Как вы учите взрослых учеников пересказу?

Коммуникативная и другие методики преподавания английского языка, преподавание разным возрастным категориям, обсуждение и выбор учебников, обмен опытом.

Модераторы: JamesTheBond, mikka

Tea42
Сообщения: 3486
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 01:47
Благодарил (а): 2208 раз
Поблагодарили: 826 раз

#1

Сообщение Tea42 »

Уважаемые коллеги,

Как вы учите взрослых учеников пересказу (домашнее чтение, вернее, слушание)?

Был такой вопрос на форуме, но найти не могу.

Буду благодарна, если сможете поделиться опытом.
Аватара пользователя
sirene
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 17 апр 2018, 13:45
Благодарил (а): 110 раз
Поблагодарили: 81 раз

#2

Сообщение sirene »

Почти не использую, в основном с низкими уровнями. Зависит от того, зачем это делается.

Если ученик А1-А2, мы на уроке читаем/слушаем по классической схеме gist - for detail - (specific information).
Потом с бегиннерами и слабыми elementary текст или транскрипт быстро переводим вместе, чтобы понять, какие слова они узнают "в лицо", а какие еще нет - особенно если ученик реально с нуля, и требуется дополнительная поддержка (скорее, психологическая). На дом они учат все целиком, если это диалог, или небольшой кусок слово в слово. Делаем мы так только если в тексте есть полезные чанки, которые можно употреблять (например, если текст презентовал functional language или грамматику). И главное условие здесь - им должно быть понятно 100% выученного текста, иначе это будет просто попугайство. Можно это делать не сразу после этого урока, а растянуть во времени - сначала на следующем уроке дать cloze test, еще через пару уроков пересказ - получается нехитрый recycling.

С Elementary и Pre-int после все той же классической схемы интереснее делать summary, так как в отличие от пересказа дословно, здесь цель более-менее приближена к реальной жизни. Хорошо видно, чем они владеют уверенно, а чем нет. Буквально несколько предложений - текст они таким образом смотрят (слушают) несколько раз, лексика и чанки запоминаются лучше, заодно учатся отделять важное от неважного.

С Intermediate и Upper-Intermediate механизм следующий - можно дать им аудирование их уровня или уровнем ниже из другой линейки учебников, чтобы дома они слушали текст и делали дословный транскрипт. С сильными апперами я беру аутентичный текст, где им известно 98% лексики. На уроке сравниваем оригинал с их версией, обсуждаем смысл. Учим, как с бегиннерами, слово в слово. Это настоящая пытка, но иногда бывает полезно, когда как раз общий смысл они передавать научились, но говорят при этом неуверенно, конструкциями слишком простыми для своего уровня.

Работает это с самыми терпеливыми, например, прилежными вузовскими студентами. У них вопросов "зачем?" обычно не возникает, привыкли. Взрослым, особенно зацикленным на идее "хочу говорить", такую activity надо уметь продать, объяснить, чем это полезно.
За это сообщение автора sirene поблагодарили (всего 3):
Tea42, Andrea, Marygold
WorkingAnt
Сообщения: 2230
Зарегистрирован: 26 фев 2019, 16:47
Благодарил (а): 6980 раз
Поблагодарили: 1979 раз

#3

Сообщение WorkingAnt »

Полностью согласна, я тоже работаю подобным образом.
Аватара пользователя
Irina
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:40
Благодарил (а): 129 раз
Поблагодарили: 224 раза

#4

Сообщение Irina »

Tea42, я, возможно, неправильно понимаю Ваше сообщение, а зачем учить пересказу?
Или вы спрашиваете про то, используют ли преподаватели пересказ и его элементы на уроке и как именно?
Или имеется в виду, вы хотите, чтобы ученики пересказывали на уроке прослушанное/прочитанное дома, но не знаете, как это организовать?
За это сообщение автора Irina поблагодарил:
Tea42
Tea42
Сообщения: 3486
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 01:47
Благодарил (а): 2208 раз
Поблагодарили: 826 раз

#5

Сообщение Tea42 »

Irina пишет: 14 май 2019, 00:15 Tea42, я, возможно, неправильно понимаю Ваше сообщение, а зачем учить пересказу?
Или вы спрашиваете про то, используют ли преподаватели пересказ и его элементы на уроке и как именно?
Или имеется в виду, вы хотите, чтобы ученики пересказывали на уроке прослушанное/прочитанное дома, но не знаете, как это организовать?
Для меня пересказ -- это умение, которому учат; это ступенька к к тому, чтобы научиться делать summary. Собственно, в определенном смысле/ контексте summary -- это краткий пересказ того, что ты прослушал или прочитал. Меня, конечно, в первую очередь, интересует то, как научить ученика делать summary того, что прослушано и прочитано дома.
С др. стороны, хотелось бы послушать коллег, что они думают в целом по поводу пересказа, как используют на уроке, а главное, опять же, как учат этому умению.
На мой згляд, пересказ -- важное умение хотя бы потому, что позволяет ученику, который, к примеру, стесняется говорить о себе или просто ему не о чем говорить, говорить на уроке.
Аватара пользователя
Irina
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:40
Благодарил (а): 129 раз
Поблагодарили: 224 раза

#6

Сообщение Irina »

Tea42, понятнее, спасибо.
Зависит от уровня ученика. Вероятнее всего, вас интересует как работать с учениками более низких уровней ?
Прежде, чем задавать какое-то аудио, нужно понять, что оно дает. Вариантов обычно два: лексика, грамматика. Еще может быть functional English.
1.1 Нужно подготовить список вопросов на понимание аудио, если это, например, подкаст какой-то, если видео из учебника, они обычно дают к аудио какое-то задание на понимание.
1.2. Вопросы есть, нужно продумать, как вы хотите, чтобы ученики вам на них отвечали. Имею в виду, какого ответа ожидаете? 2-3 слова или фраза и достаточно или нужно, чтобы минимум одно полноценное предложение? Если второй вариант, то для студентов более низких уровней, нужно дать какую-то поддержку, т.е., например, в каком времени нужно отвечать. Так и давать инструкцию: запишите каждый свой ответ в Present Simple.
1.3. Вместо вопросов на понимание, можно подготовить задание с ответами в виде True/False. (опять-таки, если есть такая необходимость). Можно также попросить ученика прослушать аудио 2-3 раза и при втором и, если нужно, третьем прослушивании, попросить услышать и записать детали True answers и почему другие ответы были False.

На уроке проверять и подводить к пересказу в несколько этапов.
2.1 Сначала просто ответы на вопросы, то, как студент это дома сделал. Если нужно, что-то подправили и обсудили почему.
2.2 Далее- при необходимости посмотреть скрипт, sirene это уже выше предложила - это хорошая практика, если еще и вслух читать при этом.
2.3 Далее- можно постараться вплести target vocab или grammar. Спросить, как можно видоизменить его "домашние" ответы, чтобы вместилась новая для него грамматика или лексика - которую обнаружили в скрипте? (тут, скорее всего, стоит заранее подготовить правильные варианты и держать их наготове ; т.е. дать студенту возможность самому трансформировать, а если плохо получается или совсем не получается, то дать готовые ответы).
Надо отметить, что тут много нюансов- скорее всего работу с текстом нужно будет немного отложить и поработать с target grammar или vocab. Всё зависит от того, насколько target grammar или vocab были новыми (может, вы их pre-taught до того, как на дом задали и ученик подготовлен был ко встрече с ними )
2.4 Попросить ученика прочитать подготовленные (уже вами) хорошие ответы. Возможно, несколько раз.
2.5 После того, как ученик хорошо всё прочитал, убрать полные предложение, а предложить ему уже только фрагменты, т.е. с каждой новой попыткой меньше scaffolding, на выходе можно предложить только картинку по теме, а ученик должен рассказать как можно больше.

Самое главное- самому учителю понимать, какого ответа он ожидает от ученика. Нужно ли, например, чтобы ученик использовал фразы вроде " first, after that, believe it or not, but...", а то, бывает, мы каких-то таких вещей ожидаем от учеников (читай- хорошо организованный ответ), но при этом забываем, что мы не учили этому и не отрабатывали со студентом.
За это сообщение автора Irina поблагодарили (всего 5):
victor, Brow, Tea42, Andrea, WorkingAnt
Andrea
Сообщения: 4932
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3944 раза
Поблагодарили: 1382 раза

#7

Сообщение Andrea »

Irina,
Очень важное замечание по организации ответа. Мне кажется, нужно давать шаблон. А linking words и discourse markers, чтобы не выносить ученику мозГ напоминаниями, вынести на плакат(ИК)/wordcloud и тыкать носом напоминать об их использовании. И обязательно тре-бо-вать, иначе работа (ваша) вся псу под хвост. Если висит что-то во время урока, оно обязательно д.б. не только использовано, оно должно под конец периода (триместра, полугодия) в ПОДКОРКЕ засесть у студента. А это денный и нощный дрилл.
За это сообщение автора Andrea поблагодарили (всего 2):
WorkingAnt, Tea42
Umnaya90
Сообщения: 4041
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 15:31
Благодарил (а): 718 раз
Поблагодарили: 1028 раз

#8

Сообщение Umnaya90 »

Даю готовые фразы-клише типа One day/suddenly/after that. Тренируемся с детьми по YLE.
Andrea
Сообщения: 4932
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 13:33
Благодарил (а): 3944 раза
Поблагодарили: 1382 раза

#9

Сообщение Andrea »

Umnaya90,
С детьми сказка заниматься, это факт. Только надо научиться не обращать внимание на финты родителей, а они бывают.

Когда они (эти самые финты) случаются, бывает очень тяжело, очень сильная эмоциональная нагрузка. Они не сдерживаются. Без школы, ПОДДЕРЖКИ администрации, репетитор как девочка для битья. Российская (а может, не только) реальность.

Апд. Понимаю, что родители из-за школ на нервах. Вот и нам, репетиторам, перепадает.
ElenaZhukova
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 06 мар 2018, 09:43
Благодарил (а): 144 раза
Поблагодарили: 132 раза

#10

Сообщение ElenaZhukova »

Чтоб помочь ученикам с пересказом, даю опорные фразы именно для пересказа, например, " the author believes/states/suggests that..", "according to the article/research/report...", "the main idea of the article/book/video is that..", ну и связки разные, типа in addition, in general, to sum up, first/then/after that/ finally, и прочее, и далее мы берем маленькие кусочки текста, например отрывок из статьи из журнала. Буквально один-два параграфа. Читаем его и вместе составляем предложения с этими опорными фразами и словами. Делаем это вместе несколько раз, потом ученик делает это сам.

Если текст какой-то простой на уровне А2, например, рассказ о белом доме (сша) вот буквально недавно читали, отрабатывали конструкцию there is/are и словарь "дом/квартира". Ученик текст прочитал, сколько там этажей, комнат в белом доме, как выглядит кабинет президента, спальня, спортзал, и т д (это уровень element., учебник Headway), и потом я прошу выполнить пару упражнений по тексту, а потом закрыть текст и оставить только картинки(фотографии белого дома) и прошу рассказать, как выглядит белый дом внутри. Прошу всегда говорить короткими фразами, педложениями. Одна мысль-одно предложние. Домашку задаю- найти такую же информацию о каком-то крутом здании в нашей стране (замок, музей, что угодно) и рассказать мне, предварительно написать этот текст.
За это сообщение автора ElenaZhukova поблагодарили (всего 2):
Tea42, irinaw75
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Основной педагогический форум»