Интересно или скучно учить слова?

Словарный состав языка, выбор лексических единиц, как учить и запоминать новые слова, тесты и задания на знание лексики, специальная лексика, словари и другие вопросы.

Модератор: zymbronia

С положительными или отрицательными эмоциями связано заучивание слов?

Скорее положительными
18
64%
И положительными и отрицательными
3
11%
Ни положительными, ни отрицательными
0
Голосов нет
Скорее с отрицательными
2
7%
Не стоит об этом задумываться
5
18%
 
Всего голосов: 28

Аватара пользователя
IlyaShalnov
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:21
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 29 раз

#1

Сообщение IlyaShalnov »

Может быть, вы вообще не заучиваете слова, а они заучиваются сами в процессе других занятий. Но если заучивание слов – это самостоятельное занятие, то…

Может быть, вы предпочитаете руководствоваться словом «надо», а не словом «хочется»?
Может быть, вы считаете, что это скучно, но с этим ничего не поделать?
Может быть, вам нравится?
Может быть, вы стараетесь сделать процесс интересным? К примеру, рисуете картинки или играете с партнером?

Короче, как вы делаете заучивание слов интересным процессом?
Аватара пользователя
IlyaShalnov
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:21
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 29 раз

#2

Сообщение IlyaShalnov »

Зубрежка и положительные эмоции

Правильное заучивание слов – это приятный процесс. Так и должно быть. Если занимаясь чем-то в языке, вы чувствуете себя некомфортно, то это указывает на то, что вы что-то делаете неправильно. Если вы не получаете удовольствие от чего-то в освоении языка, значит какие-то бессознательные программы это удовольствие блокируют.

Учить слова приятно потому, что приятно быстро печатать. Потому что приятно запоминать и вспоминать. Всякое правильно выполняемое движение ума приятно само по себе. Кроме того, заучивание слово можно связать с музыкой, танцем и мультизадачностью. Танец – это вообще магия.

Также источником положительных эмоций при заучивании слов может стать Интегральный Алгоритм, если вы его уже практиковали в течение какого-то времени.

Что такое интегральный алгоритм?

Это алгоритм, который используется в быстром чтении. Когда человек читает, то, чтобы запоминать материал, он раскладывает его по полочкам. На курсах у Андреева предлагали привыкнуть запоминать сразу:

1. Наименование (книги, статьи)
2. Автор
3. Источник и его данные (год, №)
4. Основное содержание, тема
5. Фактографические данные
6. Особенности излагаемого материала, которые кажутся спорными, критика
7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе


Вот именно этот набор вопросов мне не нравится, потому что требует запоминания массы ненужной информации, да с первого раза, да в процессе быстрого чтения (можно сказать в стрессовой обстановке). Если запоминать всякий раз название, да источник, да год, да номер – то это как с первого раза слова из словаря запоминать. Предполагается, что за пять лет чтения статей вы сформируете в голове словарь на несколько тысяч единиц – с первого раза да навсегда! Не реально и бессмысленно.

Но идея интегрального алгоритма сама по себе не плоха. И тогда она становится рабочей, когда Интегральный Алгоритм чтения совпадает с Интегральным Алгоритмом мышления. То есть, по жизни мы думаем, как будто отвечая на вопросы своего, естественно возникшего Интегрального Алгоритма. Его можно осознать, доработать и использовать на этот раз сознательно, уже не фрагментарно, уверенно.

Вот вопросы поинтересней:

1. Основная идея?
2. Шаблонные идеи?
3. Что нового?
4. В чем подвох?
5. Как использовать?
6. Зачем написана эта статья в мире, где борются добро и зло?


Статья – это всегда боевое подразделение. В какой армии состоит? Какую задачу решает? Как организованы войска?

У каждого может быть свой Интегральный Алгоритм. Артист смотрит на мир иначе, чем режиссер, или учитель, или врач, или психиатр, или милиционер или генерал. Но можно сформировать и универсальный алгоритм.

Интегральный Алгоритм и разговор на языке

Интегральный Алгоритм – это также универсальные вопросы для создания любой темы для общения из любого слова или предложения.

То есть, Интегральный Алгоритм может превращать любое слово в тему для общения и с другими, и с самим собой. То есть, это интересная идея для разговорных клубов и для самостоятельного освоения языка.

Вот, к примеру, какими могут быть вопросы интегрального алгоритма:

1. Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово ТЕМА? (эмоции, воспоминания, идеи)
2. Что в ТЕМЕ добро? Что в ТЕМЕ зло?
3. Как Этим овладеть? Как от Этого защищаться?


Теперь каждое слово становится темой для сочинения. И каждое предложение предполагаемого сочинения само становится темой для сочинения. Теперь каждое слово эмоционально отзывается. Теперь заучивание слов не будет скучным, даже если вы не будете углубляться в заучиваемые слова.

Игра в Ассоциации

Также есть игра в Ассоциации, которая также делает каждое слово эмоциональным. Вы говорите первое, что приходит в голову. Партнер говорит о тех сюжетах, которые ему пришли ему на ум, связанные с тем, что только что было сказано. Вы говорите о том, о чем вы подумали в связи с его коротким рассказом. Он говорит о том, о чем он подумал в связи с вашим рассказом. Так до тех пор, пока какая-то интересная тема для разговора спонтанно не возникнет.

Можно играть с самим собой. Тогда ты практикуешь язык и свою жизнь вспоминаешь. Опять, каждое слово – это начало интересного движения ума.

А занятия грамматикой?

Есть и другие техники, раскрепощающие вашу эмоциональность по мере того, как вы занимаетесь языком. Например, некоторые игры с грамматикой к этому приводят. Подумайте о книге Фромма «Иметь или быть», если читали её или о ней. Имеет ли он отношение к грамматике? Все модальные глаголы, к примеру, становятся психотипами. И также предлоги и наречия…

После таких практик каждое слово становится интересным. Так в самом ли деле зубрежка скучна?
Аватара пользователя
JamesTheBond
Сообщения: 4991
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 871 раз

#3

Сообщение JamesTheBond »

Когда учил по "единственно правильной, эффективной и интересной" методике - т.е. пытался учить те слова, которые мне встречались в текстах или пособиях, было настоящей пыткой.

Когда начал учить "бессистемно, неэффективно, неинтересно и неправильно" - т.е. по тем методикам, которые предлагает Нэйшен (учить именно частотные слова), изучение слов стало сплошным удовольствием, так как немедленно начал получаться конкретный результат.
Аватара пользователя
IlyaShalnov
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:21
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 29 раз

#4

Сообщение IlyaShalnov »

То есть, удовольствие не от процесса, а от предвкушения результата?
Аватара пользователя
IlyaShalnov
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:21
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 29 раз

#5

Сообщение IlyaShalnov »

Вот выпишите вы все слова из небольшой и не сложной книги. Вы получите список слов в 2000. Этот список будет состоять из самых частых слов процентов на 98. А дальше что?

Или важно сначала заучить 50 самых частых, потом 200, потом 400? А сразу 2000 - это ошибка? Или на 98 процентов - это недопустимо, надо непременно на 100?

Заучивание самых частых слов списком, как я понимаю, - это работает только на первых порах? А дальше как? Как набрать вокабуляр в десяток тысяч слов для начала, чтобы как-то можно было общаться? Сам наберется?

Впрочем, это отвлечение от темы. Тема была, как сделать процесс заучивания слов интересным. Уточним, чтобы кайф был не только от предвкушения результата, но и от самого процесса.
Аватара пользователя
Белая Мишка
Сообщения: 1802
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 22:26
Благодарил (а): 1434 раза
Поблагодарили: 841 раз

#6

Сообщение Белая Мишка »

Первый пункт.
Аватара пользователя
JamesTheBond
Сообщения: 4991
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 871 раз

#7

Сообщение JamesTheBond »

IlyaShalnov пишет: 08 июн 2018, 10:30 То есть, удовольствие не от процесса, а от предвкушения результата?
И от процесса (я использовал уже готовый учебный словарь, а не выписывал что-то куда-то) и именно от ежедневного результата - после изучения слов я слушал радио и подавляющее большинство изучаемых слов встречал постоянно. Иногда те слова, которые я начинал учить в этот день, встречались в течение часа-двух. Тогда это меня поражало, а сейчас я знаю, что иначе и быть не могло.
Аватара пользователя
JamesTheBond
Сообщения: 4991
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 871 раз

#8

Сообщение JamesTheBond »

IlyaShalnov пишет: 08 июн 2018, 10:53 Вот выпишите вы все слова из небольшой и не сложной книги.
Тут не могу ничего сказать – выписывать я пытался, но без всякого толка.
Заучивание самых частых слов списком, как я понимаю
Тоже ничего не могу сказать – списками не заучивал.
Уточним, чтобы кайф был не только от предвкушения результата, но и от самого процесса.
Выше ответил. Процесс мне тоже очень нравился. Я разбирался на примерах в значениях каждого слова на примерах – и это было очень интересно.
Аватара пользователя
IlyaShalnov
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:21
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 29 раз

#9

Сообщение IlyaShalnov »

И от процесса, потому что он был сведен к минимуму? Потому что сократились мучения на выписывание? Кайф от того, что теперь не так страдательно, как было раньше?

Хорошо, в начале так, а дальше-то как? Что делать с более редкими словами (из первых 10 000 самых частых)? Сколько слов вы считаете самыми частыми?

Есть ли у вас готовые учебные словари в электронном виде? Как выглядят словарные статьи в этих словарях? Чем эти словари отличаются от тех, что давались в конце каждого школьного учебника?
Последний раз редактировалось IlyaShalnov 08 июн 2018, 11:14, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
IlyaShalnov
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:21
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 29 раз

#10

Сообщение IlyaShalnov »

Когда я писал про выписывание всех слов из небольшой книги, я имел в виду автоматическое выписывание на несколько секунд.
Аватара пользователя
IlyaShalnov
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:21
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 29 раз

#11

Сообщение IlyaShalnov »

JamesTheBond пишет: 08 июн 2018, 11:01 Я разбирался на примерах в значениях каждого слова на примерах – и это было очень интересно.
У меня была знакомая, которая любила читать словарь. Открывала в любом месте и читала. И слова и примеры к словам.

Я вот тоже думаю, что читать словари интересно. Это можно делать по-разному. Заучивание слов списком - это тоже по сути чтение словаря. Читаешь словарь как художественную литературу.
Аватара пользователя
JamesTheBond
Сообщения: 4991
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 11:08
Благодарил (а): 600 раз
Поблагодарили: 871 раз

#12

Сообщение JamesTheBond »

IlyaShalnov пишет: 08 июн 2018, 11:08 И от процесса, потому что он был сведен к минимуму? Потому что сократились мучения на выписывание? Кайф от того, что теперь не так страдательно, как было раньше?
Нет, нет – это уже было не только не страдательно, а наоборот интересно. И не к минимуму, а наоборот – так как процесс стал интересным, время летело незаметно.
Хорошо, в начале так, а дальше-то как? Что делать с более редкими словами (из первых 10 000 самых частых)?Сколько слов вы считаете самыми частыми?
Ну, лично я не считаю словами, а только гнездами: Word families/Гнезда (Лексика, словарный запас)
Частотность начинает падать очень резко где-то к концу 3-й тысячи и фактически теряет смысл после трех-трех с половиной тысяч гнезд. Что делать – это все-таки уже общий вопрос, я на него ответить не могу. Думаю, там все очень индивидуально. Лично я потом учил точно так же, но уже скорее по тем тематикам, которые мне были нужны. Но тут мой опыт уже едва ли имеет прикладное значение, так как я потом этим увлекся и сам уже делал свои словари, в том числе и частотные.
Есть ли у вас готовые учебные словари в электронном виде? Как выглядят словарные статьи в этих словарях? Чем эти словари отличаются от тех, что давались в конце каждого школьного учебника?
Выглядят – вот здесь я давал вид странички: Учебный словарь Е.Уилсон (Лексика, словарный запас)
Да, в электронном есть – и то, что я для себя делал и во всевозможных видах для учеников.
Заучивание слов списком - это тоже по сути чтение словаря. Читаешь словарь как художественную литературу.
Да, насчет чтения словаря как худ. литературы - согласен. Но насчет "заучивания списком"... Тогда любое изучение слов можно назвать так - когда выписывают слова, тоже получаются какие-то списки.
Аватара пользователя
IlyaShalnov
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:21
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 29 раз

#13

Сообщение IlyaShalnov »

JamesTheBond, я не думаю, что есть какая-то правильная техника, что подходит для всех. Правильная методика для меня - эта та методика, которая умеет подстраиваться под любого. Разным людям разное предлагается.

А для вас как раз наоборот. Вам видится, что именно по Нэйшену правильно. Хоть вы зачем-то и назвали его метод "бессистемно, неэффективно, неинтересно и неправильно". Кому-то этот метод подойдет. Кто-то будет думать, что это лучший метод, потому что других методов не признает. Кому-то этот метод не подойдет вообще. Быть может, не подойдет потому, что человек категорически не захочет его даже пробовать.

Но вот просто чтение текста. Вы видите слово уже в контексте. Вы его сразу пытаетесь запомнить. Чем это хуже, чем заучивание из учебного словаря? Только в этом случае слова учатся прямо в процессе чтения. Разве текст - это не учебный словарь с примерами? Имеется в виду, что текст электронный, и послать слово в любой словарь для уточнения смысла можно легко и просто.

Для настойчиво-непонятливых, само собой, что к заучиванию слов процесс освоения языка не сводится.
Аватара пользователя
Avaddon
Сообщения: 391
Зарегистрирован: 06 мар 2018, 19:38
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 231 раз

#14

Сообщение Avaddon »

IlyaShalnov пишет: 08 июн 2018, 11:35 ...Только в этом случае слова учатся прямо в процессе чтения. Разве текст - это не учебный словарь с примерами? Имеется в виду, что текст электронный, и послать слово в любой словарь для уточнения смысла можно легко и просто.
Мыслите в целом правильно, рад за вас. Текст - это больше чем учебный словарь с примерами. Текст - хороший - вызывает эмоциональную реакцию и вовлечение, за счет чего слова учатся, что называется by osmosis. Это самый естественный способ изучения.
За это сообщение автора Avaddon поблагодарил:
Николай Васильевич
Dream32
Сообщения: 358
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:23
Благодарил (а): 410 раз
Поблагодарили: 162 раза

#15

Сообщение Dream32 »

Скорее отрицательные.
Поэтому всячески стараюсь этого избежать.
Занимаюсь самообманом, и заменяю заучивание слов и их повторение (по спискам или приложениям) на более интересные и продуктивные для меня занятия, к примеру сделать упражнения с новыми словами, составить предложения, почитать примеры в словарях, еще раз послушать аудио или прочитать текст с новыми словами, употребить их в своей речи или на письме.
Аватара пользователя
Xander
Сообщения: 675
Зарегистрирован: 04 мар 2018, 14:47
Благодарил (а): 47 раз
Поблагодарили: 355 раз

#16

Сообщение Xander »

IlyaShalnov пишет: 08 июн 2018, 10:08 Короче, как вы делаете заучивание слов интересным процессом?
If your level is above A0:
Don't read in Russian.
Don't write in Russian.
Use interesting authentic materials. Avoid charlatans and fake experts who can't speak decent English.
Аватара пользователя
IlyaShalnov
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 23:21
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 29 раз

#17

Сообщение IlyaShalnov »

Чувствуется такое настроение: чтобы сделать процесс заучивания слов интересным, надо не заучивать слова, а делать что-другое, связанное с языком, чтобы слова заучились сами.

Я не против этой стратегии. Как я говорил, у каждого свой путь. Но вопрос был другим: если вы все же учите слова отдельно (в дополнение ко всему прочему), как вы делаете это занятие интересным? Давайте вернемся к теме.

Майк, например, рисует картинки. Это может подойти художникам.

У меня свои приёмы, которыми я и делюсь.

Джеймс Бонд читает словари с наиболее частыми словами и примерами к этим словам. Не понятно немного, чем простые тексты ему не словари с примерами. Мог бы читать простые тексты, специально слова не заучивая. По сути, почти та же стратегия - отдельно слова не учить, только вместо связных текстов читать словари.

Есть давно известный метод фонетических ассоциаций, который несколько лет назад был методом Гарибяна, а совсем недавно стал методом Ягодкина.

Может есть еще какие идеи?
Mike
Сообщения: 1056
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 03:43
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 550 раз

#18

Сообщение Mike »

IlyaShalnov пишет: 08 июн 2018, 14:36 Майк, например, рисует картинки. Это может подойти художникам.
Я не рисую картинки:-) Когда-то давно, кажется, на первом курсе, я попробовал делать иллюстрации к некоторым словам и выражениям, которое хотел запомнить. И брал я не отдельное слово, а целое предложение или фразу с этим словом. Например, для глагола sizzle - sausage sizzling in the pan. Слов и выражений в том словарике было не так много, 50-100, и все они замечательно запомнились. Поэтому я и написал об иллюстрированном словарике, как одном (!) из множества вариантов творческого подхода к изучению слов.
Аватара пользователя
Avaddon
Сообщения: 391
Зарегистрирован: 06 мар 2018, 19:38
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 231 раз

#19

Сообщение Avaddon »

Sizzling Saturn! - в ранних рассказах Азимова о роботах.
Роман Молти
Сообщения: 885
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 17:57
Благодарил (а): 301 раз
Поблагодарили: 478 раз

#20

Сообщение Роман Молти »

Держите еще идиому
all sizzle and no steak
Having an exciting, promising, important, or aggrandizing buildup that proves to be unwarranted.
https://idioms.thefreedictionary.com/al ... d+no+steak
Mike
Сообщения: 1056
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 03:43
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 550 раз

#21

Сообщение Mike »

Похоже на "All hat and no cattle".
Роман Молти
Сообщения: 885
Зарегистрирован: 02 мар 2018, 17:57
Благодарил (а): 301 раз
Поблагодарили: 478 раз

#22

Сообщение Роман Молти »

Mike пишет: 08 июн 2018, 18:48 Похоже на "All hat and no cattle".
Да. Или all bark and no bite
diggerzz
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 28 апр 2018, 19:07
Благодарил (а): 142 раза
Поблагодарили: 275 раз

#23

Сообщение diggerzz »

Mike пишет: 08 июн 2018, 18:48 Похоже на "All hat and no cattle".
А откуда это пошло не подскажете?
Сразу возникла ассоциация с ковбоями киношными - шляпа крутецкая и под шляпой вроде тоже орел такой, а в кармане дырка от бублика.
Mike
Сообщения: 1056
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 03:43
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 550 раз

#24

Сообщение Mike »

diggerzz,
Совершенно верно. Да вы сами посмотрите в Google - all hat and no cattle origin.
diggerzz
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 28 апр 2018, 19:07
Благодарил (а): 142 раза
Поблагодарили: 275 раз

#25

Сообщение diggerzz »

Mike,
Спасибо.
С недостатком "Проще спросить, чем поискать" я борюсь, но с крайне переменным успехом. :)
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Лексика, словарный запас»