Переход лексики и грамматики на уровне В2 из пассива в актив

Коммуникативная и другие методики преподавания английского языка, преподавание разным возрастным категориям, обсуждение и выбор учебников, обмен опытом.

Модераторы: JamesTheBond, mikka

OlgaOlga
Сообщения: 2019
Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
Благодарил (а): 1009 раз
Поблагодарили: 886 раз

#1

Сообщение OlgaOlga »

Коллеги, поделитесь пожалуйста приёмами усложнения активного вокабуляра и грамматических конструкций в речи учеников (речь идет об индивидуальных занятиях, при этом в моей практике проблема касается нескольких учеников). Например, Gateway B2. Ученики работают успешно, лексика в фокусе по темам запоминается. Грамматика тоже идет отлично. Но собственная речь не вполне соответствует уровню, есть стремление к упрощенности. (Например, вместо I find it more convenient просто It's better for me, вместо amazed используется very surprised, подобные вещи). Как бы наиболее эффективно использовать учебник? Мне всё кажется, что не по максимуму использую возможности курса.
Аватара пользователя
Contemporary
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 24 окт 2018, 21:01
Благодарил (а): 89 раз
Поблагодарили: 88 раз

#2

Сообщение Contemporary »

OlgaOlga пишет: 12 май 2019, 18:33 есть стремление к упрощенности
мне кажется, стремление к упрощенности есть у многих студентов вне зависимости от уровня. При этом и желание с ним бороться - есть у студентов разных уровней :)
У моих студентов тоже присутствует эта проблема. Постою послушаю более опытных коллег.
За это сообщение автора Contemporary поблагодарил:
OlgaOlga
Аватара пользователя
JamesTheBond
Сообщения: 4991
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 871 раз

#3

Сообщение JamesTheBond »

OlgaOlga пишет: 12 май 2019, 18:33 Но собственная речь не вполне соответствует уровню, есть стремление к упрощенности.
Я бы тут заметил, что речь нэйтивов обычно резко отличается от многих русских именно "упрощенностью", т.е. где наш растянет фразу на две строчки, у них гораздо короче.
Но, действительно, в какой-то момент обычно речь "окукливается", когда уже достаточно слов, чтобы сказать почти все. Думаю, только принудительная вставка в свою речь дополнительных чанков. Т.е. если нужно вот это I find it more convenient, то и вставлять такие вещи в тренировочную речь. Сами же выражения там не появятся, если уже есть похожие фразы.
За это сообщение автора JamesTheBond поблагодарил:
WorkingAnt
Verba
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 21:32
Благодарил (а): 356 раз
Поблагодарили: 282 раза

#4

Сообщение Verba »

На старом форуме Anastasia описывала технику hidden agenda. Точно не смогу воспроизвести, но расскажу, во что она трансформировалась у меня. Прошу учеников выписать 3-5-10 понравившихся выражений на листок. Они могут в него подсматривать по мере необходимости и в течение урока постараться их как можно чаще задействовать в речи (максимально naturally). Чтобы добавить элемент игры, мне они этот листок могут не показывать, тогда я должна угадать, какие фразы они пытались активно использовать (аналогично можно развлекаться в группе - либо студенты сами выбирают фразы, либо получают от меня секретную бумажку с 1-2-3 выражениями, а другие должны угадать потом, какие фразы были у них в списке). На следующем уроке проделываем то же самое, и еще, и еще... Вуаля, выражения входят в речь.
Хорошо помогает описывать картинки, тоже привлекая как можно больше выбранных фраз. Про себя почему-то труднее получается, а про "того парня" с картинки гораздо легче ))
Можно попросить придумать мини-историю, которая как раз должна заканчиваться желаемым выражением (ученик рассказывает, а вы угадываете, что нужно сказать в конце). Или написать историю, использовав как можно больше фраз (но здесь осторожнее, не у всех получается. И чем длиннее история, тем больше там косяков).
И хвалить!!! Хвалить без устали учеников за то, что они используют новые выражения. Даже взрослые очень ценят, когда их усилия поощряют)
За это сообщение автора Verba поблагодарили (всего 6):
OlgaOlga, QwestDay, cherkas, Contemporary, Pannda, Marta Key
OlgaOlga
Сообщения: 2019
Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
Благодарил (а): 1009 раз
Поблагодарили: 886 раз

#5

Сообщение OlgaOlga »

JamesTheBond, в своё время, будучи студенткой инфака, начала активно работать с американцами. Переводила, общалась практически ежедневно. Стала стремиться именно к упрощенности речи. Мне стало казаться, что на инфаке меня научили говорить примерно так: "С точки зрения банальной эрудиции вы игнорируете тенденции парадоксальных эмоций, но это не является доминирующей субстанцией человеческих отношений..."))) В общем стала речь упрощать. Нахваталась клише, научилась смол-току, довольно много лет язык свой делала максимально нейтивным и в России, и во время поездок в Америку на долгий период. А теперь учеников стремлюсь привести к тому, от чего убегала.) Если серьезно, то действительно наверное нужно какие-то устойчивые выражения выписывать, распечатывать и давать задание их использовать, монологи составлять с ними и т.п. Никогда такой работы не делала, думаю, как бы этот процесс систематизировать, сделать частью обучения по определенному умк. Может, есть у кого-то методические лайфхаки.
OlgaOlga
Сообщения: 2019
Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
Благодарил (а): 1009 раз
Поблагодарили: 886 раз

#6

Сообщение OlgaOlga »

Verba, огромное спасибо! Отличные идеи. Попробую воплотить.
WorkingAnt
Сообщения: 2230
Зарегистрирован: 26 фев 2019, 16:47
Благодарил (а): 6980 раз
Поблагодарили: 1979 раз

#7

Сообщение WorkingAnt »

Мне кажется, единственный метод - это очень много практики: перевод, работа с текстом, составление к нему вопросов, игра в журналиста, пересказ, работа в парах на «проверь сколько выражений я использовал», перифраз (очень нужная штука для экзаменов), составление параграфов и саммари. Чтобы продуктивные навыки переплетались с receptive.
За это сообщение автора WorkingAnt поблагодарил:
OlgaOlga
Аватара пользователя
JamesTheBond
Сообщения: 4991
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 871 раз

#8

Сообщение JamesTheBond »

OlgaOlga пишет: 12 май 2019, 22:23 Если серьезно, то действительно наверное нужно какие-то устойчивые выражения выписывать, распечатывать и давать задание их использовать, монологи составлять с ними и т.п. Никогда такой работы не делала, думаю, как бы этот процесс систематизировать, сделать частью обучения по определенному умк.
Я очень сомневаюсь, что эти умк - это волшебная таблетка, которая все эти вопросы решает. Систематизация есть у Клоуза, например, у Мерфи, частично как примеры, где это все как-то систематизировано по конструкциям.
И у каждого же свои любимые выражения в своем языке и в англ. надо же подбирать то, что подходит. Я думаю, тут скорее помогут учебные словари...
Tea42
Сообщения: 3486
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 01:47
Благодарил (а): 2208 раз
Поблагодарили: 826 раз

#9

Сообщение Tea42 »

Согласна с коллегами.
И еще, я думаю, важный момент: нужно время дать своим ученикам, если они работают с вами на долговременной основе. Дать фрукту созреть;). Часто ученики в спонтанной речи используют то, что у них уже есть на языке, потому что это естественно: они хотят fluency почувствовать. Если ученику не надо сдавать экзамен, то почему бы и нет. Идете с ним спокойно по УМК уровень за уровнем, что-то сначала отложится в пассив, что-то сразу в актив. Если УМК не дает отработки определенных клише, значит, и от ученика мы пока не можем требовать в активе то, что дается про запас, что должно уйти в пассив.
И еще важно: как ученик выражает свои мысли на русском? Если он использует упрощенные структуры, то вряд ли по-английски он заговорит по-другому.
Последний раз редактировалось Tea42 13 май 2019, 00:41, всего редактировалось 1 раз.
За это сообщение автора Tea42 поблагодарили (всего 3):
sirene, Devinette, OlgaOlga
Tea42
Сообщения: 3486
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 01:47
Благодарил (а): 2208 раз
Поблагодарили: 826 раз

#10

Сообщение Tea42 »

WorkingAnt пишет: 12 май 2019, 23:49 Мне кажется, единственный метод - это очень много практики: перевод, работа с текстом, составление к нему вопросов, игра в журналиста, пересказ, работа в парах на «проверь сколько выражений я использовал», перифраз (очень нужная штука для экзаменов), составление параграфов и саммари. Чтобы продуктивные навыки переплетались с receptive.
А как вы учите пересказу, саммари?
OlgaOlga
Сообщения: 2019
Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
Благодарил (а): 1009 раз
Поблагодарили: 886 раз

#11

Сообщение OlgaOlga »

JamesTheBond пишет: 13 май 2019, 00:07 Я очень сомневаюсь, что эти умк - это волшебная таблетка, которая все эти вопросы решает. Систематизация есть у Клоуза, например, у Мерфи, частично как примеры, где это все как-то систематизировано по конструкциям.
И у каждого же свои любимые выражения в своем языке и в англ. надо же подбирать то, что подходит. Я думаю, тут скорее помогут учебные словари...
Я согласна, только это взрослому мотивированному человеку самостоятельная работа со словарем подойдет. Я сама курсе на третьем подсела на англо-английские, как мы их называли, на те, что с примерами. А тут получается, что я должна придумать нечто , чтобы детям интересно было работать. УМК действительно не обязателен, наверное, но можно к теме умк привязать это нечто: набор лексики-грамматических конструкций и заданий для практики их использования. Скажем, они будут довольно универсальными, просто практиковать на теме умк, который сам по себе мне самоцель, а красная линия, скажем. В последнее время беру только готовые материалы, вот сейчас к лету, надеюсь, буду немного посвободнее, пришла пора покреативить методически. ...
Последний раз редактировалось OlgaOlga 13 май 2019, 08:23, всего редактировалось 1 раз.
OlgaOlga
Сообщения: 2019
Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
Благодарил (а): 1009 раз
Поблагодарили: 886 раз

#12

Сообщение OlgaOlga »

Tea42 пишет: 13 май 2019, 00:19 Согласна с коллегами.
И еще, я думаю, важный момент: нужно время дать своим ученикам, если они работают с вами на долговременной основе. Дать фрукту созреть;). Часто ученики в спонтанной речи используют то, что у них уже есть на языке, потому что это естественно: они хотят fluency почувствовать. Если ученику не надо сдавать экзамен, то почему бы и нет. Идете с ним спокойно по УМК уровень за уровнем, что-то сначала отложится в пассив, что-то сразу в актив. Если УМК не дает отработки определенных клише, значит, и от ученика мы пока не можем требовать в активе то, что дается про запас, что должно уйти в пассив.
И еще важно: как ученик выражает свои мысли на русском? Если он использует упрощенные структуры, то вряд ли по-английски он заговорит по-другому.
Экзамены, к сожалению, надо сдавать всем ученикам упомянутой мной категории. Что касается русского, то Вы правы, я не подумала об этом. Действительно, там тоже весь потенциал в пассиве. Наверное, надо чаще давать задания на перифраз. На русском и на английском параллельно. Например, как бы вы это объяснили ребенку? А как об этом же сообщили на научной конференции? Перефразирование совершенно выпало у меня как вид работы.
Последний раз редактировалось OlgaOlga 13 май 2019, 08:24, всего редактировалось 2 раза.
OlgaOlga
Сообщения: 2019
Зарегистрирован: 22 фев 2019, 12:02
Благодарил (а): 1009 раз
Поблагодарили: 886 раз

#13

Сообщение OlgaOlga »

WorkingAnt пишет: 12 май 2019, 23:49 Мне кажется, единственный метод - это очень много практики: перевод, работа с текстом, составление к нему вопросов, игра в журналиста, пересказ, работа в парах на «проверь сколько выражений я использовал», перифраз (очень нужная штука для экзаменов), составление параграфов и саммари. Чтобы продуктивные навыки переплетались с receptive.
Спасибо. Мне не хватает этих видов работы, хочу начать использовать такие задания. А что Вы имеете в виду под составлением параграфов?
Аватара пользователя
JamesTheBond
Сообщения: 4991
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 871 раз

#14

Сообщение JamesTheBond »

OlgaOlga пишет: 13 май 2019, 08:10 А тут получается, что я должна придумать нечто , чтобы детям интересно было работать. УМК действительно не обязателен, наверное, но можно к теме умк привязать это нечто: набор лексики-грамматических конструкций и заданий для практики их использования. Скажем, они будут довольно универсальными, просто практиковать на теме умк, который сам по себе мне самоцель, а красная линия, скажем. В последнее время беру только готовые материалы, вот сейчас к лету, надеюсь, буду немного посвободнее, пришла пора покреативить методически. ...
Да, к сожалению, очень многое приходится делать самому... Я помню решил, что мне для занятий с учениками нужен аудиословарь. И вот то, что было (а выпущено тамошними солидными издательствами), на мой взгляд, просто ужасно. Тысячи никому не нужных названий растений и прочего подобного и нет самых элементарных слов. Мне пришлось просить озвучивать эти слова своего бывшего препода. Я ему объяснил, что этих слов там нет, и он спросил - а что вообще без них можно сказать? Но вот авторы посчитали, что без них можно обойтись...
За это сообщение автора JamesTheBond поблагодарил:
OlgaOlga
Аватара пользователя
gavenkoa
Сообщения: 2800
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 13:00
Благодарил (а): 3100 раз
Поблагодарили: 582 раза

#15

Сообщение gavenkoa »

OlgaOlga пишет: 12 май 2019, 22:23 действительно наверное нужно какие-то устойчивые выражения выписывать, распечатывать
Я (ученик) персонально для себя так делаю акни-карточки из речевых образцов по мере встречи с ними:

http://hg.defun.work/gadict/file/tip/gadict.gaphrase

Пример идиоматичного мини-диалога:
- Can you do Saturday?
- No.
- That leaves Sunday.
- Er, excuse me.
- Yeah.
- You dropped this.
- Oh. Thanks so much.
- That's OK.
Классической "грамматикой" такой диалог не построешь. Гапы вписываешь каждый день - а это вспомагательные глаголы или существительные. Мимо речевых образцов пробегаешь раз и то вскользь, в listening вообще через секунду забываешь ))
За это сообщение автора gavenkoa поблагодарил:
OlgaOlga
WorkingAnt
Сообщения: 2230
Зарегистрирован: 26 фев 2019, 16:47
Благодарил (а): 6980 раз
Поблагодарили: 1979 раз

#16

Сообщение WorkingAnt »

Tea42,относительно саммари, пересказов - да, все, о чем я написала, использую.
WorkingAnt
Сообщения: 2230
Зарегистрирован: 26 фев 2019, 16:47
Благодарил (а): 6980 раз
Поблагодарили: 1979 раз

#17

Сообщение WorkingAnt »

OlgaOlga, построение параграфов использую для подготовки к экзаменам, потому что это очень помогает систематизировать мысли и упражнять лексику. Например, даётся тема вроде «как улучшить экологию города». Нужно написать параграф по правилам: topic sentence, потом аргументы с поддержкой/объяснением, потом результат применения предложенных решений. Как раз отлично работает со сложной лексикой, она уместно выглядит и заодно упражняется. Потом можно прочитать друг другу и обсудить, у кого аргументы более весомые.
За это сообщение автора WorkingAnt поблагодарил:
OlgaOlga
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Основной педагогический форум»