Прагматика+психолингвистика

Как начать изучать язык с нуля, какой метод изучения языка выбрать, получить рекомендации по самостоятельному изучению языка, обсудить другие вопросы.

Модератор: zymbronia

Аватара пользователя
Irregardless
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 09 апр 2018, 21:50
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 420 раз

#1

Сообщение Irregardless »

Посоветуйте что-нибудь конкретно по коммуникативным целям высказывания, возможно, это из области функциональной пргаматики? Или психолингвистики? Есть ли какие-нибудь монографии, статьи на эту тему? Желательно междисплинарное: прагматика+психолингвистика
Аватара пользователя
Irregardless
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 09 апр 2018, 21:50
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 420 раз

#2

Сообщение Irregardless »

Откопала то, что мне нужно.
Позволю себе процитировать автореферат Юлии Николаевны Антоновой (http://www.dslib.net/jazyko-znanie/inte ... ntiki.html Антонова Юлия Николаевна. Интенция говорящего в аспекте коммуникативно-целевой семантики : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 Орел, 2006 183 с. РГБ ОД, 61:06-10/1481):
В настоящее время в лингвистике большое внимание уделяется деятельностному аспекту языка, а именно проблемам взаимодействия коммуникативно-целевых характеристик речевого акта и используемых при этом языковых выражений, которые способствуют или, наоборот, препятствуют достижению соответствующих коммуникативных целей. Рассматриваемые проблемы лежат на стыке нескольких филологических дисциплин (теории коммуникации, психолингвистики, социолингвистики, теории речевых актов и др.). При этом анализируются процессы порождения высказывания (В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, И.П. Сусов и др.), разрабатываются концепции использования языка в обыденной речевой практике и выводятся правила речевого поведения (Г.П. Грайс, Дж. Лич, И.А. Стернин, Н.И. Формановская и др.), разрабатываются коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения (О.С. Иссерс, Е.В. Клюев, Е.С. Попова и др.)
Теперь можно обратить внимание на работы этих исследователей, и сразу понятно, куда двигаться.
Аватара пользователя
Michelangelo
Сообщения: 4958
Зарегистрирован: 12 апр 2018, 08:19
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 705 раз

#3

Сообщение Michelangelo »

А мне кажется - это какие-то псевдонаучные знания, ну или такие, которые крутятся в узком кругу людей, которые то ли понимают, что говорят, то ли просто жонглируют терминами.
Аватара пользователя
Irregardless
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 09 апр 2018, 21:50
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 420 раз

#4

Сообщение Irregardless »

Michelangelo, почитайте по интенции и намерения, если интересно = ) Учебник Стернина могу прислать.
Аватара пользователя
Michelangelo
Сообщения: 4958
Зарегистрирован: 12 апр 2018, 08:19
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 705 раз

#5

Сообщение Michelangelo »

Чтобы убедиться в псевдонаучности? Это же нудно :(
Philipp
Сообщения: 2540
Зарегистрирован: 11 май 2018, 09:36
Благодарил (а): 148 раз
Поблагодарили: 144 раза

#6

Сообщение Philipp »

Michelangelo пишет: 14 дек 2018, 10:40 А мне кажется - это какие-то псевдонаучные знания, ну или такие, которые крутятся в узком кругу людей, которые то ли понимают, что говорят, то ли просто жонглируют терминами.
Скорее жонглируют.
Аватара пользователя
Irregardless
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 09 апр 2018, 21:50
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 420 раз

#7

Сообщение Irregardless »

Michelangelo, Philipp, типичная логическая ошибка "раз непонятно, значит неправда".
Аватара пользователя
Michelangelo
Сообщения: 4958
Зарегистрирован: 12 апр 2018, 08:19
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 705 раз

#8

Сообщение Michelangelo »

Irregardless пишет: 17 дек 2018, 10:58 типичная логическая ошибка "раз непонятно, значит неправда".
Может вы и правы. Но из этого не следует, что сейчас все кинутся читать непонятное и обсуждать не имея ни малейшего понятия о такой непонятной теме, которая требует длительной проработки - кому это надо?
Аватара пользователя
Irregardless
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 09 апр 2018, 21:50
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 420 раз

#9

Сообщение Irregardless »

Michelangelo, возможно, со временем подтянутся лингвисты.
Вот здесь, кстати, исследования, должны быть доступны для прочтения, в отличии от кембриджского журнала https://www.academia.edu/
Кстати, читать можно не только о языкознании, но и о технике, природе, философии, математике.
По-моему, нет ничего лучше, чем изучать что-то новое на иностранном языке. Так даже интереснее, чем просто читать художку.
Цель какая-то есть.
Правда, когда я Тён Ван Дейка читала, все в сон клонило.))) Но, все-таки дочитала.
Аватара пользователя
Michelangelo
Сообщения: 4958
Зарегистрирован: 12 апр 2018, 08:19
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 705 раз

#10

Сообщение Michelangelo »

Irregardless пишет: 17 дек 2018, 11:08 о-моему, нет ничего лучше, чем изучать что-то новое на иностранном языке.
Предпочитаю читать на английском исключительно английских авторов. :)
Philipp
Сообщения: 2540
Зарегистрирован: 11 май 2018, 09:36
Благодарил (а): 148 раз
Поблагодарили: 144 раза

#11

Сообщение Philipp »

Irregardless пишет: 17 дек 2018, 10:58 Michelangelo, Philipp, типичная логическая ошибка "раз непонятно, значит неправда".
Как раз понятно.
Вот кому непонятно, тот может считать это мудростью )
Чем злоупотребляет философия.
И поэтому кстати программы легче могут написать философский трактат, мистическое стихотворение, чем банальный рассказик.
Аватара пользователя
Irregardless
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 09 апр 2018, 21:50
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 420 раз

#12

Сообщение Irregardless »

Michelangelo, ну, британские и американские исследователи тоже есть. Я даже нашла в кембриджском журнале 5 опечаток. Горжусь собой, пора редактором английским работать. (Just kidding).
Аватара пользователя
Irregardless
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 09 апр 2018, 21:50
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 420 раз

#13

Сообщение Irregardless »

Philipp, вы программист или какую-то программу рекламируете? Уже второй раз в темках встречаю заявление о каких-то программах. Уж рассказываете все полностью, не утаивайте ничего.
Philipp
Сообщения: 2540
Зарегистрирован: 11 май 2018, 09:36
Благодарил (а): 148 раз
Поблагодарили: 144 раза

#14

Сообщение Philipp »

Irregardless пишет: 17 дек 2018, 11:12 Philipp, вы программист или какую-то программу рекламируете? Уже второй раз в темках встречаю заявление о каких-то программах. Уж рассказываете все полностью, не утаивайте ничего.
Я не программист ( хотя изучал информатику в школе ), ничего не рекламирую, а лишь напоминаю, что уже 10 лет как есть онлайн сайты по созданию стихов, философских трактатов, биографий, резюме и тп
И дело тут не в программах, а в возможности формализации текстов, вместо программы может быть и человек тупо выполняющий инструкции см Новый ум короля Пенроуза.
Аватара пользователя
Irregardless
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 09 апр 2018, 21:50
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 420 раз

#15

Сообщение Irregardless »

Philipp, да, формализация это очень интересно, я немного знаю про нее, но больше про синтаксический анализ предложения, построение деревьев, графов, трансформационный анализ и тд.
Philipp
Сообщения: 2540
Зарегистрирован: 11 май 2018, 09:36
Благодарил (а): 148 раз
Поблагодарили: 144 раза

#16

Сообщение Philipp »

Irregardless пишет: 17 дек 2018, 11:56 Philipp, да, формализация это очень интересно, я немного знаю про нее, но больше про синтаксический анализ предложения, построение деревьев, графов, трансформационный анализ и тд.
Если речь идёт о дисперсно-трансформационном анализе, то это не просто интересно, а весьма имхо полезно.
А может и ключ к решениям.
Аватара пользователя
Irregardless
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 09 апр 2018, 21:50
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 420 раз

#17

Сообщение Irregardless »

Philipp, про дисперсный не слышала никогда. Может быть трансформационный так называется. Просветите?
Philipp
Сообщения: 2540
Зарегистрирован: 11 май 2018, 09:36
Благодарил (а): 148 раз
Поблагодарили: 144 раза

#18

Сообщение Philipp »

Irregardless пишет: 17 дек 2018, 12:10 Philipp, про дисперсный не слышала никогда. Может быть трансформационный так называется. Просветите?
Типа таких вещей
СпойлерПоказать
Не moved astonishingly fast.
„Он двигался удивительно быстро“.
Не moved with astonishing rapidity.
„Он двигался с удивительной быстротой“.
His movements were astonishingly rapid.
„Его движения были удивительно быстрыми“.
His rapid movements astonished us.
„Его быстрые движения удивляли нас“.
His movements astonished us by their rapidity.
„Его движения удивляли нас своей быстротой“.
The rapidity of his movements was astonishing.
„Быстрота его движений была удивительна“.
The rapidity with which he moved astonished us.
„Быстрота, с которой он двигался, удивляла нас“.
Не astonished us by moving rapidly.
„Он удивлял нас тем, что двигался быстро“.
Не astonished us by his rapid movements.
„Он удивлял нас своими быстрыми движениями“.
Не astonished us by the rapidity of his movements.
„Он удивлял нас быстротой своих движений“
СпойлерПоказать
John smeared paint on the wall.
₍₎ John smeared the wall with paint.
₍₎ John planted peas and corn in his garden.
₍₎ John planted his garden with peas and corn
Аватара пользователя
Irregardless
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 09 апр 2018, 21:50
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 420 раз

#19

Сообщение Irregardless »

Philipp, да, я немного изучала это в курсе по формальному представлению естественного языка, но у нас там какое-то другое название этот анализ носил.
Strange Quark
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 17 дек 2018, 18:13
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 32 раза

#20

Сообщение Strange Quark »

Давным-давно в далекой галактике люди писали научные работы только когда им было что сказать. С тех пор, многое изменилось...
За это сообщение автора Strange Quark поблагодарил:
cherkas
Аватара пользователя
Irregardless
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 09 апр 2018, 21:50
Благодарил (а): 583 раза
Поблагодарили: 420 раз

#21

Сообщение Irregardless »

Strange Quark, а что вам непонятно в данном исследовании? Прагмалингвистика, может?
Тогда, цитата:
https://sites.google.com/site/yazyk13/p ... ingvistika
Прагмалингвистика(лингвистическая прагматика) — филологическая (лингвистическая) наука (дисциплина), область лингвистических исследований.

Является самостоятельным разделом коммуникативной лингвистики.
1. Центральный объект - речевой акт, в связи с чем детально анализируются положения теории речевых актов.
2. Объект - отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативно-прагматическом пространстве.

Поскольку в лингвистической литературе встречаются два определения для понятия "прагмалингвистика", поскольку отмечается два проявления речевого воздействия в зависимости от осознаваемого/неосознаваемого выбора говорящим лингвистических единиц высказывания, поскольку объект и предмет прагмалингвистики анализируется с двух сторон, то представляется целесообразным выделить два вида прагмалингвистики, которые и различаются по вышеперечисленным критериям. С одной стороны, прагмалингвистика, еще не получившая своего современного названия, называлась "прагматикой" и определялась как "область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи". Это определение мы находим в работе, вышедшей в 1990 году, когда ученые еще не выделяли науку о речевых знаках в отдельную дисциплину. Именно тогда отмечалось, что прагматика как наука еще не имеет четких контуров, а к вопросам, которые изучались в ее рамках относились те, которые связаны с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействием в коммуникации и ситуацией общения. Интересно, что все эти вопросы в равной мере являлись предметом исследования в рамках психолингвистики. Как отмечается в лингвистическом энциклопедическом словаре, психолингвистика определяляется как "наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка".

В прагмалингвистике следует выделять функциональную прагмалингвистику и скрытую прагмалингвистику. В рамках функциональной прагмалингвистики изучается речевая деятельность отправителя текста с продуманным намеренным выбором иллокуций, а в скрытой прагмалингвистике исследуется интуитивный привычный выбор речевых сигналов актуализации речевого поведения отправителя текста. Такое деление имеет смысл, разумеется, только в исследовательских целях, и тем не менее оно полезно, так как приводит к важным практическим результатам.

Речевой этикет как объект изучения требует внимания различных наук: прагмалингвистики, межкультурной или сопоставительной прагматики, социологии, психологии и смежных с ними дисциплин. Интерес к этим проблемам возник в середине XX века, когда в центре внимания лингвистов оказались социальные и личностные факторы языкового общения.

М.М.Бахтин рассматривал язык как «непрерывный творческий процесс созидания, осуществляемый индивидуальными речевыми актами; язык как продукт является как бы застывшей лавой языкового творчества, «абстрактно конструируемым лингвистикой в целях практического научения языку как готовому орудию» [Волошинов 1993: 53-54].

Теоретической основой исследований в прагматике стала теория речевых актов, которая была создана Дж.Серлем, Дж.Остином и рядом других зарубежных исследователей. Минимальной реализацией речевого общения является речевой акт, который понимается как целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, существующими в данном обществе [Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 412].

Важнейшими чертами речевого акта являются намеренность (интенциональность), целеустремленность, конвенциональность.

Совокупность речевых актов составляет речевую деятельность. В процессе речевого акта осуществляется передача речевого сообщения от одного или нескольких участников общения другому или другим участникам общения. В этом состоит коммуникативная природа речевого акта, сущность которого в передаче информации, во взаимообмене ею. Однако, по мнению У.Матураны «обмен информацией» – всего лишь неудачная метафора, на самом деле ‘обмена’ и ‘передачи’ не происходит»

Речевой акт определяется обычно как высказывание (речедействие) или совокупность высказываний, совершаемых одним говорящим с учетом другого. Высказывание индивидуально по своей природе, оно не повторяется, но происходит каждый раз как бы заново.

Коммуникативная природа речевого акта предполагает его двусторонний характер. Участие в акте общения минимально двух участников, даже если один из них воображаемый или бессловесный, предполагает скорее диалогическую структуру общения, чем монологическую. Процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания можно назвать говорением, которое рассматривается как форма правилосообразного речевого поведения человека в том или ином сообществе. Кроме говорения, или устной формы общения, существует и общение письменное, которое подчиняется неким правилам ведения эпистолярной деятельности. Как в устном, так и письменном общении, многими исследователями выделяются различия в совершении некоторых речевых актов, таких как прошение, приветствие, извинение. Человек в своем поведении может следовать некоему правилу, не сознавая этого.

Одно из условий полноценного общения – вежливое, доброжелательное отношение к партнеру в различных ситуациях речевого общения.

Вежливость, по мнению Н.И.Формановской, – это отведение собеседнику той социальной роли, которая соответствует его социальным признакам или в некоторых ситуациях – даже ее завышение [Формановская 1989а: 50]. Вежливость отождествляют с речевым этикетом, под которым понимается совокупность правил, регулирующих общение. Почти во всех выделенных ею ситуациях общения, речевой этикет проявляется в функции вежливости.

Вежливость имеет различные оттенки значений: корректность – подчеркнутая официальность; учтивость – почтительная вежливость; любезность – стремление быть приятным и полезным другому и др.

Конечно же, коммуникативный процесс самым непосредственным образом связан с информационно-психологическим воздействием. Воздействуя на собеседника, мы более всего взаимодействуем с ним для достижения нужной нам цели, посредством нашего вежливого отношения к нему и посредством выбора той или иной коммуникативной стратегии. Например, выражая просьбу при разговоре, мы стараемся оказать на собеседника речевое воздействие, т.е. вербально и/или невербально стараемся побудить его к совершению некоторого практического действия. Исходной интенцией любого предложения является оказание воздействия на слушающего, с учетом вежливого к нему отношения.

Лингвистическая прагматика не имеет чётких контуров, в неё включается комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействием в коммуникации, ситуацией общения.

В связи с субъектом речи изучаются:
1) явные и скрытые цели высказывания («иллокутивные силы», по Остину), например сообщение некоторой информации или мнения, вопрос, приказ, просьба, совет, обещание, извинение, приветствие, жалоба и т. п.;
2) речевая тактика и типы речевого поведения;
3) правила разговора, подчинённые так называемому принципу сотрудничества, рекомендующему строить речевое общение в соответствии с принятой целью и направлением разговора, например адекватно нормировать сообщаемую информацию (максима количества), сообщать только истинную информацию и обоснованные оценки (максима качества), делать сообщение релевантным относительно темы разговора (максима отношения), делать речь ясной, недвусмысленной и последовательной (максимы манеры речи); эти правила, сформулированные Грайсом, получили название конверса­ци­он­ных максим или максим ведения разговора;
4) установка говорящего, или прагматическое значение высказывания: косвенные смыслы высказывания, намёки, иносказание, обиняки и т. п.;
5) референция говорящего, т. е. отнесение языковых выражений к предметам действи­тель­но­сти, вытекающее из намерения говорящего;
6) прагматические пресуппозиции: оценка говоря­щим общего фонда знаний, конкретной информи­ро­ван­но­сти, интересов, мнений и взглядов, психологического состояния, особенностей характера и способ­но­сти понимания адресата;
7) отношение говорящего к тому, что он сообщает:
а) оценка содержания высказывания (его истинность или ложность, ирония, многозначительность, несерьёзность и пр.),
б) введение в фокус интереса одного из тех лиц, о которых говорящий ведет речь, или эмпатия (термин С. Куно),
в) организация высказывания в соответствии с тем, чему в сообщении придаётся наибольшее значение.

В связи с адресатом речи изучаются:
1) интерпретация речи, в т. ч. правила вывода косвенных и скрытых смыслов из прямого значения высказывания; в этих правилах учитывается контекст, прагматическая ситуация и пресуппозиции, а также цели, с которыми говорящий может сознательно отступать от принятых максим общения (например, нарушать принцип релевантности, сообщать очевидные адресату вещи и т. п.);
2) воздействие высказы­ва­ния на адресата (перлокутивный эффект, по Остину): расширение информи­ро­ван­но­сти адресата; изменения в эмоциональном состоянии, взглядах и оценках адресата; влияние на совершаемые им действия; эстетический эффект и т. п.;
3) типы речевого реагирования на полученный стимул (прямые и косвенные реакции, например способы уклонения от прямого ответа на вопрос).

В связи с отношениями между участниками коммуникации изучаются:
1) формы речевого общения (информативный диалог, дружеская беседа, спор, ссора и т. п.);
2) социально-этикетная сторона речи (формы обращения, стиль общения);
3) соотношение между участниками коммуникации в тех или иных речевых актах (ср. просьбу и приказ).

В связи с ситуацией общения изучаются:
1) интерпретация дейктических знаков («здесь», «сейчас», «этот» и т. п.), а также индексальных компонентов в значении слов (ср. указание на пространственную ориентацию в глаголах типа «приходить», «подходить» и т. п.);
2) влияние речевой ситуации на тематику и формы коммуникации (ср. типичные темы и формы разговоров в гостях, на банкетах, в больницах, в приёмных врачей и адвокатов и т. п.).

Прагматика изучает речь также в рамках общей теории человеческой деятельности. Так, Остином был выделен класс так называемых перформативных высказываний.

В автоматическом анализе текста энциклопедическая информация, в т. ч. прагматические данные, организуется в форме сценариев или «фреймов» (термин М. Минского), моделирующих знание о типичных ситуациях и позволяющих правильно интерпретировать содержание текста. Прагматические сведения используются также в информационно-поисковых диалоговых (интер­актив­ных) системах. Категории прагматики вошли в ряд философских логик, предполагающих учёт пропозициональных установок (логика оценок, логика практического рассуждения и др.).

Выдвинув в качестве объединяющего принцип употребления языка говорящими в коммуни­к­тив­ных ситуациях и прагматической компетенции говорящих, прагматика охватила многие проблемы, имеющие длительную историю изучения в рамках риторики и стилистики, коммуникативного синтаксиса, теории и типологии речи и речевой деятельности, теории коммуникации и функциональных стилей,социолингвистики, психолингвистики, теории дискур­са и др., с которыми прагматика имеет обширные области пересечения иссле­до­ва­тель­ских интересов.
Психолингвистика:
психолингвистика
(от лат. lingua — язык) — научная дисциплина, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка (или языка вообще). В современном значении термин «П.» был введен американскими учеными Ч. Осгудом и Т. Сибеоком, опиравшимися на необихевиоризм и дескриптивную лингвистику (так называемая Йельская школа). С начала 60-х гг. XX в. американская П. ориентируется на теорию «порождающей грамматики» Н. Хомского, но затем (вторая половина 70-х гг.) наметился отказ от нее и поиски общепсихологической теории. В Англии, Франции, ФРГ и других западных странах развитие П. шло аналогичным путем, однако благодаря сильной психологической традиции идеи Хомского не получили столь широкого распространения. В России П. развивается с середины 60-х гг. Ее основное направление — теория речевой деятельности (рассмотрение речевых процессов как частного случая деятельности). Создание и развитие П. было связано с целым рядом прикладных задач инженерной психологии, нейро- и патопсихологии, обучения иностранным языкам.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М.
https://psychology.academic.ru/1928/%D0 ... 0%BA%D0%B0
Philipp
Сообщения: 2540
Зарегистрирован: 11 май 2018, 09:36
Благодарил (а): 148 раз
Поблагодарили: 144 раза

#22

Сообщение Philipp »

Да люди особенно разные руководители, любят поговорить, точнее любят что бы их слушали.
Вот и проводят разные совещания на совещании.
Ответить

Вернуться в «Основной форум об изучении английского языка»