Упражнения на развития межполушарного взаимодействия и развития памяти/мышления
Модераторы: JamesTheBond, mikka
-
- Сообщения: 438
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 00:09
- Благодарил (а): 339 раз
- Поблагодарили: 288 раз
Используете ли вы такие упражнения на уроках? Рекомендуете ли что-то выполнять ученикам дома? Я крепко задумалась и начала читать книги по этой теме.
Предыстория: у меня есть ученица, занимается 3ий год.
Начали примерно в ее 6 лет, с устного курса. 5-6 слов юнита запоминала на протяжении всего юнита, уроков 5-6.
Потом она пошла в первый класс, мы начали SM1. Результат был весьма средний. Здесь помню - здесь уже не очень. Я уже даже начала немного переживать за английский во втором классе, летом писала маме письмо и рассказывала подробно про ситуацию. И в первом классе ученица начала ходить на занятия по ментальной арифметике.
Сейчас 2ой класс, месяц назад 8 лет исполнилось. Я перестраховалась и перешла со всеми детьми на FF. Отработка-отработка и еще раз. С этой ученицей начали FF2. Ментальную арифметику они не бросили, хотя уже порывались. Что вижу: она помнит все, что было в прошлом году. Про артикли (которые в СМ1 вообще мельком): "так мы ж это проходили!" Делай тогда, говорю. И делает! Слова - влёт (ттттттт). Вопрос составить - вообще не вопрос. Мозг работает очень шустро. Если бы вот сейчас она ко мне пришла, я бы подумала, что у ребенка удивительные способности))) Но я наблюдала за ней в течение уже 2,5 лет. Ни с чем другим, кроме ментальной арифметики, связать это не могу. А она, вроде бы, как раз развивает межполушарное взаимодействие, память и мышление.
Другие ученики, которых знаю такое же время: все стабильно. Есть база, которую мы освоили, но вот таких подвижек в плане запоминания, обработки информации - нет. За неделю осенних каникул кое-кто начисто забыл то, что мы долбили с сентября (хотя исправно делает д/з, читает ридеры и тд).
Понятно, что один случай не показателен. Но все же...
Предыстория: у меня есть ученица, занимается 3ий год.
Начали примерно в ее 6 лет, с устного курса. 5-6 слов юнита запоминала на протяжении всего юнита, уроков 5-6.
Потом она пошла в первый класс, мы начали SM1. Результат был весьма средний. Здесь помню - здесь уже не очень. Я уже даже начала немного переживать за английский во втором классе, летом писала маме письмо и рассказывала подробно про ситуацию. И в первом классе ученица начала ходить на занятия по ментальной арифметике.
Сейчас 2ой класс, месяц назад 8 лет исполнилось. Я перестраховалась и перешла со всеми детьми на FF. Отработка-отработка и еще раз. С этой ученицей начали FF2. Ментальную арифметику они не бросили, хотя уже порывались. Что вижу: она помнит все, что было в прошлом году. Про артикли (которые в СМ1 вообще мельком): "так мы ж это проходили!" Делай тогда, говорю. И делает! Слова - влёт (ттттттт). Вопрос составить - вообще не вопрос. Мозг работает очень шустро. Если бы вот сейчас она ко мне пришла, я бы подумала, что у ребенка удивительные способности))) Но я наблюдала за ней в течение уже 2,5 лет. Ни с чем другим, кроме ментальной арифметики, связать это не могу. А она, вроде бы, как раз развивает межполушарное взаимодействие, память и мышление.
Другие ученики, которых знаю такое же время: все стабильно. Есть база, которую мы освоили, но вот таких подвижек в плане запоминания, обработки информации - нет. За неделю осенних каникул кое-кто начисто забыл то, что мы долбили с сентября (хотя исправно делает д/з, читает ридеры и тд).
Понятно, что один случай не показателен. Но все же...
- За это сообщение автора Pannda поблагодарили (всего 2):
- cherkas, Violetta27
-
- Сообщения: 6473
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
- Благодарил (а): 773 раза
- Поблагодарили: 3436 раз
Мозг девочки просто созрел. Плюс она получилась год в школе, где учеба стала ее ведущим видом деятельности.
А ментальная арифметика ничего не развивает. Просто учит хитростям, которые мы и так знали. Просто нам лень теперь это свои детям показать. Типа быстрого умножения на 11 или на 9.
А ментальная арифметика ничего не развивает. Просто учит хитростям, которые мы и так знали. Просто нам лень теперь это свои детям показать. Типа быстрого умножения на 11 или на 9.
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
Я уверена, что что-то все-таки развивает. Но это индивидуально, кого-то развивает счет, кого-то футбол или танцы, это ведь тоже умственная деятельность и развивает как раз межполушарные связи, счет - нет. Зависит от того, что надо развить (если что-то отстает), какую часть мозга. Может так статься, что тренировать станут не то, что требуется конкретному ребенку, и результата не будет. В лучшем случае. Ну и в скачки от тренировок я тоже не верю, это медленный прогресс.
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
Pannda, ментальная математика - это восточный абак, насколько я понимаю. он не развивает, как таковой, но он отлично дрессирует считать. развивает мозг настолько же, насколько любая другая мыслительная деятельность в принципе, никакого "раннего развития" от абака не будет, просто считать будут автоматически и действительно хорошо, что очень полезно и здорово.
Описанный Вами прогресс за год - это скачок. Скорее всего, таки выросла, в основном. Вся эта "психомоторика" - почти ни о чем, компенсирует связи, но со скоростью улитки, если вообще компенсирует. А счет вообще несколько не о том, но отлично, если он надрессирован.
Описанный Вами прогресс за год - это скачок. Скорее всего, таки выросла, в основном. Вся эта "психомоторика" - почти ни о чем, компенсирует связи, но со скоростью улитки, если вообще компенсирует. А счет вообще несколько не о том, но отлично, если он надрессирован.
-
- Сообщения: 22
- Зарегистрирован: 15 окт 2018, 07:57
- Благодарил (а): 139 раз
- Поблагодарили: 11 раз
Мне кажется, то что вы ищете, лежит в области нейропсихологии. Недавно сама углубилась в эту тему, когда наткнулась на прописи Праведниковой И.И., а потом на ее пособие "Нейропсихология. Упражнения и игры". Кстати, она считает, что упражнения на развитие различных структур головного мозга полезны не только детям, у которых проблемы с памятью, вниманием, концентрацией и т.п., но и детям, у которых таких проблем нет, так как мозг очень хорошо поддается развитию и нет предела совершенству :-) А я про себя думаю, что и взрослым-то никогда не помешает позаниматься. Книжку очень рекомендую, в ней даны конкретные рекомендации по занятиям в зависимости от того, какие навыки западают. Ну и, конечно, никто не отменял образ жизни и питание
-
- Сообщения: 438
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 00:09
- Благодарил (а): 339 раз
- Поблагодарили: 288 раз
anyaz, спасибо большое за совет! И рекомендацию книги! Да, мысли были именно в этом направлении: можно ли включать какие-то занятия/игры, благодаря которым эффективность усвоения иностранного языка постепенно бы повышалась. Тоже нашла интересную книгу, вернусь домой, напишу название.
-
- Сообщения: 438
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 00:09
- Благодарил (а): 339 раз
- Поблагодарили: 288 раз
Например, я узнала про людей с правополушарным мышлением то, что они быстро схватывают, но информация плохо задерживается в долгосрочной памяти. То есть, им просто необходимы очень отсроченные повторения.
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
Я разговаривала с логопедом, реабилитирующим после инсультов. Намного быстрее восстанавливаются люди с ВО и женщины. По поводу работников умственного труда все понятно. По поводу женщин интересно: у женщин два речевых центра, а у мужчин один, поэтому им требуется большее время. Конечно, любая умственная деятельность тренирует и развивает.
Но вот по поводу скачков и чудес. У меня ребенок с СДВГ, так что, как вы понимаете, мы пробовали то и это. Чудес не бывает.
По поводу конкретно счета. У СДВГшников с ним проблемы, но то, что им рекомендуют именно для укрепления межполушарных связей, чтобы это вылилось в счет, это не счет как таковой, а двигательные упражнения - повторять движения правой и левой частью тела, развитие речи - в чем разница между картинками, как можно больше описательных упражнений и пр. Главная проблема СДВГшников тут - невозможность соотносить абстракцию с конкретным примером, понять, что задание или задача аналогичны тому, что он только что сделал. Отсюда получается, что они отказываются начинать делать задание, даже выучив все, что нужно для его решение. Часто неразвитость речи, которую на первый взгляд не видно. Плохая краткосрочная память, постоянно все надо повторять и напоминать.
По поводу абака, он же ментальная математика, я знала женщину, у которой подобный проблемный ребенок, она очень много и грамотно им занималась, лопатила кучу литературы, жили в Европе, имея при этом восточные корни и зная и азиатскую культуру. Абаком они-то занимались, но чудес не было, ребенок все равно с особенностями мышления. Но вообще абак - классная штука, и жаль, что я своего не надрессировала в свое время, потому что все равно легче знать, чем не знать, и какое-то понимание абстракций возрастает.
Я не думаю, что возможно применять какие-то специальные упражнения для всех. По той простой причине, что все разные. И то, что нужно одному, совершенно ненужно или даже вредно другому. Поэтому, если ученик или группа без особенностей, максимумы "повторение - мать учения" вполне достаточно.
Но вот по поводу скачков и чудес. У меня ребенок с СДВГ, так что, как вы понимаете, мы пробовали то и это. Чудес не бывает.
По поводу конкретно счета. У СДВГшников с ним проблемы, но то, что им рекомендуют именно для укрепления межполушарных связей, чтобы это вылилось в счет, это не счет как таковой, а двигательные упражнения - повторять движения правой и левой частью тела, развитие речи - в чем разница между картинками, как можно больше описательных упражнений и пр. Главная проблема СДВГшников тут - невозможность соотносить абстракцию с конкретным примером, понять, что задание или задача аналогичны тому, что он только что сделал. Отсюда получается, что они отказываются начинать делать задание, даже выучив все, что нужно для его решение. Часто неразвитость речи, которую на первый взгляд не видно. Плохая краткосрочная память, постоянно все надо повторять и напоминать.
По поводу абака, он же ментальная математика, я знала женщину, у которой подобный проблемный ребенок, она очень много и грамотно им занималась, лопатила кучу литературы, жили в Европе, имея при этом восточные корни и зная и азиатскую культуру. Абаком они-то занимались, но чудес не было, ребенок все равно с особенностями мышления. Но вообще абак - классная штука, и жаль, что я своего не надрессировала в свое время, потому что все равно легче знать, чем не знать, и какое-то понимание абстракций возрастает.
Я не думаю, что возможно применять какие-то специальные упражнения для всех. По той простой причине, что все разные. И то, что нужно одному, совершенно ненужно или даже вредно другому. Поэтому, если ученик или группа без особенностей, максимумы "повторение - мать учения" вполне достаточно.
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
впервые я это услышала в отделении неврологии от неврологов. считается, в мозгу есть 2 речевых центра в разных частях коры головного мозга, у мужчин, если разрушаются связи, его функции берет на себя другой участок, а у женщин просто переключается один на другой. поэтому женщины быстрее восстанавливаются.
- Yety
- Сообщения: 11199
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:44
- Благодарил (а): 3381 раз
- Поблагодарили: 5399 раз
Это очень странное утверждение неврологов.) Похоже на радикальный миф о марсианах и венерианках.))
Требует проверки.
Если мы, конечно, не готовы опираться на утверждения еще меньшей авторитетности:
https://woman.rambler.ru/psychology/376 ... -muzhchin/
СпойлерПоказать
Все дело в анатомии. Еще в материнской утробе под влиянием гормонов мозг девочки формируется совсем иначе, чем мозг мальчика. В итоге в женском головном мозге образуются сразу два центра речи. Причем, один из них находится в левом полушарии, а другой — в правом. В то время, как у мужчин четко локализованная речевая зона в мозге вообще отсутствует. У мужчин за речь отвечает все левое полушарие.
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
Yety, извините, но вы постоянно требуете поисков научных фактов здесь и сейчас, на что у меня нет ни времени, ни желания, я не медик и не логопед, материалы под рукой не валяются, это я слышала совершенно профессионально от нескольких профильных специалистов, а не на уровне женского журнала в парикмахерской. По поводу речевых центров есть несколько теорий, иногда конфликтующих. Про развитость у женщин 2х центров, вместо одного (кстати, у них есть названия) - это широко принятая медицинская научная теория, изучаемая медиками, У мужчин, считается, один центр менее развит.
- Yety
- Сообщения: 11199
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:44
- Благодарил (а): 3381 раз
- Поблагодарили: 5399 раз
cherkas, что вы, не имел желания доставлять какие-то хлопоты.) Просто удивился неожиданным сведениям - думал, может, Вы в курсе деталей, - посмотрел, везде встречается либо в некритических источниках, либо в списке мифов о гендерных различиях.)) Потому и просил более-менее авторитетную ссылку почитать - для расширения кругозора. Никаких домогательств.)
- Yety
- Сообщения: 11199
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:44
- Благодарил (а): 3381 раз
- Поблагодарили: 5399 раз
В процессе поиска попались небезынтересные статейки:
"Мужское и женское речевое поведение (на материале немецкого языка)"
"6 стереотипов о мужчинах и женщинах, подтвержденных наукой"
"Мужское и женское речевое поведение (на материале немецкого языка)"
"6 стереотипов о мужчинах и женщинах, подтвержденных наукой"
-
- Сообщения: 1823
- Зарегистрирован: 02 мар 2018, 20:35
- Благодарил (а): 559 раз
- Поблагодарили: 871 раз
Вот и мне так кажется...
..."утверждает Telegraph" :)
И там, и там - поверхностные утверждения без ссылок и аргументов. По первой ссылке - ощущение, что анализировали материалы 50-х годов, да и выводы делали с тех же позиций :) Удивительно, что это подается как "наука". Они б еще выражение "wer hat die Hosen an?" в качестве аргумента привели... А по второй - какая-то попса вообще, в стиле "научного раздела" в рекламной газетке. Где-то жюри нашло более смешными мужские подписи к картинкам -> "научно доказано", что мужчины "смешнее шутят". Ну-ну :) Женщины эмоциональнее и лучше владеют языком? Как же тогда мужчины стихи умудряются писать? Наверное, им забыли сообщить о подсчетах "психоневролога Луэнн Бризендайн"...
-
- Сообщения: 1823
- Зарегистрирован: 02 мар 2018, 20:35
- Благодарил (а): 559 раз
- Поблагодарили: 871 раз
В дополнение к Йетиным примерам "научных" статеек, вот небезынтересное видео на тему гендерных стереотипов. К сожалению, на немецком, но приведу на всякий случай.
Вкратце:
Кукла или машинка? Эксперимент на предмет того, не навязываем ли мы детям гендерные роли с младенчества.
Младенцев одели соответственно гендерным ролям, но "поменяв" пол. Бантики нацепили мальчикам и т.д. Предложили взрослым поиграть с малышами, с разными игрушками, оценить, что им больше понравится. Резюме: похоже, что навязываем... ибо сами исходим из наших собственных предубеждений. Реакции взрослых в духе: "Ему понравилось играть с машинкой. - А как вы думаете, почему? - Ну так, пацан всё-таки!" И потом удивление "Что?? Это девочка???" Лично меня впечатлило :)
Вкратце:
Кукла или машинка? Эксперимент на предмет того, не навязываем ли мы детям гендерные роли с младенчества.
Младенцев одели соответственно гендерным ролям, но "поменяв" пол. Бантики нацепили мальчикам и т.д. Предложили взрослым поиграть с малышами, с разными игрушками, оценить, что им больше понравится. Резюме: похоже, что навязываем... ибо сами исходим из наших собственных предубеждений. Реакции взрослых в духе: "Ему понравилось играть с машинкой. - А как вы думаете, почему? - Ну так, пацан всё-таки!" И потом удивление "Что?? Это девочка???" Лично меня впечатлило :)
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
Причем тут гендер и социология, тем более какие-то стереотипы, если речь о медицине и томограммах. Первый линк по гуглу. Это ссылка №1. Больше гуглить не буду. Если что, это наиболее авторитетный ресурс в сфере медицины и биотехнологий в мире.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9041858
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9041858
-
- Сообщения: 211
- Зарегистрирован: 02 май 2018, 12:35
- Благодарил (а): 48 раз
- Поблагодарили: 118 раз
Насчёт ментальной арифметики - необязательно вести ребёнка на платные занятия.
В интернете можно скачать информацию про абак и ментальную арифметику на английском, на русском практически ничего нет (кроме рекламы;). Вот, собственно, и ответ, почему ментальная арифметика сейчас в моде: звучащее название, плюс мечта родителей, чтоб ребёнок щелкал примеры как орешки и отсутствие информации на русском.
Не все мамы владеют английским, или имеют достаточно времени, чтоб погуглить и почитать инструкцию. А для англоговорящих мам вполне возможен вариант и самой научить ребёнка.
На алиэкспресс можно купить за 4$ симпатичные счеты соробан (или абакус).
В интернете можно скачать информацию про абак и ментальную арифметику на английском, на русском практически ничего нет (кроме рекламы;). Вот, собственно, и ответ, почему ментальная арифметика сейчас в моде: звучащее название, плюс мечта родителей, чтоб ребёнок щелкал примеры как орешки и отсутствие информации на русском.
Не все мамы владеют английским, или имеют достаточно времени, чтоб погуглить и почитать инструкцию. А для англоговорящих мам вполне возможен вариант и самой научить ребёнка.
На алиэкспресс можно купить за 4$ симпатичные счеты соробан (или абакус).
-
- Сообщения: 438
- Зарегистрирован: 01 мар 2018, 00:09
- Благодарил (а): 339 раз
- Поблагодарили: 288 раз
Moo, меня привлекает не столько научить считать (и всех, кто отдал на эту ментальную арифметику), сколько побочные эффекты, которые они обещают))) Как я поняла, дети мысленно представляют себе эти счеты, и мысленно перекидывают туда-сюда кружочки. Причем, учатся делать это с очень большой скоростью.
-
- Сообщения: 6473
- Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:53
- Благодарил (а): 773 раза
- Поблагодарили: 3436 раз
А зачем эта скорость? Для скорости есть калькулятор. Устно в уме считать (арифметический счёт) научиться можно и нужно. И без абакуса-посредника.
Понимаете, арифметическа ограничена счётом (плюс, минус, может, дойдут и до деления с умножением). А вот всякие связи устанавливает не память, а логика.
Счёт не развивает логику, ее развивает математика. А она в свою очередь не ограничена счётом.
Понимаете, арифметическа ограничена счётом (плюс, минус, может, дойдут и до деления с умножением). А вот всякие связи устанавливает не память, а логика.
Счёт не развивает логику, ее развивает математика. А она в свою очередь не ограничена счётом.
-
- Сообщения: 211
- Зарегистрирован: 02 май 2018, 12:35
- Благодарил (а): 48 раз
- Поблагодарили: 118 раз
Если такой косвенный эффект есть, то отлично.
Это, наверное, можно проверить только эмпирическим путём, попробовав самим.
Сейчас ещё раз погуглила ментальную арифметику. Попробовала считать, немного непривычно, но с практикой привыкнуть можно (тренировалась на простых примерах). Представила абакус, и как на нем передвигаются косточки при сложении - это потребовало большей концентрации, чем если просто смотреть на цифры в тетрадке. Наверное это хорошо развивает пространственное воображение и концентрацию (удерживать картинку, куда какая косточка уехала)) Оказывается, там не просто так именно пять косточек на спице.
Почитала статью про то, как начинается урок - дети "разминают ручки" - обводят контуры картинок обеими руками одновременно, уделяют время рисованию левой рукой. А вот то, что рисуют левой рукой - это уже интересно, это развивает правое полушарие, которое отвечает за образное мышление.
Делают в тетрадке упражнения на развитие концентрации. Следующий шаг после азов - усложнение заданий или складывание чисел одновременно с чтением стихотворения или спортивным упражнением - тут развивается многозадачность.
Мне нравится китайский подход, пишут, что китайцы рассматривают ментальную арифметику не как повод снять видео для ютуба, а как задел для развития в будущем, и не гонят лошадей, а практикуют это годами)
В целом практика любопытная. Она не занудная (здорово же двигать косточки на воображаемых счетах).
Как пишут, у китайцев это входит в программу обучения, и упражняются они годами, разумеется, будет накопительный эффект. У нас такого нет, и не каждый родитель сможет водить ребёнка на частные занятия по арифметике несколько лет подряд, так что имеет смысл самим поискать информацию.
- cherkas
- Сообщения: 11670
- Зарегистрирован: 30 июл 2018, 18:53
- Благодарил (а): 4794 раза
- Поблагодарили: 3840 раз
для жизни и для концентрации, для лучшей успеваемости. в общем - для всего.
и там тоже требуется учитель, не зная, не научишь, я это знаю по примерам подруг, вышедших замуж за азиатов, одна сама учитель, правда, не математик, вторая программист.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 2 Ответы
- 1047 Просмотры
-
Последнее сообщение Zlatko_Berrin
03 сен 2021, 19:32
-
- 5 Ответы
- 2437 Просмотры
-
Последнее сообщение Kazemakaze
11 фев 2021, 07:41
-
-
Пособия, ресурсы для развития навыков говорения
helsm » 26 мар 2018, 21:56 » в форуме Аудирование и говорение - 10 Ответы
- 3319 Просмотры
-
Последнее сообщение helsm
31 мар 2018, 12:01
-
-
-
Поиск стратегий развития преподавателя/репетитора.
OlgaOlga » 05 июн 2021, 00:29 » в форуме Основной педагогический форум - 236 Ответы
- 26829 Просмотры
-
Последнее сообщение Mermaid
21 окт 2021, 18:04
-
-
-
Книги для развития вокабуляра: карточный формат?
Eager Beaver » 17 авг 2019, 18:52 » в форуме Лексика, словарный запас - 67 Ответы
- 5298 Просмотры
-
Последнее сообщение Eager Beaver
23 ноя 2019, 00:54
-
-
-
Android приложение для развития Аудирования, с возможностью экспорта в AnkiDroid.
snailp4el » 03 июл 2019, 13:11 » в форуме Основной форум об изучении английского языка - 0 Ответы
- 508 Просмотры
-
Последнее сообщение snailp4el
03 июл 2019, 13:11
-
-
- 4 Ответы
- 1552 Просмотры
-
Последнее сообщение nurasique
01 дек 2020, 01:25