика или грамматика примерно должны быть в активе у учащегося на определенном уровне:
http://vocabulary.englishprofile.org/st ... about.html
http://www.englishprofile.org/english-grammar-profile
Требует регистрации.
Данные собираются из ответов на кэмбриджских экзаменах (и связанных с ними некоторых региональных, видимо).
За это сообщение автора Juliemiracle поблагодарили (всего 5):
April, Aksamitka, Lorraine, Розовый слон, Mary May

Аватара пользователя
Belka_Teacher
Сообщения: 1173
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:19
Благодарил (а): 1021 раз
Поблагодарили: 371 раз

#12

Сообщение Belka_Teacher » 06 мар 2018, 11:05

Juliemiracle, а это не у Вас ли была табличка соответствия уровней CEFR тем уровням, которые пишутся на учебниках? Elementary, Intermediate и т.д.? Можете ее здесь разместить?

Аватара пользователя
Juliemiracle
Сообщения: 835
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 18:25
Благодарил (а): 220 раз
Поблагодарили: 585 раз

#13

Сообщение Juliemiracle » 06 мар 2018, 11:13

Belka_Teacher,
наверное, нет (или я не понимаю о чем речь).
Но вообще:
A0 - полный начинающий, не знает даже латиницу, нужен вводный курс до начала зарубежного учебника.
A1 - учебник Starter/Beginner
А2 - учебник Elementary
A2+ (вроде принято в Express Publishing)/B1/B1.1 - учебник Pre-Intermediate
B1 (см. Express Publ)/B1+/B1.2 - учебник Intermediate
B2 - учебник Upper Intermediate
C1 - учебник Advanced
C2 - учебник Proficiency
Типа такого?
+ в каждом издательстве свои фишки. У кого-то A2 захватывает весь А1 и дополняет А2 сверху. У кого-то Intermediate заходит немного в B2 и пр. Обычно на форзацах учебников такие таблички рисуют по своему издательству. Например, у face2face на оборотной стороне SB такие таблички есть, и у других учебников тоже.
За это сообщение автора Juliemiracle поблагодарили (всего 3):
Belka_Teacher, LittleQT, OlikaNika

Constantine
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 06 мар 2018, 11:09
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 4 раза

#14

Сообщение Constantine » 06 мар 2018, 11:34

Спасибо. Как раз занялся преподаванием английского школьникам. Два ученика 4 класса, занимаются английским со 2-го, учебник еще не видел. Читать не умеют (по рассказам родителей), где взять эти Remedial Reading Drills, тренажёр Русиновой, учебник Скульте?

(Как вы думаете В1/В1+ у учителя будет достаточно для них?)

Tamamchik
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 05 мар 2018, 14:57
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 1 раз

#15

Сообщение Tamamchik » 06 мар 2018, 17:50

Constantine, Remedial Reading Drills - http://donpotter.net/pdf/remedial_reading_drills.pdf
За это сообщение автора Tamamchik поблагодарил:
Constantine

Аватара пользователя
Belka_Teacher
Сообщения: 1173
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:19
Благодарил (а): 1021 раз
Поблагодарили: 371 раз

#16

Сообщение Belka_Teacher » 06 мар 2018, 18:58

Constantine пишет:
06 мар 2018, 11:34
(Как вы думаете В1/В1+ у учителя будет достаточно для них?)
В зависимости от Вашего произношения. Если оно очень хорошее, то B1 по лексике/ грамматике еще терпимо (но, очень надеюсь, Вы стремитесь к лучшему). Если на уровне ху из он дьюти тудей, то мне бы лично совесть не позволила. Ну и опять же, это B1 по он-лайн тестам, или всю грамматику уровня B1 используете в речи, не совершая ошибок.

Аватара пользователя
Juliemiracle
Сообщения: 835
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 18:25
Благодарил (а): 220 раз
Поблагодарили: 585 раз

#17

Сообщение Juliemiracle » 06 мар 2018, 19:54

Belka_Teacher,
смотря что подразумевается под В1. Т.к. человек написал B1/B1+, то я полагаю, что там имеется в виду диапазон Pre-Intermediate - Intermediate. И если Pre, то это что-то совсем печально.
За это сообщение автора Juliemiracle поблагодарили (всего 2):
Belka_Teacher, LittleQT

Joy81
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 15:45
Благодарил (а): 85 раз
Поблагодарили: 33 раза

#18

Сообщение Joy81 » 10 мар 2018, 17:21

Где-то промелькнула фраза, что начинающим преподавателям лучше начинать с проверенных учебников. А какие это линейки? (Понятно, что из них надо выбирать по возрасту, уровню, цели, и др).
Предположу (прошу исправить / дополнить): Family and Friends, Project, Solutions, In Touch, Speak Out?
За это сообщение автора Joy81 поблагодарил:
Belka_Teacher

Аватара пользователя
September
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
Благодарил (а): 264 раза
Поблагодарили: 834 раза

#19

Сообщение September » 10 мар 2018, 18:54

Joy81

Я думаю, список "проверенных" учебников будет таким огромным, что лучше сразу пользоваться этим списком - https://www.eflbooks.co.uk/browse.php
За это сообщение автора September поблагодарили (всего 3):
April, Aksamitka, Joy81

Аватара пользователя
September
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:56
Благодарил (а): 264 раза
Поблагодарили: 834 раза

#20

Сообщение September » 10 мар 2018, 19:22

Joy81

P.S. Понятно, что выбрать учебник - сложно.

Но я бы такого алгоритма придерживалась:

- Читаю, что про учебники пишут коллеги, сравниваю.
- Изучаю, какие есть ресурсы к учебнику. Хороший resourse pack существенно облегчает задачу.
- Смотрю, сколько в учебнике материалов на отработку лексики, грамматики, сколько аудирования. (Для меня важнее всего, пожалуй, наличие большого количества аудирования, потому что лексику можно легко отработать и без наличия упражнений, материалов по грамматике предостаточно на любую тему, а подыскивать подходящее аудирование к каждому уроку - дополнительная головная боль)
- иногда проделываю с учеником упражнения из разных учебников, смотрю, что больше подходит, что интересней
- делаю выбор и покупаю :)
За это сообщение автора September поблагодарили (всего 3):
April, Joy81, helsm

Cabman
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 16:06
Благодарил (а): 311 раз
Поблагодарили: 123 раза

#21

Сообщение Cabman » 11 мар 2018, 02:16

Еще хотелось бы добавить: при прочих равных я выбираю учебник, все ресурсы или почти все ресурсы к которому есть в сети, потому как не всегда есть возможность покупать дорогостоящие книги для учителя и пр. Те же WB и GB я всегда только распечатываю, покупаю только SB.

Аватара пользователя
SanaMi
Сообщения: 305
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 00:12
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 255 раз

#22

Сообщение SanaMi » 11 мар 2018, 12:50

Вот еще что важно. Даже на начальных уровнях должно быть говорение, и еще его должно быть относительно много, а не так, что "сначала сделаем 250 упражнений из мерфи и будем надеяться, что ученик сам заговорит после этого". Если Вы берете учебник из списка выше, то нужно делать и упражнения на говорение, какими бы скучными и бесполезными они бы ни казались - это важно.

Помню себя в начале пути, думала именно так, что говорение начинается только после 850 лет упорного задрилливания и совершенствования грамматики. С ужасу своему, до сих пор встречаю учителей с большим опытом преподавания, которые считают точно так же,как и я когда-то.
За это сообщение автора SanaMi поблагодарили (всего 5):
Belka_Teacher, April, oy uchilka, Jolly Roger, A problem-solver

Constantine
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 06 мар 2018, 11:09
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 4 раза

#23

Сообщение Constantine » 13 мар 2018, 07:54

Пообщался с учениками, в школе спотлайт, знаний ноль. В полной растерянности, думал хоть что-то знают. Но нужно учить и алфавит с транскрипцией. Remedial Reading Drills скачал-посмотрел.

У меня Intermediate есть, понемногу готовлюсь к FCE.

Аватара пользователя
JamesTheBond
Сообщения: 2184
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
Благодарил (а): 357 раз
Поблагодарили: 434 раза

#24

Сообщение JamesTheBond » 13 мар 2018, 17:13

Vicky пишет:
01 мар 2018, 15:31
5) Как провести первый урок
А есть ли какие-то видео на это счет? Например, видео с показательными уроками в школе я видел. А кто-то из репетиторов не делал что-либо подобное?

Vicky
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:33
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 7 раз

#25

Сообщение Vicky » 13 мар 2018, 21:51

JamesTheBond пишет:
13 мар 2018, 17:13
Vicky пишет:
01 мар 2018, 15:31
5) Как провести первый урок
А есть ли какие-то видео на это счет? Например, видео с показательными уроками в школе я видел. А кто-то из репетиторов не делал что-либо подобное?
Я видео не снимала. Только демо-уроки для родителей проводила.

Ответить

Вернуться в «Начинающим преподавателям»