Дислексия. Phonics, sight words...

Коммуникативная и другие методики преподавания английского языка, преподавание разным возрастным категориям, обсуждение и выбор учебников, обмен опытом.

Модераторы: JamesTheBond, mikka

Devinette
Сообщения: 935
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 712 раз

#1

Сообщение Devinette »

Девочка, 3 класс. Официальная дислексия или схожий диагноз, много трудится со специалистами (дефектолог, логопед...).
У меня в группе с чуть более сильными ребятами. Устно работает неплохо, но если опора написана на доске, то тяжко.
Дополнительно занимаемся с ней именно чтением до начала основного урока.

Плюс присутствует некоторая лень, страх перед чтением и письмом, выученная беспомощность, быстро выгорает. Эти моменты преодолеваем потихоньку.

Трудность такая.
Какое-то время мы с ней просто учили буквы/phonics. Вроде, зачитала простые слова потихоньку. Диграфы просты пока почти не узнаёт (с группой давно читаем, с ней индивидуально не брали ещё). Путает некоторые буквы до сих пор, но уже явно вырабатывает для себя какой-то компенсаторный механизм. Когда "разомнётся", сосредоточится, войдёт в раж, уже неплохо читает Remedial Reading Drills вместе с группой.
Но совершенно не идут sight words. Пока не дриллила с ней эти вещи индивидуально - другие проблемы решали - но такое ощущение, что ребёнок просто не понимает, что слова можно узнавать. Говорила ей об этом, но пока понимания не пришло.

Я думала, что она просто не может охватить взлядом слово, "сфотографировать образ". Но вчера мы с ней играли в то, что я называю 'flash reading': я очень быстро показывала ей карточки со знакомыми словами, а она должна была их узнать. Времени на дешифровку по phonics (как ей привычнее) явно не было, но она почти всё очень уверенно назвала! Значит, может узнавать образ!

А вопрос, собственно, в формулировке. Что б такое ученице сказать, чтобы она начала, наконец, запоминать слова целиком? Как сформулировать, объяснить? Может, метафора какая-нибудь поможет, яркий пример, образ?
За это сообщение автора Devinette поблагодарил:
Marygold
Аватара пользователя
Juliemiracle
Сообщения: 4482
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 18:25
Благодарил (а): 1174 раза
Поблагодарили: 2564 раза

#2

Сообщение Juliemiracle »

Devinette,
I think your 'taking a photo' metaphor is actually great. When we take a photo of a person, we don't photograph the left eye, the lips, the right ear -- we usually take a snapshot of the whole face. Then we look at it and say, 'Hey, that's Anna!' Again, we don't first look at the length of her hair (preferably with a ruler :) etc.
You could even turn it into a game (unless you have already done sth like that), by holding an imaginary smartphone, making a click sound and 'taking a photo' of a sight word.
За это сообщение автора Juliemiracle поблагодарили (всего 2):
Devinette, Contemporary
Devinette
Сообщения: 935
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 712 раз

#3

Сообщение Devinette »

Juliemiracle пишет: 26 янв 2019, 00:54 Devinette,
I think your 'taking a photo' metaphor is actually great. When we take a photo of a person, we don't photograph the left eye, the lips, the right ear -- we usually take a snapshot of the whole face. Then we look at it and say, 'Hey, that's Anna!' Again, we don't first look at the length of her hair (preferably with a ruler :) etc.
You could even turn it into a game (unless you have already done sth like that), by holding an imaginary smartphone, making a click sound and 'taking a photo' of a sight word.
Thanks for the idea! I'll definitely try it
Аватара пользователя
Yety
Сообщения: 11163
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:44
Благодарил (а): 3371 раз
Поблагодарили: 5387 раз

#4

Сообщение Yety »

Devinette пишет: 24 янв 2019, 14:05 может узнавать образ!
Well, honestly, I have NO idea how it might work in your case, but recently I stumbled upon this Paul V. Sherlock Center on Disabilities at Rhode Island College with a whole collection of materials developed for kids with learning disabilities.
See here for a specimen of a heavily adapted book with supporting pictograms (or 'Writing with Symbols and basic text', as they call them).
За это сообщение автора Yety поблагодарил:
Devinette
Аватара пользователя
Contemporary
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 24 окт 2018, 21:01
Благодарил (а): 89 раз
Поблагодарили: 88 раз

#5

Сообщение Contemporary »

Devinette пишет: 24 янв 2019, 14:05 вчера мы с ней играли в то, что я называю 'flash reading': я очень быстро показывала ей карточки со знакомыми словами, а она должна была их узнать
спасибо за эту идею. попробую со своей девочкой с дислексией.
она уже как раз поняла, что можно помнить образ слова. писала о ней в другой теме.

расскажите, что значит "официальная дислексия" в вашем случае? подтвердили психологи и дефектологи? что сейчас с такими детьми в школе делают?
Devinette
Сообщения: 935
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 712 раз

#6

Сообщение Devinette »

Contemporary пишет: 13 янв 2020, 20:13 расскажите, что значит "официальная дислексия" в вашем случае? подтвердили психологи и дефектологи? что сейчас с такими детьми в школе делают?
Значит, есть у человека бумажка какая-то.
По идее, должны быть поблажки на контрольных по русскому и подобным предметам. Оценивание русского должно быть другим: дисграфические ошибки не должны учитываться.
Но англичанка у них - дура, простите. Мать ходила на разговор с учителем, с завучем - без толку. Упорно ставят "2".
Цитата от школьного учителя: "Тебе, N, нужно больше тренироваться читать." (!!!!!!)
Для контрольных закуплены тестовые буклеты, но детям почему-то нельзя в них писать: необходимо переписывать задание в тетрадь целиком. С выбором правильного ответа, matching, частичным дописыванием-переписыванием ребёнок бы кое-как справился. Но когда нужно всё переписать без ошибок в тетрадь, с правильными ответами, такой ребёнок не может сделать этого вообще. Конечно, за контрольную "2".
Ну подзови ты ребёнка на контрольной к себе, опроси устно, а потом посади "оставить след" в test booklet - нет же, нужно упорно топить человека :-(
Аватара пользователя
Contemporary
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 24 окт 2018, 21:01
Благодарил (а): 89 раз
Поблагодарили: 88 раз

#7

Сообщение Contemporary »

Devinette, я почему спросила - у меня есть такая же ученица. Я занимаюсь с ней частно.
В школе ее упорно топят. Учительница заставляет читать по слогам, прямо как по-русски, а она читает целиком слово, соответственно, бывают паузы между словами. Говорит мне, что учительница "бесится от этого". На уроках у них не была, проверить не могу.
Devinette пишет: 13 янв 2020, 21:10 Цитата от школьного учителя: "Тебе, N, нужно больше тренироваться читать." (!!!!!!)
вот у нас то же самое! Но у нас там совсем грустно, они в школе ничего не слушают, не смотрят, только переводят и упражнения из учебника делают. А контрольные как для взрослых - тесты на перевод, грамматические формы.

у вас, получается, учительница просто не верит в дислексию?
моей девочке в школе психолог говорит: "Перерастет!", но поблажек никаких нет.
nurasique
Сообщения: 1978
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 14:55
Благодарил (а): 860 раз
Поблагодарили: 2108 раз

#8

Сообщение nurasique »

Коллеги, я в инстаграмме подписана на Ассоциацию родителей и детей с дислексией.
Так вот цитирую:
Дети с дислексией могут получить помощь бесплатно. Они имеют право на образование с учетом их особых потребностей.

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия. Она принимает решение об особых возможностях здоровья (ОВЗ) у ребенка. Это решение обязывает школу создать особые условия обучения ребенку.

Дети с дислексией учатся в обычной школе и имеют право на 5 часов занятий с логопедом и психологом в неделю. После уроков они занимаются со специалистами бесплатно.

Дети с дислексией имеют право на дополнительное время на контрольных работах.

Дети с дислексией получают аттестат об образовании наравне со всеми. Нет никаких ограничений в выборе профессии.

Для детей с ОВЗ (в том числе и с дислексией) законом предусмотрена возможность сдавать облегченный вариант итоговой аттестации за 9 и 11 класс.

Родители вправе требовать оказания помощи в объеме, установленным законом.


Оно, конечно, понятно, что речь идет об идеальном мире с идеальной ПМПК (у нас в городе сидят жутчайшие грымзы) и идеальных школах.
А в реальности, увы
Devinette пишет: 13 янв 2020, 21:10 Но англичанка у них - дура, простите
За это сообщение автора nurasique поблагодарил:
Devinette
Аватара пользователя
cherkas
Сообщения: 11670
Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
Благодарил (а): 4794 раза
Поблагодарили: 3838 раз

#9

Сообщение cherkas »

У моей ученицы ребенок с дислексией. Бумажку она решила не брать, т.к. ей рассказали те специалисты, что готовы были выдать, что у них был случай, когда ребенка в школе после этой бумажки затравили, решив, что он УО.
За это сообщение автора cherkas поблагодарил:
daughter
Devinette
Сообщения: 935
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 712 раз

#10

Сообщение Devinette »

Contemporary пишет: 13 янв 2020, 21:20 у вас, получается, учительница просто не верит в дислексию?
Она не то что не верит, она не понимает. Мать ей про Фому, та ей про Ерёму.
ПМПК почему-то не даёт рекомендаций. Я не поняла, в чём там дело, но ни рекомендаций нормальных, ни какого-то документа, который бы осадил учителя и заставил бы завуча шевелиться, как я поняла, не выдали. В специализированную школу (речевую?) попасть в этом году не удалось.
Там дислексия+дисграфия прямо вот очевидная (и интеллект, к сожалению, не на высоте). Мне невооружённым взглядом видно, что ребёнок не может выполнять требования к письменным работам. Но вот устно на трояк наработать может, если спрашивать. И прочитает что-то худо-бедно с подготовкой, и напишет по образцу, если дать время, не давить и ограничить объём. Но школа почему-то очень хочет ставить двойки :-(
Я прогресс вижу совершенно точно, но он просто очень медленный, не сравнить с требованиями учителя.
Аватара пользователя
Contemporary
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 24 окт 2018, 21:01
Благодарил (а): 89 раз
Поблагодарили: 88 раз

#11

Сообщение Contemporary »

cherkas пишет: 14 янв 2020, 00:37 готовы были выдать, что у них был случай, когда ребенка в школе после этой бумажки затравили, решив, что он УО.
вот у меня мама у ребенка и не хочет идти ничего добиваться, цитирую: "будут потом смеяться все над ней и считать тупой". доля правды в этом, наверное, есть.
Devinette пишет: 14 янв 2020, 09:23 школа почему-то очень хочет ставить двойки :-(
сделаю предположение, что это все из опасений дальнейших впр, экзаменов и прочего.

что вот дальше делать с такими людьми, как им помочь выживать в школе, для меня пока не очень разрешимый вопрос
За это сообщение автора Contemporary поблагодарили (всего 2):
Devinette, cherkas
Марина7
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 27 янв 2020, 15:12
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

#12

Сообщение Марина7 »

Добрый день, недавно пойдя на курсы английского языка я поняла, что я дислектик, но к сожалению в нашем маленьком городе не нашла учителя английского, который хотел бы в этом разобраться. Хотелось бы найти того кто знает методы преподавания дислектикам английского языка, особенно хотелось узнать как "фотографировать" слова. Подскажите, может по скайпу кто дает уроки?
Аватара пользователя
cherkas
Сообщения: 11670
Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
Благодарил (а): 4794 раза
Поблагодарили: 3838 раз

#13

Сообщение cherkas »

Марина7, "как" мы не научим, мы не логопеды. Да и логопеды в наших краях мало что знают, а, возможно, и не в наших. Но людям с таким расстройством однозначно легче работать с карточками, особенно с картинками и озвучкой. Занимайтесь в quizlet или даже пишите маркером от руки. Можете купить наборы, если невысокий уровень.
За это сообщение автора cherkas поблагодарили (всего 2):
Марина7, gavenkoa
Kantarello
Сообщения: 245
Зарегистрирован: 02 фев 2020, 22:49
Благодарил (а): 133 раза
Поблагодарили: 97 раз

#14

Сообщение Kantarello »

У меня занимается взрослый дислексик, он четко сказал, что невозможно одновременно читать и слушать один и то же текст. Казалось бы, одно из лучших упражнений для начинающих - отслеживание текста по аудио, запоминание чтения слов, интонации, сосредоточенность на темпе и содержании, а вот же... Процессы восприятия работают не синхронно у них. Должно быть что-то одно и как это со временем объединить, пока непонятно - вероятно, никак. Когда учитель что-то объясняет и пишет на доске, получаются взаимоисключающие процессы и ни по одному из них не получается работать. Снова идет рассинхрон, не ухватить ничего. Не идут черно-белые картинки, только цвет. Возможно, в случае работы ребёнка по карточкам в конкретный данный момент работал только он один, смог сосредоточиться и ничего не мешало "со стороны"
А, еще добавлю: дислексикам очень тяжело также воспринимать видео - картинка и речь одновременно имеют тот же самый результат: процессы текут по отдельности и невозможно ухватить суть
Последний раз редактировалось Kantarello 03 фев 2020, 09:11, всего редактировалось 3 раза.
За это сообщение автора Kantarello поблагодарил:
gavenkoa
Kantarello
Сообщения: 245
Зарегистрирован: 02 фев 2020, 22:49
Благодарил (а): 133 раза
Поблагодарили: 97 раз

#15

Сообщение Kantarello »

Марина7 пишет: 27 янв 2020, 16:02 Добрый день, недавно пойдя на курсы английского языка я поняла, что я дислектик, но к сожалению в нашем маленьком городе не нашла учителя английского, который хотел бы в этом разобраться. Хотелось бы найти того кто знает методы преподавания дислектикам английского языка, особенно хотелось узнать как "фотографировать" слова. Подскажите, может по скайпу кто дает уроки?
Добрый день, я начала работать с таким взрослым ребёнком, очень помогли нейропсихологи и логопеды)) делайте акцент на аудировании и говорении. Если начнете говорить, то потом будет легче воспринимать текст с бумажного носителя, у Вас это уже будет "в голове", и Вы начнете узнавать всё слово целиком. Если Вы с нуля, то можно для речи взять Пимслера, очень хороший старт дает в Вашем случае) Удачи!
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Основной педагогический форум»