help! Дислексия или ее черты, и что с этим делать в прикладном смысле

Коммуникативная и другие методики преподавания английского языка, преподавание разным возрастным категориям, обсуждение и выбор учебников, обмен опытом.

Модераторы: JamesTheBond, mikka

PolinaQ
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 17 дек 2018, 02:45
Поблагодарили: 1 раз

#1

Сообщение PolinaQ »

Уважаемые форумчане! Помогите, пожалуйста, советом.
Дано: ребенок 10 лет, билингв. Учится в 5 классе английской школы (в Англии), семья русская, дома говорим на русском.
С чтением были проблемы с 2 лет - не давала читать ей, не давала показывать картинки и тд. На английском читает лучше, чем на русском, а говорит, мне кажется, одинаково почти. Ну, то есть, на русском говорит хорошо и без акцента, практически не пишет, способна прочитать смс-ки на русском.
Проблема с чтением книг вообще, в данном случае - английских. В школе требуют постоянно читать, каждый вечер. В принципе, на свой выбор. Год назад мы нашли ей методом большого перебора книги, которые она смогла, наконец, читать. Интерес, наконец-то, появился, упрашивала "еще чуть-чуть" почитать перед сном. Мы не могли нарадоваться. Но все эти книги - серии историй, где рисунки "вшиты" в текст, в строчки, шрифт меняется, форма шрифта добавляет значение (приблизительно как, когда пишешь заглавными буквами - это "кричишь"). Книги "Tom Gates" "The diary of Wimpy kid". Можно картинки в инете посмотреть.

Но в этом году учительница стала подсовывать дочери другие книги, намекая (или говоря прямо), что нужны книги для более старших детей. И мы снова в тупике - ребенок орет, плачет, кричит, что ничего не понимает. Аудио книги в основном понимает, но не все интересны. А вот напечатанные, даже для дислексиков, кричит, что не понимает.

Я пыталась выяснить, что же именно мешает - из членораздельного - мешает шрифт, напечатанный, даже курсив, но ровный, одинаковый везде. Мешают одинаковые пробелы между строчками (хотя для дислексиков абзацы сильно выделяются, шрифт ровный, но широкий, бумага матовая).
Дислексию ей не ставят, вот уже две школы все сваливают на билингвизм, даже не хотят тестировать толком.
И, да, дочка достаточно хорошо может написать диктант (spelling), быстро и понятно напечатать сообщение подруге, хуже - прочитать задачу, например, и понять, что же нужно. Но вот монолог по драме на страницу печатного текста - за вечер выучила (текста много, но лексика была легкая). Девочка вообще очень артистичная, поет, танцует и рисует. Еще несколько лет назад зеркалила буквы и переставляла слоги, не только вертикально, но и горизонтально, потом это прошло. Одно время мы не могли понять, кто она - правша или левша, но потом она сама остановилась на правой руке. Но до сих пор может разные фигуры делать одновременно двумя руками (как писать по часовой стрелке и против цифру шесть в воздухе).

Самое плохое для меня то, что мотивация к чтению, включая прослушивание аудиокниг (что, в нашем случае, тоже достижение!), начала резко падать! Это несколько лет нашей с мужем работы с этой проблемой.
Не знаю, что делать, похоже, мне придется самой искать примочки, которые могут помочь, учителя не справляются. Да и я иду наощупь, но опыт успешный с ней, все-таки, иногда бывал.

Пока договорилась с ней каждый день читать по три странички медленно, спрашивая все, что не понятно, а потом пересказывая - все по электронной книге, где сверху есть короткое объяснение длинных слов (на английском же). Не как чтение, а как упражнение. Не знаю, поможет ли это, учитывая, как она нервничает, видя текст(( А после этого - продолжить те книги, серии которых нравятся.

Что мне еще попробовать, может, кто-то посоветует?

Заранее благодарю.
За это сообщение автора PolinaQ поблагодарил:
Yety
Аватара пользователя
cherkas
Сообщения: 11670
Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
Благодарил (а): 4794 раза
Поблагодарили: 3838 раз

#2

Сообщение cherkas »

Это точно не билингвизм. У меня куча знакомых с детьми-билингвами, и у них нет никаких подобных проблем.

Я знаю диагностированного дислексика в Германии, он в принципе читал, но со сложностями, и по "советским" меркам вообще не был бы признан ребенком с какими-либо проблемами в принципе. Мама делала упор именно на то, чем занимаетесь вы - анализ текста. У вас должны быть еще специальные учебники по reading comprehension, по крайней мере, в Штатах и Канаде они есть.

Практически, если они не хотят признавать проблему и тестировать, что вы с этим сделаете. Вам нужна другая программа или другие подходы . Я сильно подозреваю, что мой собственный ребенок в какой-то степени дислексик (+ дискалькулия и частично дисграфия), вернее, я в этом абсолютно уверена, но у меня нет мотивации даже выяснять это до конца (получить бумажку-заключение), потому что мне это ничем не поможет в школе, у нас нет никаких программ для таких детей.
Последний раз редактировалось cherkas 17 дек 2018, 09:22, всего редактировалось 1 раз.
Devinette
Сообщения: 935
Зарегистрирован: 02 июл 2018, 17:33
Благодарил (а): 814 раз
Поблагодарили: 712 раз

#3

Сообщение Devinette »

Я не логопед.
Первое. Билингвизм никак не влияет на логопедические проблемы. На эту тему есть исследования, и я доверяю человеку, который мне о них рассказал. Более того, я много лет работала со школьниками-билингвами: это обычные люди, каждый со своими заморочками.

Второе. Я бы на Вашем месте проверила у дочки зрение: мало ли что.

Третье. Трудности явно есть, надо каким-то образом выбивать диагноз и поддержку. Есть какая-то возможность попасть к независимому специалисту, частным образом или как-то ещё? Чтобы человек не из школы был. Возможно, какой-то специалист сможет помочь онлайн? Через работу с Вами и инструкции для Вашей работы с дочкой.
Вы пробовали какие-то ограничители поля зрения? Вкладыши с прорезью? Или хотя бы читать по линейке? Печатать текст на бумаге пастельного цвета (нужно именно подобрать, что поможет) или накладывать на лист прозрачную цветную плёнку?
И да, я столкнулась с ученицей с похожими проблемами: написать простые слова может, если сосредоточится и её не торопить, а вот при чтении сложности.
Может быть
За это сообщение автора Devinette поблагодарил:
cherkas
Аватара пользователя
cherkas
Сообщения: 11670
Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
Благодарил (а): 4794 раза
Поблагодарили: 3838 раз

#4

Сообщение cherkas »

Devinette пишет: 17 дек 2018, 09:18 Второе. Я бы на Вашем месте проверила у дочки зрение: мало ли что.
Да

Буквально на днях что-то читала, что в Германии родители тоже сталкиваются с тем, что подобные проблемы сваливают на билингвизм.
Аватара пользователя
cherkas
Сообщения: 11670
Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
Благодарил (а): 4794 раза
Поблагодарили: 3838 раз

#5

Сообщение cherkas »

Есть еще упражнение на поиск слова, буквы или слога на странице. Например, найти все буквы t или слово the.
Линейка нужна тем, у кого буквы совсем разбегаются.
Вообще, у детей с дислексией часто накладываются еще проблемы с дисграфией и дискалькулией. Или наоборот, главной проблемой выходят последние.
KITA
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 12 мар 2018, 15:28
Благодарил (а): 13 раз

#6

Сообщение KITA »

не совсем по теме, но вдруг кому-то будет полезно
начала на coursera проходить курс по дислексии
https://www.coursera.org/learn/dyslexia ... me/welcome
пока что на самой первой неделе, так что ничего определенного не могу сказать
teka
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 19 мар 2018, 14:53
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 120 раз

#7

Сообщение teka »

У «Первого сентября» на днях прошел вебинар про дислексию — я многое для себя после него поняла. Вот на него ссылка:

Там же ведущая рекомендовала курс: http://dystefl2.uni.lodz.pl/?page_id=1053
За это сообщение автора teka поблагодарили (всего 2):
Moominmamma, Devinette
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Основной педагогический форум»